«Газпром» начал проектно-изыскательские работы по газопроводу в Китай «Сила Сибири-2»

«Газпром» начал проектно-изыскательские работы по газопроводу в Китай «Сила Сибири-2»

Фото: gazprom.ru

Транзитная труба через Монголию должна соединить газотранспортные инфраструктуры Запада и Востока России

«Газпром» начал проектно-изыскательские работы по новому экспортному газопроводу в Китай «Сила Сибири-2», который может пройти через территорию Монголии, пишет «Коммерсантъ».

Транзитный маршрут по поручению президента РФ прорабатывается «Газпромом» с сентября прошлого года, и все предынвестиционные исследования должны быть готовы в 2020 году, говорят в компании. По мнению аналитиков, на само строительство газопровода может уйти до шести лет, а его стоимость может достигать 1,5 трлн руб. Однако основной проблемой может стать загрузка трубы.

- «Газпром» перешел к очередному этапу предынвестиционного анализа возможности строительства транзитного газопровода в Китай через Монголию — проектно-изыскательским работам, сообщил 18 мая глава компании Алексей Миллер. Транзитная труба через Монголию мощностью до 50 млрд кубометров в год, по его словам, соединит также газотранспортные инфраструктуры Запада и Востока РФ и газифицирует Восточную Сибирь, не имеющую доступа к магистральной трубе, - пишет издание.

Ресурсной базой проекта могут стать ресурсы Ямала и Надым-Пур-Тазовского региона ЯНАО, Ковыктинского месторождения и ресурсы Красноярского края. «При этом газ Ямала будет поставляться и в Европу, и в Азию», — добавил Алексей Миллер. Тем самым будет реализована давняя мечта «Газпрома» о том, чтобы стать балансирующим поставщиком и иметь возможность поставлять газ на тот региональный рынок, цена на котором выше. Впрочем, на данный момент резкий рост предложения сжиженного газа на мировом рынке привел к тому, что разница в цене газа в Европе и Китае, достигавшая $200 за тысячу кубометров в 2011–2014 годах, практически исчезла.

Алексей Миллер пообещал дать Бурятии газ

Голубое топливо может появиться и в двух соседних регионах

Исходно «Газпром» ориентировался на прокладку прямого маршрута в Китай через Алтай — этот вариант был короче, но пролегал через труднопроходимые горные массивы. Его пропускная способность оценивалась в 30 млрд кубометров в год, но с 2015 года российская монополия так и не приступила к активной проработке этого маршрута. В сентябре 2019 года Владимир Путин поручил Алексею Миллеру «подумать о монгольском маршруте».

Пока непонятно, как новый мегапроект впишется в инвестпрограмму «Газпрома» — монополия обещала акционерам рост дивидендов после прохождения пика инвестиций в 2020–2021 годах. Объем инвестпрограммы монополии на 2020 год должен составить 1,1 трлн руб. Крупнейшие траты в предстоящие годы будут направлены на завершение строительства Амурского ГПЗ для «Силы Сибири», а также в СПГ-проект на Балтике.

Базовые наработки по проекту «Сила Сибири-2» в «Газпроме», вероятно, уже есть, но проектно-изыскательские работы вряд ли займут менее одного-двух лет, считает директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. По его мнению, еще четыре-шесть лет может уйти на строительство. Стоимость проекта, по оценке аналитика, может достичь 1,3–1,5 трлн руб.

- Конечно же, одним из важнейших рисков для окупаемости проекта является востребованность этого маршрута. Этот же фактор может повлиять и на смещение фактических сроков начала строительства,— считает он.— Но способность диверсифицировать поставки между Европой и Китаем откроет перед госкомпанией новые возможности.

Вместе с тем с учетом неопределенностей по срокам основная часть инвестиций, скорее всего, будет понесена после 2024 года, когда вывод на полную мощность другого мегапроекта компании — «Силы Сибири» — уже будет завершен. Поэтому критического роста инвестиционной нагрузки не ожидается, полагает господин Акишин.

газ экономика Сибирь Дальний Восток Монголия Китай Бурятия Россия Азия Читать далее

Источник