Бизнес сообщил о перебоях с поставками обуви и парфюмерии после введения обязательной маркировки

Импортёры, дистрибьюторы и ритейлеры сталкиваются с задержками в поставках обуви и парфюмерии после введения системы обязательной маркировки этой продукции, пишут «Ведомости». Маркировка обуви стала обязательной с 1 июля, парфюмерии – с 1 октября.

«Сбои происходят постоянно», – говорит Андрей Павлов, владелец Zenden Group (бренды обуви Zenden, Thomas Munz и Mascotte). На их устранение уходит время, скорость движения товаров сильно замедлилась, часть продукции не успевает попасть на полку к сезону.

У компании Nike возникли проблемы с вводом в оборот детской спортивной обуви. На каждую партию система требовала указания в коде номера разрешительного документа (сертификата или декларации соответствия), но для такой продукции он не обязателен, рассказывает директор по взаимодействию с органами власти и корпоративным вопросам российского офиса Nike Дмитрий Вишняков. Чтобы это исправить, оператору потребовалось несколько недель. Товар не смог вовремя дойти до потребителя, и многие поставщики пропустили важный сезон продаж перед 1 сентября и понесли убытки.

Представитель оператора системы Центра развития перспективных технологий, напротив, говорит, что в системе маркировки не было ни одного сбоя с 1 июля – с тех пор, как она стала обязательной для обуви. Компании сами наносят коды на свою продукцию. Если коды сформированы корректно, проблемы с чтением кодов не будет. Однако нельзя исключать случаи, когда сама компания преобразовала и напечатала коды с ошибками, из-за чего и возникли сложности при сканировании. Проблем с детской обувью нет: после того как летом компании попросили сделать сертификат соответствия необязательным, в системе это было сразу реализовано, говорит представитель ЦРПТ.

Директор подразделения Global Supply Chain логистической компании FM Logistic (обслуживает около 70% парфюмерной отрасли России) Алексей Мисаилов говорит, что сбои возникают при поставках от импортёров к дистрибьюторам и от них в торговые сети. Это связано с тем, что участники цепочки поставок используют разное оборудование и IT-решения. Оборудование ритейлеров зачастую не может прочитать коды поступившего товара, хотя он уже может находиться на их складе. Из-за этого задержки в поставках составляют от 5 до 14 дней. В начале октября ошибки были при поставках 85-90% товаров, сейчас – 50%. Большинство ритейлеров заранее сделали запасы, поэтому пока на их ассортимент это не повлияло. По мнению Мисаилова, дополнительные расходы на логистику и большие инвестиции в IT-инфраструктуру в связи с внедрением системы участники рынка вынуждены будут в дальнейшем включить в себестоимость, что скажется и на цене продукции. Сложившуюся на рынке парфюмерии ситуацию он связывает с тем, что сейчас продолжаются проверка и тестирование новых процессов, поскольку из-за пандемии COVID-19 ранее они почти на полгода были приостановлены. Ухудшает ситуацию и то, что сейчас высокий сезон и очень активно идут поставки парфюмерии.

Представитель «Магнита» заявил, что поставки идут штатно. Представитель Федеральной таможенной службы сообщил, что таможня своевременно обрабатывает поступающие декларации на обувь и парфюмерию. Партии выпускаются в установленные сроки – до четырёх часов.

Ранее о похожих проблемах после введения маркировки сообщали представители аптечных сетей, дистрибьюторов и фармпроизводителей: возникали проблемы как с приёмкой лекарств, так и с продажей конечному потребителю. В итоге Минпромторг разрешил рознице работать в уведомительном режиме, то есть продавать лекарства потребителю, не дожидаясь ответа системы.

Cоздание в России системы маркировки было одобрено ещё в конце 2017 году. Оператором стал ЦРПТ, который на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнёров, ещё по 25% – у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого. Цель системы – обеспечить прослеживаемость движения товаров и снизить оборот нелегальной продукции. В России уже стала обязательной маркировка сигарет, шуб, лекарств, парфюмерии и обуви. К 2024 году она должна распространиться на все товары, в том числе на молочные продукты, питьевую воду и пиво.

На этапе ввода новых систем часто можно наблюдать сбои и неполадки, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Отчасти это может быть связано с тем, что систему недостаточно протестировал её оператор, и она не справляется с большой нагрузкой. Также виноваты могут быть и участники рынка: они могут вовремя не установить оборудование и не протестировать необходимые процессы.

Источник