Международная акция «Ночь музеев» проходит во Владивостоке

Сегодня, 18 мая, во Владивостоке большинство музеев распахнули свои двери для свободного посещения. Уже известные экспозиции и новые проекты открыты для посетителей до позднего вечера по программе международной акции «Ночь музеев». Корреспонденты и фотографы VL.ru побывали в музее Арсеньева, доме Суханова, картинной галерее, «Артэтаже», музее техники на Садгороде, галерее «Арка», центре народной культуры и центре современного искусства «Заря».

Дом-музей путешественника Арсеньева

Первые посетители заглянули в мемориальный дом-музей путешественника Арсеньева (Арсеньева, 7-б). Двухэтажное кирпичное здание, построенное в начале ХХ века, уникально и представляет историческую ценность как единственный сохранившийся в России дом, где жил и творил выдающийся писатель, ученый, путешественник и исследователь Владимир Арсеньев. Благодаря его трудам ученые больше узнали о загадочном Уссурийском крае. В музее находятся вещи, принадлежавшие семье Арсеньевых, элементы походного снаряжения, этнографическая и археологическая коллекции путешественника.

На входе в дом путешественника, как еще называют музей, гостей встречают приветливые сотрудники. Экскурсию для собравшихся ведет заведующий домом-музеем Петр Александров. Здесь Владимир Арсеньев жил со своей семьей, женой Маргаритой Николаевной и дочерью Натальей. До наших дней сохранилась гостиная, кабинет, спальня. На бывшей кухне сейчас оборудована входная.

По словам Петра Германовича, идея сделать из дома музей звучала еще в 1931 году, но в случае мемориализации здания семья рисковала быть выселенной. В Советское время об истории дома забыли, в 1950-е годы сделали перепланировку под многоквартирное жилье – несколько стен сломали, несколько достроили. В таком виде здание просуществовало до 1979 года, после чего горисполком расселил дом из-за его ветхого состояния. В 1980-м здание решили мемориализировать, сделав его музеем. Но к реставрации приступили только через 24 года. В 1997 году дом стал уже музеем ко дню рождения и смерти (первые числа сентября) Владимира Арсеньева.

Еще через 20 лет воссоздали обстановку быта семьи Арсеньева благодаря племяннице его жены. По ее воспоминаниям и документам удалось восстановить интерьер старого дома. Гостям показывают раздвижной стол на 14 персон и стулья. Тут же находится старинная виктрола – патефон, аналогичный тому, который Владимиру Клавдьевичу подарил японец, господин Ватанабэ. Здесь можно увидеть и раритетное пианино из города Лейпциг. Сохранился буфет, самовар и фарфоровая посуда.

Петр Александров занимательно рассказал об отце Арсеньева. Клавдий Федорович был незаконнорожденным, и родители не желали его воспитывать. Он сам научился читать и получил образование. Работал народным учителем, был курьером на железной дороге, а службу он закончил с невероятным для того времени успехом: стал действительным статским советником.

Жителей Владивостока приглашают сегодня в 15:00 на серию мастер-классов для детей и в 17:00 на авторскую лекцию об иллюстраторе книг Арсеньева Сергее Яковлеве. Кроме этого, в музее можно будет посмотреть два фильма: «Лесные люди» и «Дерсу Узала».

Музей им. Арсеньева

Главный корпус

Эстафету акции «Ночь музеев» подхватывает главный корпус музея В. К. Арсеньева. Здесь запланировано сразу несколько выставок и мероприятий для посетителей разного возраста.

Историю целой страны через призму ткацкого производства рассказывает выставка «100% Иваново» в рамках проекта «Коллекционируя Россию». На экскурсиях по собранию ситцев, созданных мастерицами города невест, гости узнают, откуда пошло выражение «хорошие манеры» и как оно связано с тканью, проследят за тем, как политический строй отражается на узорах, и попытаются расшифровать послания, спрятанные в рисунках, искусно выполненных на льняных, хлопчатобумажных и других полотнах.

«Мне очень понравилась, я горжусь тем, что это делали мои соотечественники, – признается посетительница выставки Наталья Семенчук. – Я считаю, что это очень важно для подрастающего поколения, потому что у них формируется система жизненных ценностей».

Экскурсии по выставке будут проходить вплоть до 23:00.

Чтецами на проекте «Сказки с молоком», который проходит на площадке главного корпуса музея Арсеньева, выступят известные деятели культуры из Владивостока и других городов. Гости необычных спектаклей уже успели послушать произведение Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди» в исполнении Анастасии Орловой – детской писательницы из Ярославля.

