Бурятский учитель о профессии: «Не все родители могут сохранить спокойствие со своими детьми, а у нас их более тридцати»

«Информ Полис» продолжает цикл анонимных историй специалистов разных отраслей. Они покажут обратные стороны своих профессий, о которых мало кто знает.

Они заставляли каждого из нас запоминать алфавит, из букв слагать слова, учить наизусть таблицу умножения. А еще – были с нами рядом в очень важные моменты жизни и помогали нам на пути взросления. Речь, конечно, идет об учителях. Ко Дню учителя мы поговорили с несколькими педагогами, которые рассказали, с какими проблемами они сталкиваются, и почему считают свою профессию самой лучшей.

У кого-то главный праздник Новый Год, а для нас, учителей – первое сентября. Уже 38 лет работаю, но каждый год, как и много лет назад, в первый осенний день с волнением и радостью иду на встречу с учениками. Общение с детьми дает энергию, заряд и огромный спектр эмоций. Стареть некогда. Учитель в душе всегда остается молодым.

Министр российского образования говорил, что у учителя должны быть четыре основных документа: рабочая программа по предметам, регулярно-тематическое планирование, электронный журнал и дневник. Но на самом деле их гораздо больше: отчеты, анализы, справки…Даже иногда возникает желание бросить все, когда начинают требовать всякие документы по проверкам Обрнадзора, санитарных, пожарных и прочих служб. На заполнение многочисленной бумажной отчетности уходит много времени.

А может ли кто-то посчитать, сколько моральных сил уходит на общение с учениками? Ведь они самые разные. И до каждого мы должны донести знания о своем предмете. Особенно трудно с теми, которые считают, что им это не надо, не проявляют особого интереса, плохо отвечают на уроках. Но иногда некоторые из них, вдруг «пробуждаются», становятся активными, хорошо начинают отвечать, проявлять интерес к предмету. И это никак не связано ни с ОГЭ, ни с ЕГЭ. Есть дети, которые просто не могут сосредоточиться и запомнить то, что им объясняют из урока в урок. Представьте, какое самообладание нужно иметь нам и сколько приложить сил, чтобы найти подход к каждому ребенку. И всегда, прежде чем зайти в класс, мы оставляем все наши личные переживания, невзгоды, болезни за дверью.

Для кого-то материал, который я объясняю, будет лёгок и понятен, для кого-то наоборот. Здесь уже приходит на помощь профессионализм. Также педагог выступает в роли психолога, где он должен оказать необходимую поддержку в случае чего. Он должен быть чутким и понимающим детей. Значит, жизнь и труд Учителя - это ежедневный, ежечасный, непрекращающийся и интенсивный, личностный и профессиональный рост. Таков тернистый, порой неблагодарный, путь, на который встает учитель, и несет этот крест через всю свою жизнь.

Учитель всю жизнь пополняет свои знания. Мне постоянно приходится много читать не только специальную педагогическую литературу, чтобы систематически пополнять свои профессиональные знания, но и быть в курсе всего и вся. В современном мире, где многое стремительно меняется, в том числе и знания, трудно уследить за всеми событиями политической, культурной, социальной жизни. И сфера образования не исключение. Ежегодно совершенствуются правила сдачи ОГЭ и ЕГЭ, нужно всегда «держать ухо по ветру», ведь если выпускник плохо сдал экзамен, крайним будет всегда учитель. Поэтому учитель и лень – понятия совершенно не совместимые.

Согласитесь, родители, далеко не всегда вы можете сохранять спокойствие со своими детьми, а у нас их более тридцати. Но зато сколько всего можно услышать от вас на родительских собраниях. Иногда очень надо поговорить с родителями, но кто-то занят на работе и не может найти время для разговора с учителем. А кто-то просто не считает серьезными наши просьбы обратить больше внимания на процесс обучения своего сына или дочери. Но есть и очень активные родители, к сожалению, их немного.

Депрессия и маленькая заработная плата. Эти два обстоятельства преследуют учителя, словно они его тень. Безусловно, учитель - творческая натура. С внутренней тонкой материей, которую очень легко сломать. Через «наши руки» проходят и выпускаются сотни, даже тысячи учеников за годы обучения, и не всем нравятся наши методы обучения.

Также в интернете с определённой периодичностью появляются ролики, где учитель поступает не совсем педагогично по отношению к ученику. И вся общественность винит нас в том, что мы слишком критично относимся к ученикам, и это сказывается на нашей работе вплоть до депрессии. На сегодняшний день у обычного рядового педагога зарплата не большая. Всё дорожает - продукты, лекарства, коммунальные услуги. При такой зарплате, позволяющей только сводить концы с концами, учителя очень загружены бумажной волокитой.

Педагог – агитатор. Политика добралась и до нас. С наступлением выборов каждый учитель оказывается поневоле в роли агитатора. Приказ от руководства - и мы должны обзванивать каждого родителя и агитировать. Надоело.

Много времени учителя занимает внеклассная работа с детьми. Это организация экскурсий в музеи, выходы в театр, выезды на природу и походы. Зато это оставляет яркие впечатления и эмоции, как у учеников, так и у их учителей. И очень радостно, когда родители выступают инициаторами таких мероприятий.

После насыщенного рабочего дня бывает, выходишь в «третью смену». Когда приходишь домой и садишься проверять тетради, контрольные работы, готовишься к урокам на следующий день. А дома семья, муж, дети, которым тоже очень хочется уделить время и внимание, просто поговорить и пообщаться. Но издержки профессии заставляют идти на жертвы. Когда появляется свободное время, читаю, смотрю исторические фильмы. Сейчас увлеклась фиалками, а они, оказывается, тоже требуют внимания и времени.

Помощь детям. У нас в коллективе учителя очень отзывчивые. Мы не можем оставаться равнодушными к детям, которым по-настоящему трудно, поэтому всегда стараемся оказывать посильную помощь. В прошлом году коллеги узнали о тяжелой ситуации - ученица нашей школы осталась без матери… Пара наших учителей сходили к ним домой, обстановка была печальной. Мы с коллегами принесли посуду, постельное белье, получилось привезти кое-что из мебели. Плохое или старое не отдашь, стараешься найти то, что хотя бы в хорошем состоянии. Всякое бывает...

Даже не представляю, кем бы я стала, если не учителем. Довольна ли я? Наверное, да. Очень приятно, когда приходят твои выпускники в школу, ведь расставание с ними это всегда грустно. И ждешь их, и радуешься новым встречам. Приятно слышать, что некоторые ученики выбрали профессию преподавателя. Значит, всё не зря…

Читать далее

Источник