Как Коми попала в произведения классиков отечественной литературы

Как Коми попала в произведения классиков отечественной литературы

Наша республика не так часто попадала на страницы литературных произведений. Действительно, русским классикам было понятнее, да и известнее, описывать пейзажи центральных губерний Российской империи. Коми край традиционно воспринимался как «медвежий угол» и писать о нем было синонимично упоминания Тьмутаракани в «Слове о полку Игореве». Месте дальнем и небезопасном. Об упоминаниях республики в произведениях классиков БНК рассказал историк Алексей Рогачев.

Первый фрагмент

«Первое событие было с какими-то сольвычегодскими купцами, приехавшими в город на ярмарку и задавшими после торгов пирушку приятелям своим устьсысольским купцам, пирушку на русскую ногу с немецкими затеями: аршадами, пуншами, бальзамами и проч. Пирушка, как водится, кончилась дракой».

Н.В.Гоголь. Мертвые души

Усть-сысольское купечество, которое знает, по мнению Гоголя, толк в драках

Еще в XVIII веке Усть-Сысольск стал крупным торговым центром Коми края. Значение главного торгового центра уезда город сохранил и в XIX веке. В начале XIX века маленький город на Сысоле был важной перевалочной базой в хлеботорговле. По рекам сюда шло зерно и мука из хлебородных районов страны, а из Усть-Сысольска по Вычегде и Северной Двине хлеб отправлялся в Архангельск, один из главных в то время морских портов России. В этом очень доходном торговом предприятии участвовали как иногородние, так и усть-сысольские купцы. Последние закупали хлеб не только в Вятской, Пермской, Казанской, Нижегородской и других губерниях, но и в родном Усть-Сысольском уезде. Пик хлебной торговли приходится на 1819 год, когда из Усть-Сысольска было отправлено почти 560 тыс. пудов «хлебных грузов». В этот год через Усть-Сысольск в Архангельск поступило товаров на 700 тыс. рублей (более трети всего архангельского грузооборота), и львиную долю этой немалой суммы дали хлебопродукты. Но уже в 20-е годы XIX века хлеботорговля с Архангельском существенно сокращается – до 130-290 тыс. пудов за год, - первый российский морской порт постепенно теряет свое торговое значение. В 30-е годы XIX века через Усть-Сысольск уже идет менее 100 тыс., а в иные годы – менее 50 тыс. пудов хлебопродуктов.

Через Усть-Сысольск транзитом в Архангельск поставлялись и металлоизделия (железо полосовое, листовое, брусковое и других видов, ядра, корабельный балласт, якоря и другие изделия из чугуна). Тут первенствующую роль играли вятские, архангельские, слободские и другие иногородние купцы. Но и местные участвовали в торговле металлом, хотя и в значительно более скромных масштабах. Объемы этих продаж в значительной степени завесили от производственных возможностей заводов и в 20-30-е годы XIX века колебались от 8,6 тыс. пудов в 1835 году до 101,1 тыс. пудов в 1826 году. Основной поток металлоизделий шел с Кажимских железоделательных заводов на верхней Сысоле, но какая-то часть их поставлялась и с уральских заводов.

Для местных купцов в числе основных «предметов торговли» стояли продукты охоты – «пушной товар» (шкурки белки, лисицы, куницы) и мороженая дичь (в основном рябчики). Значительная часть закупленной в уезде пушнины также шла в Архангельск. В 1826 году усть-сысольский купец Павел Колегов послал «к Архангельскому порту на вольную продажу» 25 тыс. шкурок белки на сумму 5,5 тыс. рублей, а в 1828 году другой городской предприниматель Василий Торокановский вкупе с сольвычегодскими купцами Пьянковым и Мамаевым отправили в Архангельск 33 тыс. беличьих шкурок на 6750 рублей. Однако пушнина шла не только в Архангельск, но и на крупнейшие российские Ирбитскую и Нижегородскую (она в 1816 году заменила Макарьевскую) ярмарки, а также в Великий Устюг. А мороженая дичь, закупленная в уезде, поздней осенью возами отправлялась в Петербург и Москву.

А вот в торговле такими характерными для Коми края продуктами, как соль и рыба, городские купцы почти что и не участвовали. Соль Сереговского завода поставлялась в Вологду по Выми и Вычегде, минуя Усть-Сысольск. Речная рыба спросом не пользовалась, а печорскую семгу и белорыбицу в больших количествах в столицы и другие крупные города вывозили чердынские купцы и торговцы-ижемцы.

