Деньги вперёд: Минтранс хочет взимать плату с автомобилистов за пользование дорогами взамен возможного бесплатного проезда в общественном транспорте

Минтранс обновил проект транспортной стратегии, в котором предлагается сделать бесплатным проезд в общественном транспорте к 2035 году. Но за это с 2025 года с автомобилистов начнут взимать плату за пользование дорогами.

Бесплатный проезд в общественном транспорте можно будет ввести через 15 лет, считают в Минтрансе. Но взамен министерство предлагает сделать платным проезд по большинству дорог на личных автомобилях, в том числе в крупных городах, пишет
РБК. Об этом говорится в обновлённом проекте транспортной стратегии, который подготовило ведомство.

Минтранс предлагает ввести механизм «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов. Эта схема предусматривает, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году – со «всех категорий пользователей дорог», включая дорожную сеть городских агломераций. Но в стратегии не уточняется, станет ли платным проезд на личном автомобиле по всем видам дорог. При соблюдении этого механизма в 2035 году проезд на общественном транспорте может стать бесплатным.

Внедрение механизма «пользователь платит» поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать её использование как перевозчиками, так и населением, указано в документе.

«В том числе [механизм нужен] для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах», — говорится в проекте стратегии.

На территориях населённых пунктов Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты), а в районах массовой застройки активно развивать внеулочный транспорт (метро и легкий рельсовый транспорт). Отметим, что единственную ветку наземного метро в Москве в этом году закрыли из-за нерентабельности.

Пока общественный транспорт пользуется меньшей популярностью у жителей России, чем личный, констатировал сам Минтранс в докладе о реализации действующей транспортной стратегии (была принята в 2013 году). Как указывало министерство, в 2019 году продолжилась тенденция оттока пассажиров с общественного транспорта, «несмотря на рост привлекательности систем городского пассажирского и сервисов такси». Причина – «кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны», что позволяло использовать личные автомобили как для деловых поездок, так и для туризма.

При этом абсолютно другая ситуация была в Москве: «удобный общественный транспорт, парковочная политика» и другие факторы, по данным министерства, позволили вернуть часть пассажиров в городскую транспортную систему. Как итог, в частности, в Москве был зафиксирован двукратный рост популярности каршеринга – общее число перевезённых пассажиров в этом секторе превысило 47 млн человек. Правда, в Приморье каршеринг не появился, как до сих пор отсутствует и тот самый удобный общественный транспорт. Также в Приморском крае, например, да и по всему Дальнему Востоку, гораздо меньше дорог, чем в центральных регионах, зачастую отсутствуют пути объездов, много удалённых населённых пунктов, а общественный транспорт развит слабо.

Предыдущую версию новой транспортной стратегии Минтранс направил в правительство ещё в конце марта 2020 года, но тогда её отправили на доработку. В первоначальной версии документа не было предложений о бесплатном общественном транспорте и механизме «пользователь платит». Сам проект ещё на стадии обсуждения, его финальная версия будет внесена в правительство в феврале 2021 года.

По данным Росстата, на конец 2019 года протяжённость дорог общего пользования в России составляла 1,54 млн км, ж/д путей общего пользования – 87 тысяч км, трамвайных путей и троллейбусных линий – 2,4 тысяч и 5,1 тысяч км соответственно, метро – 0,6 тысяч км.

На 100 тысяч жителей в среднем приходилось 114 эксплуатационных автобусов (больше всего автобусов в Северо-Кавказском федеральном округе – 146), а личных автомобилей – 315,5 штуки на каждую тысячу жителей страны. Согласно проекту стратегии, транспортная подвижность населения на общественном транспорте (пассажиро-километры на одного человека в год) должна увеличиться с 4,05 тысяч км по итогам 2018 года до 6 тысяч км в 2035-м. Полностью через 15 лет должны исчезнуть аварийно-опасные места на дорогах, в которых происходят основные ДТП, а также должен быть достигнут нулевой уровень смертности в таких происшествиях. Доля автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, должна сократиться до 6%.

Минтранс предлагал вводить плату за проезд по дорогам общего пользования, включая въезд в города, для ограничения движения транспорта ещё несколько лет назад. Эту идею тогда поддержал мэр Москвы Сергей Собянин, а Госдума рассматривала соответствующий законопроект в 2016 году. Но эта инициатива вызвала волну критики не только населения, но и депутатов. В правовом управлении Госдумы предупреждали, что местные власти получат «неопределенные по объёму» полномочия. Сама же идея, по их словам, противоречит российскому законодательству, требующему наличие альтернативного бесплатного проезда. В результате этот законопроект так и не был принят.

Но в прошлом году, в августе, вступил в силу закон, разрешающий строить дороги без альтернативных путей объезда. Он касается трасс в районах Крайнего Севера, а деньги за проезд разрешается взимать только с владельцев грузового автотранспорта. Цель инициативы – привлечь частные инвестиции в дорожное строительство на территориях региона.

Первый платный участок дороги появился в России весной 1999 года – деньги за проезд стали брать на 20-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Липецкой области в обход села Хлевное. Как отмечал ранее министр транспорта Евгений Дитрих, к концу 2019 года общая протяжённость платных участков дороги по всей России должна была составить почти 1,5 тысячи км. В Приморье такая трасса только должна появиться, ориентировочно в 2024 году, а на самом деле – никто не знает когда. Это трасса Владивосток – Артём – Находка, которая строится параллельно старой существующей.

Эксперты считают проект Минтанса сомнительным с экономической точки зрения, поскольку общественный транспорт – это государственная услуга, и она имеет свою себестоимость. Средства, получаемые от продажи билетов, не окупают всю её стоимость, и транспорт субсидируется за счёт бюджетов. Если сделать общественный транспорт бесплатным, основная нагрузка ляжет на бюджеты и будет распределена среди всех налогоплательщиков поровну. Фактически, автомобилисты будут платить дважды – за себя и за того пешехода. К тому же не стоит забывать и об остальных платежах владельцев авто – акцизы, транспортный налог, «Платон» для грузовиков и ряд других.

Такое нововведение возможно только в некоторых городах-миллионниках с развитой транспортной отраслью – в Москве и Санкт-Петербурге. С помощью механизма «пользователь платит» и пересадки пассажиров на общественный транспорт Минтранс сможет решить проблему с доступом к городской инфраструктуре, а также улучшить экологическую ситуацию.

Сам механизм «пользователь платит» уже возможен с точки зрения законодательства, но вводить плату за проезд местные власти не могут, поскольку закон предусматривает необходимость наличия альтернативных бесплатных дорог. Обойти этот принцип можно только при условии, что плата за пользование дорожной сетью конкретного региона или всей страны будет взиматься в рамках уплаты дорожного налога или разового платежа в определённый срок или при въезде.

Источник