Как предпринимателям в Бурятии предотвратить дебиторскую задолженность, а в случае ее появления - взыскать?

Как предпринимателям в Бурятии предотвратить дебиторскую задолженность, а в случае ее появления - взыскать?

Фото: pixabay.com

Корреспондент «Информ Полиса» получил профессиональные ответы на эти и другие вопросы

Несмотря на то что многим предприятиям с 12 мая разрешили работать, некоторые секторы экономики Бурятии, да и страны, сегодня практически остановлены. У многих компаний за последнее время выросла просроченная дебиторская задолженность. Избежать появления долгов невозможно, но и пускать ситуацию на самотёк тоже нельзя, так как последствия могут быть разными: от срыва текущей работы предприятия до банкротства.

Как понять, что ситуация с задолженностью требует вашего вмешательства? Каких ошибок можно избежать? Корреспондент «Информ Полиса» узнал об этом у руководителя юридической компании «ДАБАЕВ И ПАРТНЕРЫ: центр защиты бизнеса» Бато Дабаева.

Как предпринимателям в Бурятии предотвратить дебиторскую задолженность, а в случае ее появления - взыскать?

Фото: instagram.com/bato_dabaev

- Расскажите, как можно защитить себя еще до заключения договора?

- Чтобы эффективно управлять дебиторской задолженностью, важно постараться снизить риски неуплаты путем следующего алгоритма:

  1. Проверить контрагента на сайте Федеральной налоговой службы РФ для общей оценки соответствия реквизитам, в т. ч. юридического адреса, данным налоговой. Это очень важно. Также на сайте есть онлайн-сервис проверки корректности заполнения счетов-фактур. Можно узнать, был ли зарегистрирован и действовал ли поставщик в момент, когда выставил счет-фактуру.
  2. На сайте компаний Федресурс можно узнать, не находится ли контрагент в стадии ликвидации, реорганизации и др. Информация также имеется на сайте vestnik-gosreg.ru
  3. Проверить заранее контрагента по картотеке арбитражных дел. Если в отношении вашего поставщика, покупателя, исполнителя, подрядчика, заказчика имеется большое количество судебных дел в связи с неисполнением договоров, то это важный сигнал. Стоит пересмотреть предоставление отсрочек и рассрочек и предупредить своих сотрудников о новой работе с ними. Часто на практике сотрудники отгружают товар покупателю в момент, когда он уже не сможет его оплатить. Здесь надо разработать инструкцию либо чек-лист.
  4. Узнать о долгах вашего контрагента в банке исполнительных производств на сайте ФССП России. Если в предыдущем пункте мы говорили о незавершённых судебных делах, по которым идет спор, то сейчас это информация на основании вступивших в законную силу решений судов и др.
  5. В сделках, когда происходит отчуждение недвижимости, важно проверить наличие или отсутствие обременений на сайте Росреестра и в других источниках.
  6. В отдельных случаях наличие компании в реестре недобросовестных поставщиков, применяемом в госзакупках, тоже является триггером неблагонадежности.
  7. Проверить наличие или отсутствие лицензии у вашего контрагента возможно дополнительно через специализированные сайты лицензирующих органов (сферы медицины, образования и др). Отозвана, приостановлена ли лицензия, можно проверить также здесь.
  8. Вы имеете право попросить обеспечение при заключении договора в период действия COVID-19. Например, залог оборудования, задаток, поручительство, банковская гарантия (ее активно используют в госзакупках, но возможно и в обычных сделках с коммерческими компаниями). Такая мера действительно важна, когда ваш контрагент вызывает сомнения в добросовестности. Главное, при заключении договора правильно и подробно укажите про такие обеспечительные меры, чтобы потом не возникало вопросов.

Список могу, конечно, продолжать еще долго. Но хотел бы затронуть такую тему, как необходимость одобрения совершения сделки со стороны органов управления контрагента. У нас был случай, когда один исполнительный директор не имел права подписывать определенные документы без генерального директора поставщика и это повлекло негативные последствия для покупателя. Будьте, пожалуйста, в курсе этого. Доверенности, приказы, уставы и другие документы необходимо проверить. Это я всегда рекомендую вшить в инструкцию ваших сотрудников.

- Как начать диалог о взыскании долга?

- Начать вопрос следует за несколько дней до даты платежа. За три дня аккуратно напомнить о себе. Уточнить текущее состояние в условиях COVID-19. Если действительно возможна просрочка с подтверждением документальных обстоятельств, это одна история, и это ваше право, принимать это или нет. Все мы люди и понимаем текущую ситуацию. Ведь кто-то может предложить бартером оплату услуг и т. д.

