Автомобильный ГОСТ, ужесточающий правила сертификации японских автомобилей, планируют перенести на 1 декабря

ГОСТ 33670-2015, который распространяется на процедуру оценки соответствия транспортных средств техническому регламенту, планируют перенести ещё на полгода и ввести в действие с 1 декабря. Вместе с переносом срока готовятся менять и сам стандарт.

Вступление ГОСТа переносили уже дважды – сначала он должен был заработать на всей территории ЕЭС с января 2019 года, затем его перенесли на июль, потом на июль 2020 года. Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Корниенко по просьбе VL.ru направил правительственный запрос в Минпромторг за разъяснением положений нового стандарта и сроках его вступления в силу.

Как сообщили Минпромторге, ГОСТ 33670-2015 будет касаться всех автомобилей, в том числе и тех, что граждане ввозят из-за рубежа для собственных нужд. Стандарт был принят в 2015 году на территории всего Евразийского экономического союза с отложенным вступлением в действие.

Однако в связи с пандемией коронавируса и невозможностью до 1 июля завершить все подготовительные мероприятия, которые не позволят случиться очередному автомобильному коллапсу на Дальнем Востоке, вступление в силу нового стандарта предложено перенесли на 1 декабря. Соответствующий проект решения Коллегии ЕЭС подготовлен Минпромторгом России и направлен в Минэкономразвития для его рассмотрения на ближайшем заседании Коллегии ЕЭС.

Работа над стандартом и тем, как он будет соблюдаться на территории России ведётся в рамках рабочей группы. Возглавляет её руководитель Росстандарта Алексей Абрамов. Как сообщили корреспонденту VL.ru, группа провела уже несколько заседаний, в том числе и выездное – с осмотром лабораторий во Владивостоке и обсуждением их мощностей. Дальнему Востоку уделено максимальное внимание как раз из-за сложностей с соответствием стандарту японских автомобилей и объёма импорта в дальневосточные регионы.

В ответ на официальный запрос редакции в Росаккредитации, которая также участвует в создании ГОСТа, ответили, что на начало июня во всей России по новому стандарту было аккредитовано 27 испытательных лабораторий, семь из них находятся на Дальнем Востоке, почти все – в Приморье. Ещё 18 ожидают включения в специализированный реестр. В их числе и государственная лаборатория ФГУП «НАМИ».

Росаккредитация назвала дальневосточные лаборатории: ООО «Серт Лаб», ООО «ВладТранс», ООО «ВладТрек», ООО «Фаворит-ДВ», ООО «Центр испытаний ДВ», ООО «Примавтотест», ООО ИЦ «Спектр-Ч». Согласно ответу Минпромторга, за три недели июня добавилась ещё одна лаборатория, правда, её не назвали. Теперь их на Дальнем Востоке восемь. Ещё шесть компаний по Дальневосточному округу проходят процедуру аккредитации.

Создание лабораторной базы предполагает не только проверку автомобиля и выдачу СБКТС, но комплекс услуг. С 1 ноября в России прекращается выдача бумажных ПТС, их переводят в электронный вид. Так вот аккредитованные лаборатории будут выдавать и СБКТС, и ЭПТС, и электронную диагностическую карту техосмотра. Это, кстати, должно снять нагрузку и с таможни, которой останется только «профильное» занятие – таможенная очистка и сбор положенных при импорте платежей.

Дальше начинаются сложности – аккредитованные лаборатории в день смогут при максимальной нагрузке обслуживать 15-25 автомобилей. Но это только в теории, потому что, как будут обстоять дела на практике, пока не знает никто. В прошлом году через таможенные посты Приморья в месяц проходило в среднем 8000 транспортных средств.

Рассмотрение документов, поданных лабораториями в Росаккредитацию для включения в национальный реестр, может затянуться до декабря. В частности, для того, чтобы лаборатория получила необходимые допуски, необходима выездная проверка – а они сейчас почти невозможны из-за пандемии. Сложности признают и федеральные чиновники – говорят, много госуслуг из-за этого «подвисло». Отсюда и возникло предложение об очередном переносе стандарта – к 1 июля просто не будет готовности.

Во Владивостоке, где сосредоточен почти весь автомобильный импорт страны, хотят работать и лаборатории из других регионов – есть заявки от Москвы и Казани. Но по той же причине – коронавирус – представители компаний не могут даже выехать на место, хотя оборудование уже закуплено.

