Как провести бурятскую свадьбу, соблюдая традиции?

В Улан-Удэ в РЦНТ 27 мая состоялся второй показ в рамках фестиваля традиционных обрядов «Буряад хүнэй юртэмсэ». Напомним, в марте участники народного фольклорно-этнического ансамбля «Наран-Гоохон» рассказали и показали, как проводить обрядовое действо «Шүлэн».

В этот раз участники народного фольклорного ансамбля «Уряал» рассказали и показали реконструкцию традиционного свадебного обряда тункинских бурят. Отметим, свадебные традиции западных и восточных бурят значительно отличаются. Свои особенности и у каждого района республики.

Благословение

Когда парень и девушка (будем звать их Баир и Арюна) состоят в отношениях некоторое время, молодой человек решает жениться на своей избраннице. Для этого он должен привести ее к себе домой и познакомить с родителями. Родители в ходе беседы присматриваются к невесте, интересуются продолжительностью их отношений. После этого Баир настаивает на женитьбе и берет разрешение у родителей. Отметим, раньше родители сами выбирали жениха и невесту, поэтому разрешение не требовалось.

- Далее семья Баира и Арюны выбирают день для сватовства (когда ставить хадак - ритуальная шелковая ткань), который потом должны одобрить в дацане. Семьи заранее решают, сколько человек будет на сватовстве, например, девять со стороны жениха и девять со стороны невесты, - сказала участница ансамбля.

После этого семьи готовятся к сватовству. Родные Баира готовят подарки для девятерых родственников Арюны, поэтому заранее спрашивают их возраст, положение в роду, размер одежды и прочее. Также семья жениха собирают угощения в большую сумку: отварное мясо, вино, водку, конфеты, печенья, молоко, чтобы поставить на стол в доме невесты.

Сватовство

В назначенный день в доме Баира нечетное число мужчин - его родственников или друзей собираются на застолье, которое длится два-три часа. Среди них обязательно должны быть: старший брат отца жениха (дядя) или несколько братьев; старейшина, который соблюдает все традиции и помогает в обряде. После застолья они едут свататься к семье невесты, но жених и его отец остаются. Невеста тоже не участвует в сватовстве, ее либо прячут где-то в доме, либо она уходит.

- По дороге родные жениха брызгают в святых местах (Субурганах). В доме Арюны никто не ждет гостей, там обычный день, поэтому делегация Баира проходит в дом и может даже не здороваться с хозяевами. Они просто раздеваются, проходят к алтарю, молятся и ставят хадак с белой пищей. При этом на алтаре обязательно должна гореть свеча (зула – бур.), - уточняет она.

После молитвы девять человек из семьи невесты, в том числе мать и отец, спрашивают у гостей, кто они такие, зачем приехали. Старейшина от Баира не говорит свою цель прямо, а намекает. Он уверяет, что они якобы проезжали мимо, увидели красивую ограду, цветы, веселье, красивую девушку и решили заглянуть.

- В свою очередь, семья невесты «подкалывает» гостей, говорит, что их подарки плохи. Так они испытывают мужчин из семьи Баира и его друзей, ведь он на них похож. Они должны знать, в какую семью отдают свою дочь. Поэтому гости должны это выдержать, ведь семья Арюны следит за их вспыльчивостью и характером, - отметила участница ансамбля.

После беседы хозяева приглашают гостей за стоЛ, раз уж они пришли. Семья Баира выкладывает угощения и начинается застолье. В какой-то момент старейшина жениха обращается к родителям невесты, рассказывает, что они приехали издалека, ведь у них есть жених , который решил попросить у их дочери руку и сердце. Они спрашивают согласие и, конечно же, родители Арюны соглашаются. Чтобы закрепить договор, старейшины двух семей обмениваются рюмками с вином.

- После этого тетя Арюны берет поднос и рассказывает, что там лежит зерно, пшено, деньги, украшения. Она предлагает родным жениха покрыть их золото своим золотом, их серебро своим серебром, деньги – деньгами. Семья Баира начинает с малого – 100 рублей, его покрывает родственник Арюны – 200 рублей, и так вплоть до 50 - 100 тысяч. В конце родственники жениха могут покрыть золотым кольцом и состязание по выкупу закончится, - рассказала она.

После этого семья невесты должнА удивиться богатству сватов и унести поднос с деньгами к алтарю. Когда гости уйдут, то родители Арюны пересчитают деньги и отложит на свадьбу. Но до этого веселье продолжается, в конце которого старейшины двух семей решают, когда сыграть свадьбу.

- Сейчас модно, чтобы старейшины предоставляли выбор дня свадьбы самим новобрачным. Однако по традиции они примерно определяют месяц, а затем родные жениха в дацане узнают, когда подходящий день для свадьбы в этом промежутке. Они должны известить семью Арюны о выбранном дне и начинать подготовку. Семьи также должны договориться, где именно будет свадьба: в одном месте, например, в кафе или по традиционным обычаям, когда невесту отдают в дом жениха, - добавили участники ансамбля.

Сбор приданого

На этом этапе в семью Арюны приходят все ближайшие родственники со стороны матери и отца. Их угощают белой пищей и приглашают за стол, где все говорят друг другу добрые пожелания. Родственники приносят с собой подарки, чтобы невеста попала в другую семью не с пустой рукой. Подарки дарят по старшинству.

