Индийские сари, китайские туфельки, корейские шпильки: в Южно-Сахалинске открылась выставка "Восток. Другая красота"

Выставка из фондов Государственного музея Востока (Москва) каким-то чудесным везением успела преодолеть кордоны пандемии и приземлиться на Сахалине. А значит, праздник с нами — международный женский день Азии. Более 120 предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры из Индии, Китая, Японии, Кореи в большом зале областного художественного музея иллюстрируют, сколь разнились каноны красоты, понимание миссии женщины в обществе в разных странах Востока и разные эпохи.

Как бы ни была обширна экспозиция, отразить в музейных витринах мир женщины — задача космического масштаба и амбиций, все равно что "верблюду пройти сквозь игольное ушко". Естественная идея "отзеркалить" концепт, создать отражение "другой" половины человечества на материале разных стран не задалась, потому что найти региональную специфику сложно — все мужчины мира занимаются одним и тем же: либо воины, либо землепашцы. Тогда как у женщин масса лиц: объект поклонения и игрушка в руках мужчины, амазонка и мать семейства, рукодельница и светская львица — и никогда, ни на секунду "открытая книга". А уж в случае Азии преумножай тайну женщины в разы. В наименовании проекта, во-первых, заложено противопоставление Европы и Азии, которое весьма заметно в образе женщины, в отношении к женщине и наборе ухищрений, к которым она прибегала, чтобы произвести впечатление на мужчину. Во-вторых, женская красота одного региона Востока была и есть "другая" относительно любого другого региона в силу особенностей религиозного и социального устройства.

Искусство соседей — Китая, Японии и Кореи — стараниями островных музейщиков регулярно экспонируется в самых разных жанрах и ипостасях на Сахалине. И предметы из собственных резервов областного художественного музея достойно дополнили столичную коллекцию. Индийский же сегмент экспозиции приковывал внимание в первую очередь тем, что он редкий гость в этих стенах, а кроме того, из всех женщин Азии индианки являют собой самый "нелинейный" образ, рассказала старший научный сотрудник музея Востока Полина Коротчикова:

— С одной стороны, индийская женщина — тихая хранительница домашнего очага, с другой — носительница разрушительной энергии богини Шакти, одновременно очень сексуальная и очень скромная, и она знает об обеих сторонах своей натуры. В разных ситуациях она может быть как верной подругой мужчины, так и его противником.

Демонстрируя эту двойственную природу женщины, индийский раздел сочетает плоды рукоделия — ковры, которые были обязательным элементом приданого невесты и их создавали саморучно чуть не с детских лет, и литое изображение богини Дурги, супруги Шивы, лично пронзающей копьем демона. Богиня десятирукая явно неслучайно — как олицетворение уклада жизни женщины, должной успевать везде — в поле (на работе) и дома, держать семью и стараться быть "леди Совершенство", что раньше, что сейчас.

Конечно, на Сахалине, где живет корейская диаспора, было бы интересно знать, каким сложился образ корейской женщины. Так вот, красавицы Страны утренней свежести были наиболее гармоничными (по сравнению с другими уголками Азии), и вместе с тем степень их затворничества в прошлом была даже посильнее, чем в исламских государствах, отметила Полина Коротчикова. Они вели закрытый образ жизни, видели их только "свои" мужчины, а уж выйти из дома знатная дама могла только ночью. Это подтверждают элементы одежды: чтобы на женщину из высшего сословия никто из посторонних не мог нагло положить глаз, она выходила на пешую прогулку только в покрывале ноуль из темного шелка поверх шляпы. А кореянки попроще использовали наголовный халат "чонат". Европейцы (путешественники и дипломаты), жившие в Корее, жаловались, что не могли найти среди кореянок жену, потому что просто не видели их, и вынуждены были привозить женщин из Японии…

Выставка демонстрирует сохранение или утрату традиций — как благодетельных, так и варварских. К первым можно отнести национальный костюм, который остается обыденной частью гардероба в ХХI веке. Сари, ханбок или кимоно на женщинах на улице привычны, в отличие от сарафана, который можно увидеть разве что на фольклорных фестивалях ("они не стесняются своего прошлого"). Ко вторым — бинтование женских ножек в Китае до "лотосового" размера (длиной 9-13 см), причем эта шокирующая традиция продержалась почти тысячу лет, до начала ХХ века.

"Восток. Другая красота" явила зрителю мастеровитость женских ручек и ярмарку тщеславия. Выйдет, не выйдет девушка замуж — бабка надвое сказала, но каждая должна была позаботиться о своем приданом. Старт выставке дали дунгане, у которых нет собственного государства, они рассеяны по разным странам (Киргизия, Казахстан, Китай), но верны заветам предков. Дунганская девушка украшает богатой вышивкой свое приданое — от туфелек до постельного белья, а самый живописный элемент костюма невесты — многоярусная пелерина невесты из фестонов — напоминает пышной яркостью павлиний хвост. Любая корейская девушка казалась богиней в помпезных свадебных аксессуарах, при создании которых использовались серебро, жемчуг, эмаль, кораллы. нефрит. А индийские женщины нашли универсальный способ быть красивой всегда благодаря сари. Сари имеют стандартный для всех штатов размер (от четырех до 12 метров), зато по отделке, цвету, способу драпировки можно "расшифровать" статус женщины, место проживания, возраст. Так, невесты предпочитают красное или зеленое сари с золотой отделкой, вдовы носят белое, простолюдинки — синее.

Как и века назад, нынешние дамы будут зависать у витрин, любуясь прихотливыми узорами шелковых, металлических или бумажных кружев. Ловить ускользающую прелесть японок с цветных ксилографий Китагава Утамаро и дивиться, сколько жертв надо было принести на алтарь красоты. Будь вы придворной дамой в Корее, пришлось бы нести на голове целое гнездо из волос, украшая аршинными шпильками (а это 70 см), в Китае для длинных ногтей, символизировавших высокий статус знати, специально придумали стальные наконечники "хучжи", в Индии создавали, отражая европейскую традицию, миниатюрные ридикюли из металла — непрактичные, но очаровательные финтифлюшки.

Не будь женщины с ее (иногда сорочьей) страстью к великолепию, красоте, уйме аксессуаров для себя, любимой, ювелиры, злато-и сереброкузнецы, парфюмеры, дизайнеры влачили бы жалкое существование. Тонкий знаток женских слабостей Э. Золя роман про радости шопинга так и назвал — "Дамское счастье". Прочие мужчины могут продолжать гадать, что есть женщина, что есть красота. "Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде…"

P.S. Два года назад совместно с Государственным музеем Востока в Южно-Сахалинске был осуществлен проект "Приносящие счастье в дом": тогда сахалинцам открывали секреты мастеров Азии, без которых не могла состояться чайная церемония, — создателей чайников. Нынешний выставочный проект ждет всех желающих до 20 декабря. Островные музейщики уверены, что дружба со столичным музеем, в чьем собрании великое множество шедевров и загадок Востока, очень перспективна.

Источник