Также читать вслух сегодня будут директор приморской филармонии Анна Алеко, вокалист Александр Пстыга, фронтмен группы «Марлины» Денис Бендасов и певица ЛюSEA. В завершении проект переместится на улицу, где приморский писатель Александр Геласимов прочитает отрывок из своего произведения «Роза ветров».

«Сказки с молоком» зародились в Музее Города несколько лет назад. Главных действующих персонажей на спектакле трое – чтец, художник и звукорежиссер, который подбирает подходящую музыку.

«Художник рисует все карандашами или мелками, это снимает веб-камера, и на стену проецируется большое изображение, – объясняет методист музея. – То есть, получается такой мини-мультик, мини-спектакль. В то же время гости могут бесплатно пить молоко с печеньем».

Спектакль обычно занимает от 30 до 40 минут, чтобы дети не успели заскучать. Читают здесь отечественные и зарубежные произведения, а также сказки народов Приморья.

Музейные экспозиции днем в основном посещают дети. На тематических экскурсиях ребята знакомятся с историей освоения края, постигают азы археологии и этнографии, а на мастер-классах учатся создавать авторские ситцы по технологиям ивановских мастериц, делать книжные закладки с лесными орнаментами и писать настоящими орлиными перьями.

«Ночь музеев» нашла отклик у иностранцев. Туристы, в основном из азиатских стран, приходят организованными группами, подолгу разглядывают экспонаты и фотографируются рядом с ними. Пользуются они также и услугами экскурсионного бюро «Время города»: оно работает с 11:00 и до вечера, группы отправляются каждые полчаса. Предварительная запись обязательна.

«Взрослая» программа начнется после 6 часов вечера. Экскурсоводы познакомят гостей музея с постоянными и временными экспозициями.

Тематическая экскурсия по выставке Николая Назарова, известного приморского фотографа, лауреата многочисленных премий, в том числе и международных приглашает тех, кому интересен советский период в истории края. Она открылась в конце прошлого года и ознаменовала сразу два юбилея: 80 лет со дня основания Приморья и 180 лет фотоделу.

На снимках Назарова – важнейшие вехи в истории края: портреты героев Хасанских событий, военный конфликт на острове Даманском, торжественные встречи китобоев, визиты во Владивосток Василия Блюхера, Никиты Хрущева, Леонида Брежнева, и многое другое. Снимал автор и повседневную жизнь приморцев.

«Выставка уникальна тем, что многие работы автора впервые увидели свет, они никогда прежде не были опубликованы, – объясняет научный сотрудник музея имени В. К. Арсеньева Евгения Кирсанова. – Их после смерти автора предоставил музею сын автора. Там было около 12 500 негативов! И после долгой кропотливой работы фотофонда, которая длилась в течение трех лет, мы смогли увидеть эту выставку».

Кроме фотографий, отпечатанных с негативов, зрители смогут увидеть работы Николая Алексеевича, которые он печатал самостоятельно, а также его личную коллекцию фотоаппаратов и профессиональной литературы.

Пешеходная улица

По случаю «Ночи музеев» перегородили дорогу на Светланской – прямо на проезжей части напротив музея Арсеньева развернулись фуд-корт и ярмарка рукоделия. На прилавках – вязаные игрушки, одежда, украшения от приморских мастеров.

Юлия Шелгаева, например, создает узоры на шелковых платках при помощи экокрашения. Все красители можно найти в окружающей природе: солнечный желтый оттенок дают куркума и молотые сушеные цветы бархатцев, бледно-зеленый – цветная капуста. Занимается Юлия также и валянием из шерсти – на ярмарке можно найти созданные ею шали и предметы интерьера.

Мастерица Светлана делает украшения из натуральных камней – браслеты, подвески, колье, и многое другое. У нее можно найти недорогие подарки для юных модниц и эксклюзивное колье-воротник из натурального жемчуга.

Свою продукцию на фуд-корте представили три заведения общепита. Полакомиться здесь предлагают блюдами китайской кухни и пирожными. Работать ярмарка будет до 21:00.

Военно-исторический музей Тихоокеанского флота

С-56

Принимает посетителей и знаменитый Военно-исторический музей Тихоокеанского флота, который есть в путеводителе каждого иностранного туриста. Это мемориальная Гвардейская Краснознаменная подводная лодка С-56 на Корабельной набережной. Советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времен Второй мировой войны знаменита своим рекордным переходом через три океана и уничтожением немецких подлодок. Обо всем этом готовы рассказать экскурсоводы.