- По окончанию первого застолья во время перерыва старейшины женщины собираются в доме родителей невесты и готовят приданное. Они складывают в сундук все необходимые вещи Арюны: ложку, вилку, иглу, нитку, ковер, даже веник с совком. Самое главное - по четырем углам сундука ставятся бутылки с водкой - это считается самым устойчивым положением вещей. Также в сундук кладут еду, начиная с белой пищи, далее мясо, конфеты, печенье, чтобы невеста смогла накрыть стол в семье жениха. Также туда кладут подарки родственникам Баира. Одним из основных предметов в приданом невесты считаются постельные принадлежности, которые не кладут в сундук. Туда входит двухслойный матрац из овчинной шерсти, белье, - отмечают хранители традиций.

После сбора сундука всех замужних женщин и старейшин угощают белой пищей, а затем на стол кладут расправленное одеяло и сверху платок. Этот обычай называется «Хүнжэлэй бүреэдэhэн», в котором участвуют только замужние женщины, у которых здоровые дети и старейшины. В платок они зашивают деньги и длинной ниткой пришивают платок к одеялу по часовой стрелке.

- Женщины по очереди кладут деньги под платок. Каждая должна сделать три шва и между ними сказать пожелание. После этого она должна отпить молоко и шить продолжит другая женщина. Важно зашивать аккуратно, чтобы не было ни одного узелка. Нитка должна быть цельной, а не составной. Это означает, что у них будет долгая жизненная дорога без ссор – затяжек, - подчеркнула она.

Участники ансамбля «Уряал» добавили, что при нехватке замужних женщин и старейшин, молодые мужчины тоже могут закончить шитье. Последний гость завязывает два конца нитки в бантик и таким образом, закрепляет все хорошие пожелания. Потом все гости берут это одеяло с четырех сторон, трясут его и хором желают счастья молодой семье. Потом одеяло складывают в конвертик и откладывают.

Передача невесты

На следующий день жених и невеста могут расписаться в ЗАГСе, но по традиции в доме Арюны собираются родственники и гости, которые до 12 часов едут на машинах в дом Баира, чтобы передать ее в другую семью. Родные жениха, старейшины могут встретить гостей, например, на границе села или возле Субургана. Там они разводят небольшой костер и хадаками и yреэл (добрыми пожеланиями) встречают старейшин со стороны невесты, которые специально вышли из машин на встречу. Гости брызгают белую пищу в костер всевышним божествам.

- Также есть вариант, когда гостей встречают у ворот дома. Прдставители семьи жениха встают полукругом и держатся руками, как в ёхоре, закрывая путь в ограду, и спрашивают у гостей, зачем те приехали. Можно друг друга песнями встречать, но в любом случае семья невесты на машине должны «разорвать» их и проехать внутрь. Ехать надо медленно, ведь они все равно отпустят руки и пропустят гостей в знак уважения и принятия невестки, - поделился другой участник ансамбля.

В ограде, когда все уже вышли из машин, семья Баира встречает их белой пищей и приглашает за стол. Тогда же тетя Арюны отдает ключ от сундука с приданым тете жениха или самой старшей невестке.

- После застолья в комнате жениха уже готова постель. Туда старейшины женщины со стороны Арюны кладут ее матрац и застилают бельем, а рядом ставят приданое. Со стороны Баира за этим смотрят старейшины женщины. Это очень важный обряд, после которого сторона жениха гладит белье со всех сторон руками и говорят добрые пожелания семье, - сказала артистка ансамбля.

Потом все вновь садятся за стол. Родные Арюны отмечают, что приготовили постель как положено, отдали невесту в руки жениха, и говорят хорошие пожелания. Старейшина семьи невесты, который все это время следил за соблюдением обрядов, говорит, что пришло время уходить. Все гости в том же составе должны покинуть дом жениха, никто не остается ночевать.

Чай невесты

На следующий день старейшины семьи Баира, близкие родственники собираются, чтобы попить чай, который заварила невеста. Также накрыт стол, невеста наливает всем чай и они ее восхваляют. В какой-то момент старшая невестка или тетя жениха открывает доверенным ей ключом сундук с приданым Арюны, который стоит в спальне ее мужа.

- Все смотрят и восхваляют ее богатство. Под руководством старшей невестки или тети жениха Арюна с чьей-то помощью вытаскивает из сундука белую пищу и кладет на стол, а водку также на четыре угла. Потом она достает подарки родственникам жениха и дарит по старшинству. Например, рубашку дедушке, шелковый платок бабушке, это уже все было заранее решено. Получатели подарков стараются в ее адрес сказать добрые слова, - отметила участница ансамбля.

Далее начинается другой очень важный обряд, когда присутствующие открывают одеяло с платком, где лежат деньги. Старшая невестка или тетя жениха развязывает бантик и по часовой стрелке начинает потихоньку вытаскивать нитку, говоря пожелания семье. При этом нитка не должна зацепиться или завязаться, а тем более порваться. Если появился узелок, то придется его развязывать, а это значит, что в жизни молодоженов что-то будет не так.

- После того, как нить вытащили, всем показывают ее целостность и аккуратно складывают. Платок складывают конвертиком и вместе с ниткой они хранятся у старшей невестки или тети жениха. Ниткой она должна будет завязать пуповину первенца этой пары. Потом все подходят к одеялу с деньгами, хвалят приданое Арюны, складывают деньги, считают и опять говорят пожелания, - рассказали участники ансамбля.

Старшая невестка или тетя жениха может решить, что часть денег из приданого пойдет на праздничный стол, а оставшаяся часть прибавит богатство молодоженов. Кто-то берет деньги и быстро покупает новые угощения, застолье продолжается, где хвалят Арюну и ее подарки.

По словам участников ансамбля «Уряал», в других районах при сватовстве отсутствует поднос с деньгами, а в приданное невесты не входит одеяло с платком. Также новобрачные могут решить, что все участники свадьбы должны быть в национальных костюмах, в которых нет каких-то предпочтений. Они могут быть разных цветов и фасонов.

Читать далее

Источник