Как постичь суть целого этноса?


Многие годы идут разговоры об исчезновении бурятского языка, что всего через пятьдесят-сто лет не останется никого, кто бы разговаривал на нем

Так ли все печально на самом деле? Глядя на сегодняшнюю молодежь, действительно начинаешь верить в предположения о неминуемой потере носителей бурятского языка и культуры. Но, побывав на конкурсе «Эхэ хэлэн – Манай баялиг», появляется надежда и вера в светлое будущее.

Ворчливый дед

Юные корреспонденты «Буряад FM» спросили у Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, почему он всегда всех ругает. На такой наивный детский вопрос лидер буддистов России, как и подобает духовному иерарху, ответил философски: «Если мы родились в теле человека, значит, у нас еще мало опыта и ума, чтобы переродиться бурханом. Иногда стоит напоминать людям об этом, чтобы они не думали о себе высоко».

…В моем глубоком детстве был дедушка, который всегда ворчал, покрикивал и ругался. Никогда не слышала от него похвалу или теплое слово. Взгляд был суров, он редко улыбался, что-то бубнил про себя, много читал и неизменно слушал радио на бурятском языке. В сухих худощавых руках постоянно крутил четки, привезенные из Индии. Все его побаивались, никто не смел ему перечить. Но, несмотря на едкие замечания и окрики, я никогда не чувствовала от него угрозу. Напротив, всегда старалась с ним поговорить, расспросить о чем-то, а если он был в хорошем настроении, то рассказывал интересные притчи. Когда его не стало, я почувствовала опустошение. Как будто вместе с ним ушло нечто большее, важное, базовое. Только повзрослев, я начала понимать, о чем он говорил и чему учил и почему был всегда хмурый и даже злой.

Зерна посеяны

Хамбо лама Дамба Аюшеев напоминает этого хмурого дедушку, который много знал того, чего дети и взрослые, в силу своего духовного и физического уровня, не могли понять. Всю суть его замыслов мне еще предстоит разгадать.

«Эхэ хэлэн – Манай баялиг», по своей сути, площадка, где куется и оттачивается будущее бурятского народа. Впервые конкурс был проведен пять лет назад, тогда инициативу поддержал ИД «Информ Полис» и стал первым спонсором. В прошедшие выходные прошел уже 32-й по счету конкурс. За это время сотни детей научились говорить, излагать мысли, образно думать на бурятском языке. Но мало уметь говорить, нужно понимать быт, традиции, обычаи своего народа. Поэтому были введены и творческие номинации. Участники поют песни, читают наизусть буддийские магтаалы, маани, молитвы. Как и во всякой бурятской семье, происходит четкое разделение обязанностей: девочки шьют, выделывают овчину, а мальчики мастерят из дерева. Юные мастерицы умеют шить теплые рукавицы, жилеты, а мальчики представляют на суд сделанные собственными руками табуретки, полки, колыбели, вешалки.

Как постичь суть целого этноса?

Участники конкурса учатся еще и жизненной философии благодаря светлым учениям XII Хамбо ламы Даша-Доржо Этигэлова. Как известно, великий бурятский йогин каждый день дарует свои учения, в которых есть заметки как общечеловеческого характера, так и бытового. Разбирая эти послания, дети вникают в суть бытия и учатся быть хорошими и добрыми людьми.

Как постичь суть целого этноса?

Нютагай бγжэг

Во время открытия очередного конкурса Хамбо лама Дамба Аюшеев объявил о введении новой номинации – «Нютагай бγжэг». Как отметил духовный лидер, у бурят нет своих народных танцев, раскрывающих характер, самобытность народа. К примеру, у калмыков есть народный танец «Чичирдык», у ойратов - «Биелгээ». Эти танцы являются визитной карточкой целого этноса и их знают во всем мире. Чего не скажешь о бурятах.