Вход в этот день сюда, увы, не бесплатный. Билет стоит 100 рублей. Многие жители города привели детей и внуков. Корейские и китайские туристы, которых в разы больше, чем владивостокцев, спешат осмотреть субмарину изнутри. Гости смеются и делают селфи на фоне подлодки. В очереди – и любознательные, увлекающиеся историей, и те, кого занимает быт подводников, и случайные посетители.

Музей ТОФ

Горожане свободно проходят в Военно-исторический музей Тихоокеанского флота, снимают раритетные орудия под открытым небом, многие из которых сыграли роль в важных для России сражениях на разных исторических этапах. Здесь представлена 9-дюймовая береговая мортира образца 1877 года на так называемом станке Дурляхера. Слева от нее красуется 6-дюймовая пушка на береговом лафете. Оба орудия использовались при обороне Порт-Артура. Они изготовлены на Обуховском и Пермском заводах.

В самом центре стоит и 6-дюймовая полевая мортира образца 1883 года. Калибр – 152 мм. Такие артиллерийские орудия применялись не только в обороне Порт-Артура, но в боях в Маньчжурии. Вес мортиры – 459 кг. Тут же – заокеанский гость, помогавший советским солдатам воевать во Второй мировой. Это 76,2-миллиметровая полевая пушка, изготовленная в США. Могла делать 12 выстрелов за минуту, а снаряды пробивали броню толщиной 80 мм.

Свое почетное место нашла гигантская пушка образца 1911 года с эксадренного миноносца ТОФ «Войков», который в 1936 году перешел с Балтики на Тихий океан, а позднее принимал участие в советско-японской войне. Снаряды 102-миллиметровой пушки, выставленной на всеобщее обозрение, били немало милитаристов во время высадки десанта в порты Северной Кореи и вытеснения оттуда японских частей.

Рядом – кормовой корабельный газодинамический бомбомет для уничтожения подводных лодок в период Великой Отечественной, вентиляционные трубы и лопасти винта канонерской лодки «Красный октябрь», а также чугунные пушки, закупленные Российской империей у Англии в 1787 году.

Здесь и так называемый первенец отечественного танкопрома – МС-1. К 70-летию Победы VL.ru делал спецпроект о таком же танке, восстановленном на Садгороде. Нынешний экземпляр был принят на вооружение в 1927 году, он весил 5,9 тонны, мог ездить со скоростью 22 км/ч, в экипаже два человека. По информации музея, танк принимал участие в ликвидации вооруженного конфликта на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году.

Дом чиновника Суханова

Школьникам раскрыли «Секреты старого дома» – в доме чиновника Суханова прошла детская экскурсия. Раньше здесь проживала семья статского советника Приморского областного правления Александра Васильевича Суханова, посвятившего жизнь благоустройству Приморья. Но детям это мало о чем говорит – школьникам интереснее рассматривать старинный интерьер, картины и столетнюю мебель.

Экскурсию ведет научный сотрудник музея Юлия Денисенко. Рассказывает подробно обо всем и какие-то предметы дает подержать в руках. Вот, например, тяжелый чугунный древний утюг, в который засыпали уголь, чтобы отгладить белье – гости музея, два мальчика видят такое впервые. Или патефон – семилетний Илья в шутку предположил, не для проигрывания рэпа ли это приспособление? Взрослые посмеялись, уверив, что тогда слушали немного другую музыку.

Особенно внимание гостей привлекла комната, где жили сыновья революционера. У каждого из них было свое хобби – один коллекционировал бабочек, другой играл на гитаре. Все настоящее, мальчики спрашивают – а не крадут ли экспонаты? Им раскрывают еще один секрет – везде установлены камеры, поэтому воришку обязательно найдут и накажут.

В 14:00 в доме Суханова стартовала авторская лекция краеведа Виталия Козько «В гостях у губернатора». Мужчина с бородой и в казачьей форме достал свой «портфель экскурсовода» с распечатанными фотографиями старого Владивостока и начал повествование об истории края с самого момента его основания.

Председатель сообщества независимых экскурсоводов Владивостока напомнил, что город в качестве главной военной базы на Тихом океане был выбран неспроста: очень удобная бухта, защищенная со всех сторон. И первым правителем этих мест был Николай Николаевич Муравьев-Амурский.

«Направили его как человека активного и инициативного, – рассказывает Виталий Козько. – Он предложил освоить левый берег Амура, присоединить к России и освоить Южно-Уссурийский край. Как это можно было осуществить? Сплавы – декабрист Завалишин ему это подсказал, он так хотел сбежать, на самом деле».

