Корреспондент Sakh.com убедился в низкой явке на "Утро Родины"

Второй год подряд автору этих строк приходится оценивать, как в Южно-Сахалинске проходит фестиваль телевизионных сериалов "Утро Родины". Волей случая оба раза он попал на работы продюсера Валерия Тодоровского — тогда это были "Оптимисты" (который взял главный приз), а сейчас "Садовое кольцо". Как и в прошлый раз, Sakh.com сосредоточится не на самой картине (хотя и про неё тоже будет несколько предложений), а на атмосфере события.

Организаторы "Утра Родины" уже не просто переживают о посещаемости своего детища, а бьют тревогу: "почему-то" сахалинцы не хотят смотреть сериалы посреди рабочего дня. Удивительно, что это не стало понятно ещё год назад, когда на того же Тодоровского пришли 30 человек, включая критиков и организаторов. Изначально бесплатные билеты (по аналогии с "Краем света") раздавались на портале bilet.sakh.com, но с пятницы зрители разобрали там всего около 400 билетов на всю неделю фестиваля, то есть меньше 10%, тогда как на "Крае света" такое количество расходится за час.

Фестивалю нужны посетители, и организаторы придумали "гениальный" ход — они закрыли раздачу билетов на Sakh.com (не предупредив об этом компанию) и начали раздавать их на улицах всем подряд. Редакция подозревает, что билеты изъяты из "свободного оборота" для того, чтобы Sakh.com не знал точно, насколько все плачевно.

Кроме того, в сахалинские министерства и подведомственные им организации дважды за сегодня спустились разнарядки о том, чтобы их работники посмотрели сериалы, а анивская администрация оповестила, что билеты можно взять там.

На подходе к кинотеатру "Комсомолец", где проходят все конкурсные показы, корреспонденту ИА Sakh.com вручили билет на предпремьерный показ фильма "В Кейптаунском порту". Между прохожими лавировали две девушки в толстовках "Утра Родины", и их главной целью было всучить кому-нибудь заветный квиток. Что с ним будет потом, то есть пойдет ли человек на сеанс, — уже дело десятое.

Перед началом просмотра удалось собрать несколько мнений островитян об этом фестивале:

На вопрос о том, как вы вообще узнали об этом событии, люди отвечали что либо прочитали в СМИ (на Sakh.com и в газетах), либо увидели афиши на улице. БОльшая часть аудитории фестиваля — это пенсионеры, но они отрицали, что их пригласили в зал через проект "Сахалинское долголетие". Возможно, власть и вправду забыла про этот способ подъема явки.

За 15 минут до начала сеанса в холле "Комсомольца" было 13 человек — 11 пенсионеров и мама со старшеклассником, несмотря на то, что возрастной ценз у сериала 16+ и в фильме много интимных сцен. Постепенно люди подтягивались, и к стартовой речи режиссера набралось 55 человек (включая гостей фестиваля, его президента и так далее), но по ходу действа их количество менялось. По краям то и дело пробегали тени, которые либо опаздывали на "Садовое кольцо", либо уходили с него.

— Мы специально на фестивале покажем сегодня другую версию, не ту, которую вы видели по телевидению, — из пилотной серии и третьего эпизода, смонтированную специально для фестивального формата. Я чувствую себя на Сахалине особенно хорошо, потому что мы показываем здесь "Садовое" второй раз (?!), оно уже было, и я вижу очень много лиц в зале, что мне очень приятно, — напутствовал зрителей Алексей Смирнов.

Оценивать сам сериал только по двум сериям глупо (а как многие зрители не знают, на фестивале показывают только две серии) — для этого сегодня есть битва критиков, которую ведет Дмитрий Дибров, а в качестве экспертов выступают Денис Горелов и Егор Москвитин, раскрывшие весь сюжет в общении. Появление этого формата несколько оживило конкурсную часть "Утра Родины", но все равно это больше похоже на инъекцию адреналина в труп. Напомним, на все это (в том числе критиков) тратятся бюджетные деньги Сахалинской области.

Эксперты под колкие фразы Дмитрия Диброва высказали свое мнение о сериале. Спойлер — он им понравился (особенно женские роли), но мужчины поругали время, в которое вышло "Садовое кольцо". Денис Горелов назвал "долбодятлом" того человека, который придумал показывать его во время чемпионата мира по футболу. Отсюда понятно, почему в зале лишь один человек его видел.

Немного помучили критики режиссера, который рассказал о том, как Валерий Тодоровский экзаменовал его перед тем, как допустить к работе. До "Садового кольца" Алексей Смирнов снял лишь две короткометражки и провальную, по его же словам, пьесу. То же самое касалось оператора Сергея Медведева.

Единственный вопрос-выступление из зала прозвучал от отца режиссера сериала Алексея Смирнова (!). Андрей Смирнов сам был актером, режиссером и драматургом. Он отметил, что в этом году было много качественных работ ("Садовое кольцо", "Домашний арест" и "Звоните ДиКаприо"), и заметил, что наконец-то подрастает поколение актеров и режиссеров, которые выросли без советской цензуры в голове.

— Никакого кризиса в нашем кинематографе нет. Понять, что нация может в кинематографе, можно будет лет через 75, когда хотя бы два-три поколения проживут без советской и российской цензуры, и, конечно, без таких ... (ругательство), как Мединский (министр культуры РФ — прим.ред.), — высказался Андрей Смирнов, за что получил аплодисменты в зале, а Дмитрий Дибров обеспокоился, что одна фраза убила все эфирные перспективы этого общения.

Битва критиков началась в 15:30, когда уже должен был стартовать сериал "Бонус", но его пришлось сдвинуть минимум на 40 минут, и если по окончании "Садового кольца" кто-то в зале крикнул "аллилуйя", то к концу обсуждения зрители требовали "кино".

Заметим, что перед проходом на сеанс никто не проверял паспорта, и если "Садовое кольцо" было 16+, то "Бонус" — 18+, и школьник с мамой точно не должен был на нем оказаться. Однако оказался.

В конечном счете от "Утра Родины" остается то же ощущение, что и год назад — в этом всем нет никакого смысла. На фестивалях нужно показывать новое, а не то, что доступно для обычного зрителя после запроса в поисковике. Это пустая трата государственных средств, это искусственное, навязанное мероприятие. Сахалинске бюджетники шутят: сообщите, когда за приход на сеансы "Утра" будут платить. Тогда, может быть, зайдем.

Источник