Меньше людей, машин и товаров — ДВТУ отчиталось об итогах работы в 2020 году

По данным Дальневосточного таможенного управления, из-за коронавируса в 2020 году в регионе резко снизился товарооборот, границу пересекло вдвое меньше транспорта и в восемь раз меньше людей.

Таможенные органы, несмотря на пандемию коронавируса, в 2020 году работали в штатном режиме. И при этом Дальневосточное таможенное управление сообщило о резком снижении почти всех торговых показателей.

Так, по словам начальника ДВТУ Юрия Ладыгина, общий товарооборот Дальневосточного таможенного управления в 2020 году снизился на 20% и составил более $28 млрд. Импорт «провалился» на 7%, до $20,5 млрд – различные товары на территорию России всё-таки ввозились. А вот экспорт рухнул почти вдвое: с $13 млрд в 2019 году до $7,5 млрд – в 2020 году. Грузооборот также снизился вдвое – до 21,9 млн тонн.

В связи с принятыми ограничительными мерами нестабильно работали автомобильные и речные пункты пропуска, в результате чего в два раза снизилось количество перемещаемого автомобильного транспорта. Если в 2019 году границы на Дальнем Востоке пересекло суммарно 211 603 единицы транспорта, то в 2020 году эта цифра опустилась до 106 757 единиц. Людей тоже почти не было: с 9 млн человек этот показатель упал до 1,2 млн человек.

В структуре импорта 52% от стоимостного объёма пришлось на долю машин, оборудования и транспортных средств, 14,5% – продукции химической промышленности, по 10% – на долю металлов и изделий из них и текстиля, текстильных изделий и обуви. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 5%.

Экспорт же, как водится, оказался сырьевым. Более половины (54%) товарной структуры экспорта – это продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё, в том числе рыба и морепродукты – 46%. На древесину и целлюлозно-бумажные изделия пришлось 12,5%. Машины, оборудование и транспортные средства заняли 12,3% в структуре импорта. Минеральные продукты – 11,3%, металлы и изделия из них – 5%.

Отдельно в управлении отметили, что была пресечена 61 попытка вывоза средств индивидуальной защиты общим весом более 64 тонн, а также 14 попыток вывоза отдельных видов запрещённых к вывозу продовольственных товаров общим весом 380 тонн.

Перечень ведущих стран-контрагентов традиционно остается без изменений – Китай (60%), Республика Корея (14%), Япония (8,5%). Кстати, с учётом закрытия границ с китайской стороны в 2021 году эта структура может и измениться. Уже сейчас российские компании ищут новые рынки сбыта.

При этом, даже несмотря на ограничительные меры, как отмечают в ДВТУ, количество участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) увеличилось на 10% – с 15 795 до 17 473.

Таможенные платежи тоже подросли. Если в 2019 году таможни Дальнего Востока перечислили в федеральный бюджет около 350 млрд рублей, то в 2020 году этот показатель увеличился на 7,5% – 382,5 млрд рублей.

Также в 2020 году продолжилось реформирование таможенных органов Дальневосточного региона. Были созданы Дальневосточная электронная таможня (ДВЭТ) и Дальневосточный таможенный пост (центр электронного декларирования – ЦЭД). С 1 октября 2020 года реорганизованы 4 таможни – Биробиджанская, Благовещенская, Камчатская и Магаданская. Подчинённые им посты и регионы деятельности переданы Хабаровской и Сахалинской таможням соответственно. Количество таможен, подчинённых ДВТУ, снизилось до девяти, из них функцией по таможенному декларированию фактически обладают только две таможни – Владивостокская и Дальневосточная электронная. Остальные таможни (за исключением Дальневосточной оперативной) перешли в статус таможен фактического контроля.

Источник