Отметил краевед и роль казаков в освоении края. По словам Козько, казачество стояло на острие колонизации Дальнего Востока. Они и участвовали в сплавах, и защищали земли, границы – было от кого.

«Как так получилось что китайцы отдали землю? – продолжает автор лекции. – Был Китай ослаблен опиумными войнами, когда англичане проводили экономическую экспансию. Подсадили их на опиум. Охвачена была вся нация. Два обиженных соседа (Китай и Россия) между собой просто договорились. Александр II подписал тайный договор. Китаю – оружие, инструкторы, деньги. России – левый берег Амура и Южно-Уссурийский край. Китай был вынужден отказаться от этих территорий. Но не окончательно».

Отряды хунхузов не собирались так просто сдавать территорию. При неофициальной поддердке китайских властей охраняли золотые приски, на которых незаконно добывали металл китайские рабочие, рассказывает Козько. Но все-таки это было пресечено, не без поддержки первого боевого корабля Владивостока «Алеута».

Хоть лекция собрала немного людей – около двух десятков – гости слушали внимательно. Некоторые из них останутся на экскурсию. Сегодня музей планирует работать до полуночи.

Галерея «Артэтаж»

В честь «Ночи музеев» роль экскурсовода исполнил директор «Артэтажа» Александр Городний. Он провел гостей по залам третьего этажа, где располагается постоянная экспозиция музея современного искусства. Художественный деятель начал повествования об истории музея, приморского авангарда и самого определения «современного искусства».

«В любом цивилизованном городе существует музей современного искусства, – повествует Городний. – И Владивосток обязан такой иметь. Хотелось бы, чтобы туристы и горожане знали больше город и самих себя. Полистаешь книгу отзывов – корейская тропа уже протоптана. Много работ – рук художников группы "Штиль" и "Владивосток", периода 80-90-х годов, это те, с кем я начинал».

В фондах музея около 1500 единиц, все они находятся в муниципальной собственности – в залах висит далеко не все. Одни картины художники пожертвовали сами, другие приходилось покупать. Но сотрудники «Ариэтажа» стараются никого из художников не обидеть.

«Под современным искусством понимается все, начиная от импрессионизма, появившегося в 70-х годах ХХ века, это и дадаизм, и кубизм и всевозможные "-измы", – продолжает Александр Городний. – В академизме и реализме художник начинает превращаться в ремесленника. Фантазии больше хочется».

Работы приморских художников директор «Артэтажа», не стесняясь, сравнивает с полотнами Матисса и Сезанна. Здесь и импрессионизм, и соцреализм, и такое новое направление как фризлайт, когда на длинной выдержке фотохудожник рисует светом (представлена работой Пальченкова и Долгополова «Рождение музея»).

Внимание привлекает работа «Житие – 1, Житие – 2» Андрея Камадова и Виктора Серова. Художники рассказывают о жизни обыкновенных людей, представляя самые разные типажи: один верит в бога, другой работает на вокзале, третий – офицер, попавший под сокращение. Целый роман в околоправославном формате – о жизни и современности.

Александр Городний продолжил экскурсию и перешел в зал выставки Лоры Белоиван «Время – Ночь». Известная в Приморье зоозащитница и писательница имеет художественный талант. Причем пишет картины по ночам – только тогда появляется свободное время.

Сама Лора Белоиван обозначила тему своих работ так: «Практически все сюжеты и события на представленных работах происходят ночью, когда у человека обостряются слух и зрение, а небо становится к нему ближе».

На полотнах Лоры люди и звери рассказывают истории – каждый свою. Вот Адам и Ева несут по рыбине на картине «Из рая», а грустный мужчина гладит большое странное животное, похожее на кота в работе «Вымышленный друг». На полотне под названием «Синий бык загулял» животное сносит рогами водонапорную башню, а на соседней картине обнаженная женщина с развевающимися волосами скачет на огромном коне.

Как пояснил Александр Городний, переговоры с художницей о выставке шли три года. Некоторые картины приехали из Москвы и даже из-за рубежа. В «Ночь музеев» любой желающий может познакомиться с работами до 20:00. А вообще выставка Лоры Белоиван будет работать в «Артэтаже» до 26 мая.

В пространстве «Артэтажа» проходит занятие по икебане мастера Суда Хирико. Это искусство составления композиций из живых растений – одна из древнейших традиций Японии. Около 30 человек пришли, чтобы познакомиться с японской культурой.

«Казалось бы, информации в интернете много, но это искусство не объяснишь словами, – на русском языке пояснила японский мастер. – У каждого профессора есть свое понимание, каждый подбирает свой материал».