Второй фрагмент

Осень 1962 года, Коми АССР — Ленинград:

«Дорогой Донат! Маму можешь обрадовать: наша с Асей переписка замерла… Я не помню, писал ли я тебе, кто такая Лялька Меньшикова. Она живет в Сыктывкаре, учится в пединституте и является чемпионкой Коми, кажется, по четырем видам спорта. Она нормальная, но мне кажется очень хорошей, т. к. я привык к плохим людям. Вот, собственно, и все. Мама видела ее фотографию. В жизни она чуть хуже. У нее скоро каникулы и она наверняка приедет. У нее 162,5 метра росту. Это не слишком много, но смешно и мило.

Светлана пишет часто. Все стихи мои помешает в газету пединститута и, кажется, даже мной гордится чуть-чуть».

Сергей Довлатов. Армейские письма отцу.

Сыктывкар 1960-х годов, каким его видел Сергей Довлатов (по материалам газеты «Красное Знамя»)

Город наш и благоустраивать его нам!

Юбилейная площадь будет замощена и покрыта асфальтом, а также улица Коммунистическая от Пединститута до железнодорожной станции Сыктывкар. С улицы Пушкина будет построен подъезд к пристани. Будут замощены улицы Карла Маркса, Печорская и др. Юбилейная площадь станет одной из самых красивых площадей республики. Здесь предусмотрено замостить и покрыть асфальтом проезды по периметру сквера, создать новые аллеи, установить два фонтана в сквере, построить три лестницы, осветить площадь и сквер. В городе появится еще один живописный уголок. Это – площадь перед зданием Совета Министров. На ней вскоре появится монумент жертвам гражданской войны. Переход к площади со стороны улицы Коммунистической украсится широкой лестницей. Руками сыктывкарцев создадутся новые скверы: на углу улиц Коммунистической и Первомайской, Бабушкина и Интернациональной, на улице Куратова. Неузнаваемо изменится перекресток у улиц Ленина и Куратова. Там будет спланировано и посажено тысяча деревьев и кустарников. Планируется также разбить сквер на ул. В. Савина в пос. Лесозавод, на перекрестке ул. Пушкина и Мичурина, парки в пос. Строитель и в районе ул. Куратова и Мичурина, лесопарк на Красной горе.

Будет в Сыктывкаре новый Детский парк, более обширный, чем был. Он будет заложен комсомольцами города на стыке улиц Максима Горького и Кирова. Предстоит высадить 3900 деревьев и кустарников в парке имени Кирова и на склоне реки, благоустроить городской пляж, засадить парижские овраги, спуск к реке по улице Пушкина, озеленить улицу Колхозную и Коммунистическую (по направлению к железнодорожному вокзалу), площадь у аэропорта и улицу Пушкина от медучилища до местечка Паншор.

Ликующий Сыктывкар.

К юбилею (1961) столица республики преобразовалась, оделась в торжественный наряд. Накануне праздника распахнули свои двери музеи и театр. На сцене республиканского музыкально-драматического театра состоялась премьера первого национального балета «Яг-морт». Жители города и гости познакомились с новой экспозицией краеведческого музея «Человек в борьбе за преобразование природы Севера». Интересные произведения подготовили к юбилею художники. В шахматном павильоне Парка Культуры и отдыха открылась XIV Коми республиканская художественная выставка. В ней представлено около 200 работ 39 живописцев, графиков, скульпторов. Залы Дворца Пионеров превратились в гигантские цветники. Многие сыктывкарцы и гости с интересом осматривали 2-ю городскую выставку цветов.

А в клубах, на эстрадах у здания Дворца Пионеров, республиканской библиотеки, на Юбилейной площади звучали песни, музыка, тысячи жителей столицы и многочисленные гости познакомились с творчеством самодеятельных коллективов Воркуты, Инты, Ухты, Сысольского, Железнодорожного, Усть-Куломского, Усть-Вымского и Сыктывдинского районов. Вечером в субботу для участников Юбилейной сессии Верховного Совета Коми АССР в Драматическом театре состоялся большой праздничный концерт. В праздничное воскресное утро... к 11 часам Юбилейная площадь была заполнена народом. Состоялся митинг, потом торжества перенеслись на стадион имени XXX-летия ВЛКСМ. Там состоялся спортивный парад мотоциклистов, вольные упражнения гимнастов, спортивные соревнования. Когда над городом спустились сумерки и вспыхнули огни иллюминации, песни и музыка зазвучали на улицах, Юбилейной площади, в Парке. Вечером площадки перед кинотеатром «Родина», Министерством просвещения превратились в огромные кинозалы. Сотни любителей кино посмотрели хроникально-документальные фильмы о завоеваниях осмоса, о достижениях советской науки и техники... До поздней ночи продолжались гуляния в Парке Культуры и Отдыха. Необычно выглядел в воскресный вечер читальный зал республиканской библиотеки. Он превратился в концертный зал. Выступали самодеятельные артисты из с. Серегово и дер. Ляли Железнодорожного района. В разгар веселья высоко в небо взметнулись огни праздничного фейерверка.

