Бюджетную политику Коми переориентируют на нацпроекты

Бюджетную политику Коми переориентируют на нацпроекты

Правительство республики намерено сохранить устойчивость бюджетной системы региона, ожидая стабильный рост налоговых доходов, сдерживая расходы и сохраняя уровень долговой нагрузки в безопасных пределах. Главным приоритетом на ближайшие три года станет исполнение обязательств по реализации нацпроектов.

На портале общественного обсуждения проектов нормативных актов опубликован проект постановления правительства Коми об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики республик на 2020-й и последующие 2021 и 2022 годы. Заявляется, что поставленные в этом документе цели и задачи должны использовать Минфин для работы над республиканским, а муниципалитеты — над местными бюджетами.

В проекте описывается положение дел в финансовой сфере региона в 2018-м и первой половине 2019 года. Отмечается, что в Коми сохраняется «достаточно устойчивая социально-экономическая ситуация с тенденцией ее улучшения в сфере государственных финансов».

Основным приоритетом бюджетной политики стало снижение долговой нагрузки. В 2018 году госдолг снизился более чем на четверть и составил 37,8% от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений (28,4 млрд рублей). На 1 сентября 2019 года размер госдолга снизился до 26,8 млрд.

Минфин успешно реализует программу оздоровления государственных финансов. Оптимизация расходов позволила сэкономить в 2018 году 6,8 млрд рублей (173% от планового значения), а установленные на 1 июля 2019 года значения уже перевыполнены на 17,2%, (5,2 млрд рублей). Срок действия программы продлен до 2024 года.

Объем налоговых доходов региона в 2018 году составил 83,9 млрд рублей, что на 11,2 млрд, или на 15,5%, больше уровня 2017 года. Традиционно основными источниками стали налог на прибыль организаций (34,5%), налог на доходы физических лиц (29,1%), налоги на имущество (28,7%), акцизы (3,5%). Значительный рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на прибыль организаций на 6 млрд. Кроме того, по налогу на имущество организаций поступило на 3,7 млрд рублей больше, чем в 2017-м. Поступление налога на доходы физлиц увеличилось на 1,5 млрд.

Основным негативным моментом при прогнозировании и исполнении бюджета Коми в 2019 году являются изменения в Налоговом кодексе, согласно которым с 2019 года из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключено движимое имущество. В результате выпадающие доходы республиканского бюджета с 2019 года составят примерно 4,4 млрд рублей ежегодно.

Коми является регионом с развитой экономической базой. А федеральный центр главным образом поддерживает экономически слабые субъекты, поэтому с 2015 года наблюдается снижение объема дотаций республике. Из-за относительно высокого уровня бюджетной обеспеченности Коми и в среднесрочной перспективе не может претендовать на значительные объемы дотаций.

Вместе с тем благодаря усилиям органов исполнительной власти и правительства республики удалось существенно повысить уровень федерального софинансирования расходных обязательств региона. Если до 2017 года он составлял 35%, то в 2018-м предельный уровень увеличился до 70%, а в 2019-м — до 95%. Однако средний фактический уровень софинансирования в 2018 году был несколько ниже установленного предельного уровня и составил 56%.

Увеличиваются и расходы. В 2018 году они составили 85,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 6 млрд. Наибольший рост расходов приходится на оплату труда, и это было связанно с двухэтапным повышением МРОТ. Крупнейшими направлениями расходования средств бюджета являются образование, здравоохранение и социальная сфера, на них приходится 70% всех трат. Доля расходов на зарплату увеличилась до 45%.

«Это свидетельствует, с одной стороны, о ярко выраженном социальном характере регионального бюджета, а с другой, из-за значительной доли первоочередных, обязательных расходов — о его недостаточной гибкости», — отмечается в документе.

В ближайшие три года бюджетную и налоговую политику правительство намерено стратегически увязать с реализацией нацпроектов, сохранив устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Коми. Этого собираются достичь за счет повышения налоговых и неналоговых доходов, сдерживания роста расходов, не обеспеченных увеличением доходов, сокращения долговой нагрузки. Основным инструментом, обеспечивающим решение поставленных задач, останется программа оздоровления финансов.

Продолжится работа по корреляции действующих налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам. Сейчас Минфин Коми рассматривает вопрос об установлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций или налоговой преференции в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для тех, кто участвует в реализации нацпроектов. Введение этой налоговой льготы (налоговой преференции) планируется с 1 января 2020 года.

Эффективная бюджетная политика будет строиться на следующих приоритетах:

— достижение целей нацпроектов, их финансирование в первоочередном порядке;

— сохранение достигнутого соотношения между уровнем зарплаты бюджетников и размером оплаты труда в среднем по экономике;

— совершенствование мер соцподдержки (выделение дополнительно 1,3 млрд на выплаты семьям с детьми, замена пособия семье и одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода, новым видом помощи — социальное пособие, введение семейного соцконтракта для малоимущих семей с детьми);

— оптимизация сети государственных и муниципальных учреждений с целью обеспечения повышения качества предоставляемых услуг;

— установления нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих;

— оптимизации структуры органов местного самоуправления, в том числе путем реорганизации (объединения, изменения) муниципальных образований;

— оказание госуслуг за счет привлечения частных организаций на конкурсной основе;

— оптимизация бюджетных расходов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения частных инвесторов;

— широкое вовлечение людей в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений;

— стимулирование предпринимательской активности за счет уменьшения налоговых ставок, применяемых при упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков.

Источник