Суда Хирико рассказала – необходимо учиться 20 лет, чтобы стать преподавателем по икебане. Она собирает в кувшине маленькие бутоны букетной розы и зеленые стебли пузыреплодника в аккуратную, стройную композицию.

Параллельно с мастер-классом для гостей проходит японская чайная церемония. В маленьких традиционных чашках гостям предлагают зеленый чай вместе с традиционным угощением под названием хигаси – сладостью из риса.

Центр современного искусства «Заря»

Лекции и выставки

В Центре современного искусства «Заря» людно. Искусствовед Юлия Климко в кинозале рассказывает о Владивостокской биеннале визуального искусства, комиссаром которой она уже несколько лет является. Проводит параллели с Венецианской биеннале.

Изначально учредителем и организатором мероприятия была администрация Владивостока, но с какого-то момента перестала включать ее в годовой план. Это, конечно, расстроило художественное сообщество. Со временем мероприятие возродилось силами энтузиастов. «Темой биеннале в 2017 году была морфология порта – мы пытались осмыслить, кто эти люди – живущие у моря», – говорит Юлия. Так, например, приехавшая на биеннале корейская художница Бу Джихен с проектом «Существование сетей» распределила по полю 7 тонн соли, над солью – фонари как символ возвращения моряка домой.

Биеннале всегда – о том, что объединяет людей или страны. Вот, например, работа – Ильи и Эмилии Кабаковых – «20 способов получить яблоко, слушая музыку Моцарта». Известные иллюстраторы пытаются обдумать пути решения конфликтов – от личных до международных: яблоко символизирует мир, который все хотят достичь, однако оно – на середине огромного стола; как до него дотянуться (и надо ли) – большой вопрос для всех. Или «Конкистадоры» Ольги Киселевой – об освоении Арктики, которое со временем больше напоминает покорение. Хотя, говорит Юлия Климко, проблема состоит в том, что владивостокские художники слабо представлены на международной арене.

Сперва на лекции было человек пять, но скоро в кинозале кончатся места. Приходят слушатели из соседнего, читального, зала – там завершилась лекция кандидата исторических наук Романа Гвоздева. Он рассказывал о военных орудиях коренных народов Дальнего Востока. Сейчас его сменила научный сотрудник Института географии Вера Пахомова – она рассказывает про геммологию, науку о самоцветах. На словах про классификацию (а лекция вообще очень наукообразная) в зал зашел депутат ЗС ПК Дмитрий Новиков со спутницей. Минут через пять пришли главный редактор «Новой газеты» во Владивостоке Андрей Островский, писатель Василий Авченко (женщина, пришедшая в «Зарю» с внуком, пока читает его в соавторстве с Андреем Рубановым новую книгу «Штормовое предупреждение» – скоро начнется презентация). Также здесь – председатель городского совета ветеранов, полковник Сергей Кондратенко. «Я как увидел, что Вася будет, сразу пришел», – рассказывает Сергей Константинович. Авченко и Рубанов раздают автографы и делают селфи, Вася слушает признания от преданных читательниц: «Я как узнала, что у тебя книжка вышла – настоящий праздник».

Андрей Рубанов говорит, что ничего не знает о современной дальневосточной литературе. «Я знаю, что на Дальнем Востоке есть писатели, – с сомнениями в голосе говорит Рубанов. – Но информация о них с большим трудом доходит в центральную часть России». На этих словах в зал входит дальневосточный писатель, лауреат всяческих премий Лев Сысоров.

Василий Авченко рассуждает о «дальневосточном тексте». Есть московский, питерский текст. Есть дальневосточный. Но наша территория в культурном плане куда меньше освоена, чем Москва или Санкт-Петербург. «А ведь культурное освоение не менее важно, чем политическое, экономическое, военное. У меня есть даже немного сумасшедшая теория о том, что Аляска отошла от России потому, что не стала культурной ее частью. Ее не описали литераторы, не воспели в песнях...»

Вера Пахомова рассказывает, где найти самоцветы в Приморье. Но предупреждает, что надо быть осторожными: за вами будут следить разные службы. Кстати, в нашей стране есть закон, который гласит, что нельзя иметь алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, природный жемчуг и отдельные выдающиеся образцы янтаря, если вы не сможете объяснить, откуда они у вас.

Люди начинают шуметь и Пахомова шутит: «Народ, алле! Мы бесплатная лекция по геммологии! Если вы будете потише, сможете услышать много интересного».

