"Фарго": каждый раз по-новому

"Фарго" братьев Коэн вышел в 1996 году, собрав множество наград и подарив кинематографу свою вселенную, в которой события, основанные на реальной истории, на самом деле никогда не происходили. И сериал, стартовавший в 2014 году по мотивам фильма, не был ни его сиквелом, ни приквелом, ни ремейком, ни альтернативным видением оригинальной ленты. Он погрузил зрителя в коэновский мир, изучая уже другие сюжеты, но с неизменными атрибутами в виде холода, неоправданной жестокости и эстетики, витающей в воздухе, показывая "из уважения к погибшим все так, как было на самом деле". В 2020-м криминальная драма (она же — черная комедия) переживает четвертый сезон, который, как и предыдущие три, можно рассматривать как отдельное произведение в границах одного пространства.

В этот раз Ноа Хоули — шоураннер проекта — забрасывает действие в начало 1950-х годов в Канзас-Сити, что в штате Миссури. Здесь — вдали от Нью-Йорка и его "Пяти семей" — город подпольно делят организованные преступные группировки итальянцев и афроамериканцев (до них были еще евреи и ирландцы). И уже несколько поколений и составов ОПГ имеют одну жестокую традицию, условно гарантирующую мир между конкурирующими "фирмами", — обмен детьми-заложниками. Да, прямо как в "Игре престолов". Альтернативная история организованной преступности, рассказанная на пальцах.

Примечательно, что на роли боссов в этот раз взяли двух комедийных артистов — Джейсона Шварцмана (Джосто Фадда) и Криса Рока (Лой Кэннон). И если первый в силу обозначенной актерской задачи все-таки остается персонажем карикатурным (но без перегибов), то на Криса Рока была возложена миссия вести повествование в сторону разоблачения романтизации бандитизма — за прикрытием "Это все ради семьи" вечно стоит "Пока это не коснется моих интересов".

Сила "Фарго" всегда была в детально прописанных персонажах. Здесь почти нет проходных героев, даже на второстепенных планах. Из ярких примеров нового сезона — в первую очередь, конечно, медсестра Ораетта Мейфлауэр в исполнении талантливой молодой актрисы Джесси Бакли, которая достойна своего спин-оффа не меньше, чем ее коллега — сестра Рэтчед из "Пролетая над гнездом кукушки". Через сестру Мейфлауэр показывается главная романтическая линия — болезненная, странная и иногда комичная. Брат Джосто — Гаэтано (Сальваторе Эспозито) — представляет другую сторону безумия — непредсказуемого, экспрессивного ("Мы — Римская империя, а они родились в сарае"), с загадочной итальянской душой. Опасностью веет и от "Бони и Бони" — сбежавших из тюрьмы женщин, рассуждающих об отличии беззаконников от преступников. Среди всей этой кодлы выбивается Рабби Маллиган (Бен Уишоу) — мальчик-еврей, прошедший через три семьи и ставший мужчиной, научившимся выживать в волчьем мире, но так и не нашедшим места в нем. Интересными получились и персонажи по ту сторону — красноречивый маршал-мормон Дик Виквэйр (Тимоти Олифант) и нервный продажный коп Одис Вэлф (Джек Хьюстон).

Еще одной мощной стороной проекта неизменно становятся остроумные диалоги. Здесь и старческие истории из жизни, и разговор двух сильных женщин, вынужденных жить в окружении жестоких мужчин, и видение мира, которое у каждого свое ("Я воюю не только с итальяшками, я воюю с 400-летней историей"). Конечно, в 2020-м сериал, где половина героев — черные, не мог обойтись без идей Black Lives Matter. Поэтому от полицейского насилия против черных, отсылок к Фредерику Дугласу и приторной сегрегации никуда не деться. Такова цена назревшей фазы гиперкомпенсации, и, похоже, тренд продержится еще долгое время.

Все это, а еще театральность и эстетика с кровью, снегом, зажженными сигаретами, разделенными кадрами, вкраплениями хоррора и спецсерией в ч/б в сумме дают отличный образец криминального кино, где людей, которые все делают не так, ждут закономерные последствия. До завершения 4-го сезона осталось два эпизода. Его рейтинги, на наш взгляд, несправедливо ниже предыдущих трех, и сложно сказать, будет ли сериал продлен. Покажет время. А в том, что Ноа Хоули еще есть что рассказать, мы не сомневаемся. 8/10

Источник