Третий фрагмент.

Известная в деловых кругах Москвы контора по заготовке Когтей и Хвостов переживала смутные дни. В конторе шла борьба титанов: начальник учреждения товарищ Фанатюк боролся со своим заместителем товарищем Сатанюком.

Если бы победил титан Фанатюк, то всем сторонникам Сатанюка грозило бы увольнение. Победа же титана Сатанюка вызвала бы немедленное изгнание из конторы всех последователей Фанатюка. Причины спора были уже давно забыты, но отношения между титанами обострялись все больше, и момент трагической развязки близился.

Служащие бродили по коридорам конторы, задирая друг друга.

— Слышали? Фанатюка бросают в Минусинск на литературную работу!

— Слышали? Бросают! В Усть-Сысольск! На заготовку коровьего кирпича. Но не товарища Фанатюка, а вконец разложившегося Сатанюка.

Из раскаленных страстями коридоров несло жаром. Самые невероятные слухи будоражили служащих. Фанатики и сатанатики ликовали и огорчались попеременно.

Борьба кончилась полным поражением Сатанюка. Его бросили в Умань для ведения культработы среди местных извозопромышленников.

Илья Ильф и Евгений Петров. Из цикла «1001 день, или новая Шахерезада»

Если не коровий кирпич, то что? Чем занимались энтузиасты Усть-Сысольска

В целом, распространение ремесленного производства среди горожан Европейского Севера России во второй половине XIX – начала ХХ вв. было неоднородным. Земские органы управления (собрания и управы) в числе важных условий развития ремесла в городах Европейского Севера России указывали на «природные особенности местности», «наличие природного материала», «условий производства и сбыта» и, не в последнюю очередь, «энтузиазм местного населения». Роль последнего проявилась в попытках в 1880-1890-х гг. организовать в Усть-Сысольске мастерскую по изготовлению корзин. Этот вопрос неоднократно поднимался на заседаниях Усть-Сысольского уездного земского собрания. «На всем обширном пространстве, занимаемом Устьсысольским и Яренским уездами, несмотря на обилие лесного материала, не существует никаких кустарных промыслов в том виде, в котором они существуют в остальных уездах нашей губернии», – говорилось на собрании. В свете того, что «птичьи и звериные промыслы с каждым годом уменьшаются, платежи возрастают, жизнь дорожает и отхожие промыслы на заводы в Пермскую губернию дают хотя и достаточный заработок», но крестьяне «как-то мало приносят оттуда денег», земство решило «положить начало» в Усть-Сысольском уезде кустарному (ремесленному) производству. В качестве первого «почина» в 1883 году Ф.А.Арсеньевым было предложено устроить мастерскую корзиночного производства. Для «основания» этой мастерской было заложено по смете 300 руб.

Через три года, в 1886 году, уездному земскому собранию было предложено собрать точные сведения о кустарных промыслах в Усть-Сысольском уезде, поскольку в Вологде предполагалось провести кустарно-промышленную выставку. Уездная управа в докладе на этот счет объяснила, что «в уезде кустарных промыслов в том виде, в каком они существуют в других областях – нет». В числе прочего, в докладе говорилось, что в 1883 году, чтобы положить в Усть-Сысольском уезде начало кустарной промышленности было постановлено устроить мастерскую плетения из корней, «каковая, просуществовав около двух лет, закрылась по причине того, что развитие этой отрасли кустарного производства не приняло в городе желательных размеров и не привилось населению». В числе причин неудачи отмечались «обширность территории уезда и невозможность сбыта готовой продукции».

Через некоторое время была осуществлена попытка реанимировать производство корзин в Усть-Сысольском уезде. В смету 1901 года уездным земством была вновь внесена сумма в 300 руб. на организацию «мастерской корневых изделий». В 1901 году она возобновила свою работу. Предполагалось даже выставить работы усть-сысольских мастеров на Всероссийской кустарной выставке 1902 года и Ярославской сельскохозяйственной и кустарной выставке 1903 года. Усть-Сысольским уездным земским собранием было принято решение «чтобы произведения, как местного сельского хозяйства, так и кустарного дела были экспонированы на выставке с возможной полнотой». В 1903 году при Уездной земской управе была учреждена должность особого «кустарного агента» с содержанием в 600 руб. в год. Через три года решением уездного земского собрания мастерская корневых изделий была закрыта и должность кустарного агента упразднена, по причине «невыгодности и малочисленности производства».

Источник