И правда, очень интересно. Например, на лекции рассказывают о натуральных, синтетических и искусственных (не имеющих аналогов в природе) камнях. И о облагороженных минералах – необлагороженный рубин оценивается в 30 000 долларов, если он подвергся отжигу – 13 000 долларов, отжигу с незначительны заполнением трещин – 9000. И так далее – до 50 долларов, если камень заполнили свинцовым стеклом.

Между лекциями буквально нет перерывов, в кинозале они закончатся в 18:00. Так что посетителей просят не шуметь. Даже у пианино «Приморье», стоящего между залами, заклеили крышку скотчем и написали объявление: «Не играйте пока, пжта! Идут лекции постоянно».

В залах – выставка из коллекции «Зари». Резиденты ЦСИ за годы ее существования создали множество произведений, их можно увидеть.

Фуд-корт и фримаркет

На улице между цехами – небольшой фуд-корт. В основном здесь сладости. Можно попить кофе или чай из самовара.

На крыше – небольшой фримаркет. Суть его в том, что можно принести свою ненужную или надоевшую одежду в хорошем состоянии и забрать что понравится. Еще есть видеокассеты, утюжок для волос, игрушки и книги.

Идет выступление поэтов из «Класса коррекции», небольшой перфоманс. Их сменяет Вячеслав Ташкинов – вчера у него, кстати, был сольник в «Контрабанде». Прошел так хорошо, что Слава ходит счастливый. Вчера было с трубой и клавишными, все по полной программе. Сегодня барабан есть, перкуссия. Тоже неплохо.

«Буду петь про улицы Владивостока, в основном», – объявляет Вячеслав. Кажется, в зале есть поклонники Славы – девчата обещают подпевать и очень радуются. Слушатели удобно развалились на креслах-подушках.

На крыше много детей. И атмосфера совсем уж не такая, как в лекционных залах ЦСИ.

Экскурсии по старому Владивостоку

Японский квартал

Экскурсия прошла от главного здания музея Арсеньева по основным местам быта и деятельности японских жителей Владивостока. Экскурсовод Анжелика Петрук отметила, что Владивосток изначально был мультикультурным городом, где было пестрое промышленное сообщество.

Первые японские жители появились во Владивостоке в начале 70-х годов XIX века. Однако уже в 1871 году, когда Владивосток еще был военным постом, по дну залива он был связан с Нагасаки линией телеграфа.

Экскурсовод отметила, что японцы всегда имели коммерческий интерес во Владивостоке. При этом до революции японцы заняли сферу бытовых услуг и открывали предприятия по мелкому ремонту или прачечные.

Первую остановку группа сделала у знаменитой транссибирской магистрали. После завершения железной дороги Владивосток стал точкой притяжения для японских туристов. Теперь они могли легко попасть в Европу. Известная японская поэтесса «Ясано Акика» как раз совершила такое путешествие.

Затем экскурсия направилась в сторону здания японского генерального консульства, которое про существовало с 1916 по 1945 год. Раньше на месте современного каменного здания стоял маленькое деревянный домик одного из первых японских жителей.

После 1905 года в город приезжали все больше японцев и открывали свое дело. Их стало так много, что маленькое консульство на два кабинета не справлялось. В итоге диаспора предложила властям построить новое здание. Строительство разрешили при условии, что оно будет выдержанно в европейском стиле.

Изначально скульптуры грифонов держали в клюквах цепь, которая удерживала козырек. Кроме того, здание украшала статуя Ники – богини победы. Однако власти расценивали это как намек на прошедшую русско-японскую войну и потребовали ее снять. Сейчас от нее остался только шпиль. Консульство простояло до 1945 года. Затем Владивосток стал закрытым городом, и консульство переехало в Находку.

Кстати, здание напротив бывшего консульства было доходным домом господина Дэмпи, японского партнера купца Семеновна.

Кинематограф старого Владивостока

Владивосток по праву можно было назвать столицей кино Дальнего Востока в дореволюционную эпоху. Здесь были десятки кинотеатров, где крутили новинки черно-белого кино. Экскурсовод Дмитрий Рыкунов начал пешеходную прогулку с перекрестка Алеутской и Светланской, напротив музея Арсеньева. «Если встать здесь и пойти по любой дороге, обязательно придешь к кинотеатру», – отметил экскурсовод.

Кстати, день для такой экскурсии был выбран как нельзя лучше. 123 года назад 18 мая 1896 года в Санкт-Петербурге показали первый в России кинофильм. Всего через два года кинематограф добрался до Владивостока. В 1898 году в театре Галицкой, который располагался на Светланской, 13 показали первый фильм. Именно там впоследствии расположился кинотеатр «Золотой Рог».

