ЦТВС придется снять хвост истребителю Су-15, чтобы вернуть его на аэродром

Сахалинский центр технических видов спорта (ЦТВС) приступил ко второй фазе операции по перевозке истребителя Су-15 от бывшего Дома офицеров в Южно-Сахалинске. Боевая машина, более четырех десятков лет назад патрулировавшая небо над островами, лишилась крыльев, стабилизаторов, носовой части и сейчас готовится к демонтажу хвостового оперения.

Без снятия трехметрового "лепестка" на корме, рассказывают в ЦТВС, воздушное судно не сможет покинуть свою стоянку — высота трала с погруженным самолетом оказывается выше, чем позволяют провода на близлежащих улицах. Первоначально, замечает директор центра Дмитрий Третьяков, столь глубокая разборка не планировалась, на перевозку самолета даже было получено предварительное согласование в ГИБДД. Но после изучения габаритов транспорта и положения коммуникаций от лобового штурма дистанции решили отказаться.

— Мы первый раз разбирали и грузили самолет. Это была на самом деле нетривиальная задача. Планировали за час-полтора всю операцию провести, а в результате с одним крылом провозились два. Потом долго решали, как можно его уложить, чтобы габарит был как можно меньше и одновременно не было повреждений, пробовали. Но пока никак не пройти, — рассказал директор ЦТВС Дмитрий Третьяков. — Огромное спасибо тем, кто нам помогает в этом деле — это и "Поисковое движение России", которые наравне с нами работают, и военные, агентство по делам ГО и ЧС ПСО, "Сахалин-Инжиниринг", которые помогли с техникой и специалистами. Денег в бюджете ЦТВС на подобные операции не заложено, поэтому это на самом деле серьезное подспорье, без которого сделать все это было бы значительно труднее. Очень странно слышать претензии в наш адрес, что мы до сих пор не забрали самолет. Это только наша личная инициатива, наше желание спасти эту машину, она давно была бы на свалке. Нас никто не просил, денег не давал, помощь нашли сами исключительно благодаря личным хорошим отношениям. Не все получается сразу.

Перед перевозкой по улицам Южно-Сахалинска Су-15 лишился обоих крыльев, стеклопластикового головного обтекателя и двух стабилизаторов в хвостовой части. Операция по их отстыковке от корпуса воздушного судна и погрузки для перевозки растянулась почти на 6 часов. Несмотря на проведенную предварительно подготовку и максимальное "ослабление" конструкции с откручиванием всего, что только возможно было открутить, истребитель не спешил распадаться на части и подкинул сотрудникам и воспитанникам ЦТВС, а также общественникам из "Поискового движения России" немало сюрпризов. Документации по сервисному обслуживанию и устройству подобных боевых машин, пускай даже из списанных много лет назад серий, просто так не найти.

Так что если среди читателей Sakh.com найдутся авиаинженеры и знатоки конструкции боевых самолетов XX века, в ЦТВС будут рады помощи в максимально гуманном и быстром демонтаже хвостового оперения "сушки". Связаться можно с редакцией или с самим центром (25-22-39).

Добавили проблем сахалинская погода — ветер и дождь сопровождали работающих на протяжении всей операции — и состояние самого самолета — долгие годы во власти островного климата и сахалинских вандалов наложили на него серьезный отпечаток. Надписи, сделанные нетвердой подростковой рукой, обнаружились даже внутри носового обтекателя: монолитной детали, проникнуть внутрь которой можно было лишь через 20-сантиметровое отверстие в передней части кабины.

Сейчас в доставке самолета на Пушистый небольшая пауза, в ходе которой будет принято решение по максимально безболезненному для перехватчика демонтажу слишком выдающейся части. К восстановлению самолета в виде, максимально близком к оригиналу, приступят после установки машины на аэродроме. Активистам предстоит решить много нетривиальных задач: от поиска оригинальных элементов остекления кабины пилота до приведения в порядок основательно потрепанной за 30 лет дюралюминиевой обшивки.

Су-15 — советский истребитель-перехватчик, разработанный в конце 60-х годов XX века. Самолет имеет длину более 22 метров, размах крыльев — 9,3 метра, масса — около 10 тонн. Хотя сахалинский экземпляр значительно легче — у него не осталось турбин и оборудования, фактически сохранился лишь фюзеляж. Боевая машина долгие годы оставалась основным средством ПВО в СССР и в атмосфере Холодной войны успела стать героем множества авиационных инцидентов. В Сахалинской области наиболее известное происшествие с участием Су-15 — уничтожение южнокорейского "Боинга" над островом в сентябре 1983 года.

Источник