Хамбо лама сделал упор на том, чтобы каждая команда к следующему конкурсу подготовила танец, а исполнять должны девочки и мальчики. При этом языком танца участники должны раскрыть некую историю. Через хореографические элементы ребятам предстоит рассказать о своем селе, учесть черты характера, присущие тем или иным районам: восточные буряты степенные, движения должны быть плавными, тягучими, а южные – более экспрессивные, быстрые, резкие. «Чтобы я понимал через танец, кто из какого района или села приехал», - отметил Хамбо лама. Но есть условие – ни в коем случае танцоры не должны вращаться вокруг себя и поворачиваться спиной к зрителям. По канонам буддизма, это считается неправильным. Еще один нюанс касается парности, то есть танцевальный коллектив должен состоять из мальчиков и девочек, олицетворяя мужское и женское начало. «В основном танцуют девочки, а это неправильно», - говорит он.

Работа кипит

Таким образом, Буддийской традиционной сангхой России проводится огромная работа по популяризации и поддержке изучения бурятского языка и культуры. Конкурс «Эхэхэлэн – Манай баялиг» проводится шесть раз в год. Поддержку оказывают генеральные спонсоры в лице администрации главы Республики Бурятия, Министерства образования и науки, Министерства культуры Бурятии, ИД «Буряад Yнэн», ИД «Информ Полис», ТГ «Абсолют», ТГ «Титан». Спонсоры готовят разные подарки, берут на себя вопросы по кормлению детей, администрации районов, поселений и школ предоставляют транспорт. На проведение одного конкурса требуется примерно 500 тысяч рублей.

Как постичь суть целого этноса?

Генеральный директор ИД «Информ Полис» Чингис Дагаев

Участников конкурса не делят ни по уровню владения языком, ни по возрасту. Участвовать могут все желающие, независимо от возраста, национальности. Специалисты стараются улучшать, делать интересными конкурсные номинации, внедряя новые механизмы работы с детьми. К примеру, в этот раз было задание прочитать рассказы Льва Николаевича Толстого на бурятском языке. Это стало возможным благодаря выходу книги «Маленькие рассказы» в переводе Улановой при поддержке Министерства культуры Бурятии.

Как признаются организаторы, зачастую дети и учителя приезжают плохо подготовленными. Бывает так, что некоторые дети не знают, какие задания им высылались заранее.

Отрадно, что с каждым годом география участников расширяется. Несмотря на то что конкурс проводится уже пятый год, есть школы, которые впервые принимают участие. Несомненно, есть и сильные команды, которые уже познали сладость побед и стараются быть победителями каждый раз. Подсчет голосов и объявление победителей всегда волнительное событие. Вот и на этот раз ребята с нетерпением ждали итогов. Тем более что призы и подарки от ГК «Информ Полис» всегда радуют. Так, например, бронзовые призеры 32-го конкурса - Доодо-Бургалтайская средняя школа Джидинского района - получили приз в 10 тысяч рублей. Вторыми стали ребята из команды «Урагшаа» Кижингинской средней школы и получили 20 тысяч рублей. Их соперники – команда «Улзы» из гимназии № 29 г. Улан-Удэ - в этот раз стали чемпионами и выиграли 30 тысяч рублей.

Как постичь суть целого этноса?

Гимназия № 29

Эпилог

Понимают ли дети-участники конкурса, что уже являются особенными? Разглядывая работы ребят, слушая их речь, то, как они читают молитвы, как умеют работать руками, задумалась над тем, что не умею делать и толики того, что знают и чем владеют они.

Благодарим за содействие и помощь в организации конкурса «Буряад Хэлэн»:

  1. ООО «Северомуйский тоннель – 2» и лично Бугаева Вадима Юрьевича.
  2. Депутата НХ РБ Баданова Матвея Александровича и сеть магазинов «Николаевский».
  3. "Благодарим АО "Разрез Тугнуйский" в лице генерального директора Валерия Николаевича Кулецкого за развитие бурятского языка в Тугнуйской горнянской долине".
  4. ИП Хабарков Алексей Олегович и группу компаний «Гринвич».
  5. Будуева Николая Робертовича, депутата Государственной Думы РФ.
  6. Буркоопсоюз в лице председателя Совета, депутата Улан-Удэнского городского Совета Норбоеву Долгор Кимовну.
  7. Депутата НХ РБ Цыбикова Аркадия Дамдиновича.
  8. Администрацию Кяхтинского района и лично главу района Нимаева Бимбу Жигмитовича.
  9. Администрацию Селенгинского района и лично главу района Гармаева Станислава Дашиевича.
  10. ООО «Торговый дом «Барис», Аюшиева Вячеслава Дашиевича.
  11. Бурятское мясоперерабатывающее предприятие «Катюша».
  12. Компанию «Оптика Сэсэг».
  13. Депутата Улан-Удэнского городского Совета Андрея Банзарона и ООО «Рост».
  14. Застройщика ООО «Союз», жилищный комплекс «Грин Парк».
  15. Депутата НХ РБ Вахрамеева Иннокентия Иосифовича.
  16. «Объединенные фермеры» и лично директора Жалсараева Владимира Болотовича.
  17. АО «Бурятхлебпром» и лично генерального директора Александрову Марину Борисовну.
  18. Баира Дашидоржиевича Зондуева, директора ООО «УЭС»
  19. «Центр пакет» – сеть хозяйственных магазинов и лично директора Халбазыкова Жаргала Борисовича.
  20. Концептуальную клинику Оюн Спасовой и лично Спасову Оюн Одоновну.
  21. Центр верхней одежды для всей семьи MOROZOV.
  22. Руководителя тибетского центра «Будда медицины» Ямпил-багшу.
  23. Кондитерскую фабрику «Амта».
  24. «Пчеловодное хозяйство Толмачёва» в лице Юрия Владимировича Толмачева https://paseka42.ru/
  25. Членов Общественной палаты РБ
  26. Лично Семенова Бато Цырендондоковича.
  27. Сеть магазинов «ПолиНом» и лично Норбоеву Елену Иннокентьевну.
  28. Варфоломеева Александра Георгиевича, члена Совета Федерации РФ.
  29. Компанию «Снежный барс» и лично генерального директора Раднаева Виталия Антоновича.
  30. Лично Пака Олега Викторовича.
  31. ООО «Гарантия-2» и лично Пашинскую Елену Ильиничну.
  32. Бичурский маслозавод.
  33. Торгово-промышленную палату Республики Бурятия и лично Ертанова Петра Викторовича.
  34. Бурятскую республиканскую организацию профсоюзов работников госучреждений и общественного обслуживания и лично Башкееву Долгоржап Базыржаповну
  35. Компанию «Серебряная Мода»
  36. ООО «За Байкалом» в лице генерального директора Мясниковой Елены Александровны.
  37. Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Бурятия Матхеева Чингиса Сергеевича
  38. Сеть ветеринарных аптек «Ветаптека03» и лично Башкуева Степана Филипповича.
  39. С-ССПОК ''Тарбагатай АГРО" и лично председателя Эрдынееву Марину Владимировну.
  40. Торговый дом «Фруткофф», ООО «РАЗИ», директора Атакишиеву Евгению Николаевну.
  41. Магазин фермерских продуктов в лице Белецкого Юрия Викторовича, Онохой.
  42. «Либерти» Онохой в лице Булата Нимаевича.
  43. Торгово-монтажную компанию «Тандем 2000» в лице Исакова Спартака Олеговича.
  44. ГАУ РБ «Дирекция спортивных сооружений».
  45. Магазин фермерских продуктов «Долина».
  46. Творческую студию «Море Арт»
  47. Городской информационный справочник «ДубльГис – Улан-Удэ».
  48. Магазин «Визит» ИП Тихонова Ирина Петровна, Онохой.
  49. ООО «Шик».
  50. Компанию «Аква».
  51. СППК «Хамтаа».
  52. Издательство «НоваПринт».
  53. Лично Цыбикову Анастасию Баяровну, Кяхта.
  54. Лично Галсанову Нимацу Жамсарановну, Онохой.

бурятский язык Культура Общество Азия Читать далее

Источник