Следующая проблема, с которой столкнутся дальневосточники и которую хотят минимизировать, – логистика. Никаких испытательных лабораторий в зоне таможенного контроля не будет. А машина без СБКТС не получит ПТС и, соответственно, не может передвигаться по дорогам общего пользования. Пока у рабочей группы только один вариант – забирать машины на эвакуаторе или автовозе после таможенной очистки, везти в лабораторию и там получать озвученный выше комплекс услуг. Это добавит импорту стоимости, но в ГИБДД категоричны и говорят, что это проблемы импортёров. Есть ли у лабораторий достаточные «парковочные» мощности, тоже никто неизвестно.

Сертификаты безопасности хотят перевести в электронный вид. Регламент хотели разработать к 1 июля, но не успели. Сейчас срок проекта сдвинулся на 1 августа. По задумке большие партии серийных машин будут сертифицироваться «оптом» по запросу технических характеристик у завода-изготовителя. Пока в тестовом режиме такой алгоритм работает с новыми машинами, получающими одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Их характеристики запрашиваются с помощью VIN-номера, которого у японских машин нет. Предполагается, что запрос будут делать по номеру кузова, но пока точных ответов нет.

До сих пор не озвучены и методики стандартизации, по которым должны работать лаборатории. Технический комитет 056 «Дорожный транспорт» проинформировал о подготовке внесения изменений в ГОСТ. Его разработали ещё в 2015 году, с тех пор изменилась нормативная база, которую нужно приводить в соответствие. Так что и сам ГОСТ стоит на пересмотре. Комитет, кстати, до 1 июля принимает предложения от заинтересованных лиц по изменениям в стандарт.

Также с 1 ноября в России прекратится выпуск ПТС в бумажном виде, будет только электронный. В АО «ЭПТС» говорят, что никаких переносов не будет. Но на Дальнем Востоке до сих пор активность минимальная, и нет возможности отлаживать ошибки и недоработки до вступления нормативной базы в силу. Таможню просят «выделить» хотя бы часть импортируемых машин и помочь в информировании импортёров. Но таможенные органы в недоумении – они делают всё, что положено по закону, и не могут ограничивать получателей ПТС или затягивать сроки их выдачи.

Требования ГОСТа также распространяются на транспорт категории L, M, N, O (мотоциклы, квадрициклы, автобусы, троллейбусы, грузовики и прицепы). Но уже сейчас есть проблемы с оформлением коммерческого транспорта и спецтехники (самосвалы, грузовики с манипуляторами, рефрижераторы, автобусы категории М2 и М3), поскольку выдавать сертификаты пока может только одна лаборатория. Транспортировка их со склада к лаборатории может стоить до нескольких миллионов рублей.

Пока схема импорта выглядит следующим образом: гражданин ввозит авто, он поступает на таможню, оформляется, очищается, после этого его вывозят на эвакуаторе из таможенной зоны и везут до лаборатории, где машина проверяется. Владельцу выдают СБКТС, ПТС и диагностическую карту. После этого он страхует машину и своим ходом едет в ГИБДД, где совершает регистрационные действия. Где-то в этой последовательности необходимо уплатить утилизационный сбор и установить ЭРА-ГЛОНАСС, если машину ввозило юридическое лицо.

Напомним, ГОСТ 33670-2015, согласно решению коллегии ЕЭК должен применяться в качестве обязательного для реализации положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Выполнение требований техрегламента в отношении выдачи СБКТС, а также находящихся в эксплуатации автомобилей в случае внесения изменений в их конструкцию обеспечивается исключительно испытательными лабораториями, в области аккредитации которых содержится этот стандарт.

В соответствии с подпунктом 3.2.1 документа, обязательным условием проведения проверки транспортного средства является его представление в аккредитованную испытательную лабораторию. Сейчас лаборатории имеют право на так называемую выездную проверку, то есть у владельца нет необходимости гнать неоформленное авто на стенд, однако со вступлением в силу документа такой возможности не будет.

Отметим, что Минпромторг также опроверг слухи о том, что автомобили придётся отдавать на краш-тест для подтверждения безопасности его конструкции. Согласно ответу ведомства, проверка внутренних систем должна быть документарной, а положения, требующие проведения разрушающих испытаний, стандартом не установлены.

Источник