После этого события прошла волна открытия кинотеатров. Кино показывали везде, где только можно – в ресторанах, клубах. Даже открывали летние кинотеатры. Первый такой кинотеатр «Дружинник» во Владивостоке открыли в 1910 году. Он располагался на площади Борцов Революции и работал только в летние месяцы на протяжении нескольких лет.

Сначала в кинотеатрах крутили разные картины, начиная от фильмов братьев Люмьер, заканчивая видами природы или больших городов. Однако с годами у жителей Владивостока появились свои кумиры. Особенно выделялся французский актер и комик Макс Линдер. «Владивосток сразу приучили к хорошему юмору», – констатировал экскурсовод. Поэтому владивостокцы еще долго привыкали к фильмам Чарли Чаплина, который смотрелся на фоне элегантного француза как злобный хулиган с тросточкой. Если Линдер был королем экрана, то его королевой стала датчанка Аста Нильсон, которая изменила устои в игре своей мимикой и пластикой.

Начало эпохи советского кино связано с кинотеатром «Уссури». Его заложили еще Кунст и Альберс, строили как театр, но начало Первой мировой войны и революция вынудили заморозить строительство. Только в 1920-е годы было решено достроить здание и открыть в нем кинотеатр – первый в советском Владивостоке. Премьерной картиной стал фильм «Поэт и царь». Дмитрий Рыкунов заметил, что вплоть до начала 1930-х годов вместе с советскими фильмами в кинотеатрах крутили зарубежные картины.

Однако во Владивостоке не только показывали фильмы, но и снимали. В основном это были виды города. Впервые Владивосток попал на пленку в 1901 году, когда некий господин Матье встал со своей камерой на улице и начал снимать прохожих.

Экскурсовод отметил, что, пожалуй, лучшие кадры старого Владивостока, а именно старой Миллионки снял Александр Литвинов. В 1920-х годах он вместе со съемочной группой приехал в Приморье снимать фильм о быте и обычаях коренных народов тайги.

Приморская государственная картинная галерея

В 17:00 «Ночь музеев» началась в корпусах Приморской государственной картинной галереи (Алеутская, 12 и Партизанский пр-т, 12). Основная тематика экспозиций в этом году перекликается с химией, ведь ровно 150 лет назад была открыта периодическая таблица химических элементов Дмитрия Менделеева.

Алеутская, 12

Основные мероприятия проходят в главном корпусе на Алеутской, 12. Каждый, купивший билет, может посетить сразу несколько выставок. Например, в парадном зале можно посмотреть на картины корейской художницы Ким Мён Сук. Здесь представлено более 40 произведений, выполненных в авторской технике работы с текстилем. Ким Мён Сук называет их «тактильными картинами». В 19:00 в ходе авторской встречи все желающие смогут задать вопросы мастеру. Здесь же состоится подиумная экскурсия по корейской моде с участием модельеров, дизайнеров, студентов и преподавателей ВГУЭС.

В главных анфиладах (отдельный вход на второй этаж с улицы) с 18:00 для всех желающих проходят экскурсии по выставке «Тайные знаки – скрытые смысли. Западноевропейский натюрморт XVII-XIX веков». В соседнем зале мастер-классы от реставраторов – с помощью микроскопов и отобранных образцов мастера восстановления предметов искусства показывают то, с чем им приходится ежедневно сталкиваться в своей работе.

Все посетители могут попутно посмотреть выставку одного шедевра – картину русского пейзажиста Архипа Куинджи «Закат в степи». Во Владивосток ее доставили из фондов Национального музея Республики Бурятия, в столице Приморье ею можно будет полюбоваться до 14 июля. Кстати, широко известна дружба живописца с Дмитрием Менделеевым. У историков есть даже некоторые основания полагать, что первооткрыватель таблицы химических элементов помогал художнику создавать новые необычные краски.

«На "Ночи музеев" мы также впервые представляем программу "Клуб друзей", – отмечает заместитель директора Приморской картинной галереи Светлана Руснак. – По условиям все членские взносы пойдут на приобретение коллекций, подобная практика распространена во многих музеях и галереях мира. Это дает и привилегии участникам – например, бесплатный проход на все выставки и еженедельные рассылки с подробной информацией о новых коллекциях».

