"Крестный отец Гарлема": дайте упрямым мужчинам делать свое дело

Американское кино о гангстерах все еще стойко ассоциируется с итальянской мафией, романтизацией преступного мира с неизменными жестокими законами, по которым живут суровые мужчины. Такую картину выстроили великие мастера криминального жанра второй половины 20 века, создававшие шедевры, которые уже навсегда останутся в летописи гангстерской истории, — Фрэнсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма, Серджо Леоне, Мартин Скорсезе. К веку 21-му жанр взял вектор на поиск новых идей — об Италии в Америке уже было сказано все, поэтому обращение к истории Бампи Джонсона (Форест Уитакер) — самого известного авторитета Гарлема, кажется сейчас — в эпоху BLM — более востребованным и соответствующим духу времени, чем зачастую невразумительные попытки вернуться к истокам, как это было с недавним "Капоне. Лицо со шрамом".

Второй сезон сериала в целом продолжил идеи первого, сместив несколько ракурс внимания на Малкольма Икса (Найджел Тач) и его борьбу. Да, не все, что показано на экране, стоит принимать за чистую монету — это все-таки игровое кино с большим заделом на художественный вымысел. Авторы задались целью не столько показать суровый преступный мир, в котором считают пачками деньги от букмекерских ставок, переправляют центнеры героина и периодически устраивают кровавые расправы. Фокус внимания стоит на самоопределении темнокожего народа Америки, и во многом именно на мусульманском лидере борьбы за права черных строится повествование.

А Бампи Джонсон — все еще преступник, который следует своим целям, но в их рамках оказывает посильную помощь сообществу. От романтизации никуда не деться, но на то оно и кино, чтобы вызывать сочувствие зрителя. Хотя за кадром остаются загубленные жизни тех, кто пользуется услугами наркорынка, но проблемы наркоманов — это их проблемы, ведь кто хочет встать на дорогу жизни, может это сделать, приложив определённые усилия. Это мы уяснили еще по сюжетной линии дочери Бампи, которая смогла преодолеть зависимость и встать на религиозный путь. В жизни, правда, такие истории встречаются не так часто.

В проекте помимо главных героев есть и другие исторические личности. И, наверное, это явление можно отнеси к профессиональному читерству. Хотите узнать, как Кассиус Клей (Дерик Августин), он же Муххамед Али, встал на путь ислама и при чем здесь криминальная история Гарлема? Смотрите сериал, там расскажут и покажут. Иногда от желания уместить в рамки проекта множество цепляющих событий прошлого возникает даже некоторое недоумение — политические игры Адама Клейтона Пауэлла-младшего (Джанкарло Эспозито), шантаж, плетение интриг везде и всюду, прячущиеся по углам агенты ФБР, а также раскол в "Нации ислама" и, конечно, битва за лакомый кусок в рядах преступного сообщества. Охватить всю эпоху — задача амбициозная и порой невыполнимая, и странно видеть при всей этой загруженности снижение ко второму сезону динамики и подуставшие диалоги.

Не хватает свежести. Даже заставка все под тот же трек — хотя надо отдать должное, цепляет, стильно и круто, как и весь саундтрек, который намеренно выбивается из антуража времени. Но озвученные идеи — про расизм, феминизм и желание служить своему делу — проворачиваются по кругу, не давая ничего принципиально нового. И даже объединение кровных врагов не вызывает особых эмоций — да и вообще вся линия с Винсентом Гиганте как будто намеренно превращается зачастую в капустник. Может, так оно и должно быть — бывший шофер, гроза криминального мира получился карикатурным и не вызывающим никакого трепета.

Впрочем, выводы делать рано. Сериал ушел на летний перерыв после выхода шести эпизодов и вернется в августе. Как знать, что еще нам припасли писатели истории подпольного мира Гарлема. 7/10

Источник