Совсем другое, когда должник просто тянет с погашением задолженности. Часто происходят «эмоциональные перепалки» в чатах WhatsApp, Viber. Вместо это я рекомендую назначить встречу либо позвонить, желательно с функцией видеозвонка. Например, ZOOM или другие современные сервисы. Наша практика ведения споров показывает, что именно видео-формат в сложных переговорах в определённой степени способствует разрешению вопроса.

Если же нет решения, лучше взять тайм-аут, обдумать. Проверьте, подписаны ли у вас все документы с должником, договор, акт выполненных работ, накладные, счета-фактуры и другое.

Пока есть возможность лучше подписать «для бухгалтерии», чем потом доказывать в арбитражном суде. Если документов нет, то важно суметь «провоцировать доказательства». Этот термин придумал сам еще лет 5 назад, когда у клиента не было документа передачи оборудования, но путем правильной деловой переписки мы спровоцировали такое доказательство и смогли получить через суд свои деньги. Здесь важно суметь собрать доказательства еще до суда, чтобы оценить свои перспективы.

- Просрочка возникла. Что делать? Какие активные действия в управлении задолженностью предпринять?

- Вы в своем вопросе правильно сказали: активные действия. Ваша активность = вероятность получения задолженности.

Во-первых, собрать все доказательства и уже письменно изложить свое требование в виде досудебной претензии по юридическому и фактическому адресу (перед отправкой проверить адрес на сайте egrul.nalog.ru, так как с даты заключения договора адрес может измениться). Продублируйте также на электронную почту и на рабочие мессенджеры. У вас должна быть одна стратегия по работе с дебиторкой, чтобы не получилось так: просите в претензии одно, на почте другое, в viber третье.

Обязательно укажите срок, в который вы просите оплатить, с указанием банковских реквизитов. В судебной практике был случай, когда должник пытался объяснить, почему из-за смены реквизитов у поставщика он не смог оплатить. Иногда в заключенных вами договорах могут быть особые условия претензионного порядка. Практика показывает, что многие предприниматели не обращают внимания на этот пункт при ведении деловой переписки.

Во-вторых, юридически важно закрепить переписку, чтобы «пошел претензионный срок», как правило, он 30 дней. Загляните сегодня же в свой договор с контрагентом и посмотрите, что там указано. Чтобы потом не вышло, что два месяца вы просто ждали, потом еще один формальный месяц. На практике это частая история, из-за которой бизнес не может оперативно подать в Арбитражный суд.

В-третьих, часто предприниматели не хотят портить отношения, особенно с госзаказчиками, и долго ждут оплат без выставления претензий, и этим пользуются последние.

- А почему важно поторопиться?

- Есть выражение «время-деньги» и здесь оно очень подходит. Чем раньше вы начнете процесс взыскания дебиторской задолженности, тем быстрее сможете противодействовать недобросовестному должнику. Ведь он может начать выводить имущество и деньги, начать процедуру ликвидации или банкротства организации, дождаться наступления предельных сроков исковой давности по взысканию задолженности.

Должнику ведь часто просто выгодно тянуть с оплатой и «кормить завтраками». Поторопиться следует еще потому, что если затянете с судебным разбирательством, потом сможете получить «просто красивый исполнительный лист». На практике ведь нередко бывают случаи, когда кредиторов с вступившими в законную силу решениями много, а должник один. Здесь главное правильно выработать стратегию, проконсультировавшись с юристом.

- Можно ли не платить государственную пошлину при подаче иска в суд?

- Да, можно. Есть «лайфхак». Вы знаете, мы работаем в Улан-Удэ и Москве. Арбитражный суд Москвы «не любит» такие ходатайства предпринимателей и часто отказывает, но это можно обжаловать. В АС Бурятии же наши ходатайства всегда с первого раза были удовлетворены. Здесь важно правильно указать, документально подтвердить «свежими справками» вашу невозможность оплатить госпошлину в один момент. За 6 лет работы нашей компании мы сталкивались с различными ситуациями взыскания дебиторской задолженности от простых до сложных, но перечисленное в нашем разговоре существенно может повысить ваши шансы.

Говоря юридическим языком: одновременно с подачей искового заявления необходимо подать ходатайство о рассрочке либо отсрочке уплаты госпошлины. Отсрочка или рассрочка по уплате госпошлины представляют собой изменение срока её уплаты. Срок предоставления отсрочки или рассрочки – не более одного года. Основанием для рассрочки или отсрочки являются представленные истцом в суд доказательства того, что его имущественное и финансовое положение не позволяет ему уплатить всю сумму госпошлины единовременно на день предъявления иска.

Таким образом, истец может не платить госпошлину при подаче иска в суд. По окончании судебного дела суд взыщет ее с проигравшей стороны, а именно – с должника, при наличии у истца убедительных и достаточных доказательств возникновения долга.

юридические услуги предприниматели УланУдэ Бурятия Бизнес Читать далее

Источник