Партизанский пр-т, 12

В выставочных залах картинной галереи на Партизанском пр-те, 12 зрители могут посмотреть две выставки. В Бордовом зале – экспонируемая с 30 апреля персональная выставка члена Союза художников России, театрального художника Александра Арсененко «КатАРСис». Ему довелось поработать с несколькими театрами приморской столицы. Здесь – макеты, картины, на которых изображены эскизы костюмов и афиши спектаклей. Среди них – «Алые паруса», что ставили в Театре молодежи, «Аленький цветочек», «Капитанская дочка» и «Женщина в народном собрании», постановка Театра ТОФ.

В Оливковом зале находится выставка «Обложка НЕ соответствует содержанию». Здесь представлены ассамбляжи по мотивам обложек детских книг. Это техника визуального искусства, родственная коллажу. Примечательно, что всю эту красоту создали дети – ученики развивающей студии «Арлекин». В работах-инсталляциях юным художникам пытались решить недетскую задачу – выразить художественными средствами эмоции и чувства, возникающие в процессе чтения любимой книги.

В этом же зале все желающие могут принять участие в мастер-классе по мыловарению, занятия проходят до 20 часов.

Галерея «Арка»

В 17:00 в галерее «Арка» открылась выставка частной коллекции открыток французской семьи Андре, сохранившихся со времен Первой мировой войны. Перед началом лекции гости с любопытством рассматривают открытки, аккуратно помещенные в рамки.

Леа Андре провела лекцию для всех, кто решил приблизиться к французской культуре и познакомиться с Парижем, городом мечты. Она рассказала, что в начале ХХ века эти письма были частью повседневной жизни ее семьи. Альбом с письмами, отправленными ее прапрадедом Эмилем Андре с фронта в Лотарингии своей жене и детям, превратился в семейную реликвию и передавался из поколения в поколение. Спустя 100 лет элементы обыденной переписки семейства Андре стали ценными музейными экспонатами.

В альбоме сохранилась любовная переписка прапрадеда Леа и ее прапрабабушки, которую тоже звали Леа. В 1914 году война забрала Эмиля из семьи на четыре года. Но общение между возлюбленными не прекращалось. В письмах Эмиль Андре, тогда молодой солдат, передавал известия с фронта, делился своими мыслями и, конечно, говорил, как скучает по семье, по дому и по друзьям.

«Здоров, надеюсь, что все это скоро кончится. Русские здорово им поддали, мы тоже скоро добавим. Это будет замечательный бой, возможно последний, давно пора. Наберемся мужества, возможно скоро я буду рядом с вами. Надеюсь, что моя открытка найдет вас в добром здравии. Тот, кто любит вас и наших малышей всем сердцем». Из письма Эмиля Андре своей любимой Леа.

Увидеть альбом, привезенный Леа из Франции, большая удача. Потому что в нем сохранились не только письма, но и более сотни открыток. Черно-белые рисунки и фотографии с изображением повседневной жизни Франции и ее жителей – это настоящее искусство. На некоторых из них изображены места, которые уже не существуют. Основные темы открыток: любовь, дети, ждущие своих отцов с войны, солдаты на фронте и повседневный быт жителей французских деревень. Удивительно, как хорошо сохранился цвет некоторых открыток столетней давности. Благодаря высокому качеству печати того времени яркие краски сохранились до сих пор.

Закончила лекцию Леа, показав фотографии своей семьи, истории которой посвящена выставка, ответила на все интересующие вопросы и поблагодарила всех гостей. Познакомиться с трогательными письмами французской семьи и увидеть красоту дореволюционного Парижа может любой желающий сегодня до 23:00. Окунуться в романтичную атмосферу Франции начала ХХ века можно и в течение следующих двух недель. Леа Андре будет проводить авторские экскурсии до 1 июня.

Приморский краевой центр народной культуры

В дворике Приморского краевого центра народной культуры открылась винтажная фотосушка. Разделены фото на три темы: «Черно-белое фото», «Сделано на пленку» и «В стиле ретро». Любой ее участник может повесить свои работы на веревки с помощью обычных бельевых прищепок. В обмен на свои фотографии можно забрать любые другие. Снимки можно подписать, оставить на обороте координаты для связи или послание ее будущему обладателю. Кто-то пишет номера телефонов, кто-то – ссылки на социальные сети, имена и фамилии. Так проект объединяет незнакомых людей.

Гости с интересом разглядывают фотокарточки, делятся впечатлениями и восторгаются идеями: «Потом это фото будет мне сниться, если я его не возьму на память». Фотографии самые разнообразные, формат не ограничен, от любительских до профессиональных. Присутствуют даже серии фото, например, «Заброшенный дом».

Внутри центра культуры продолжает работать выставка фотографий «Природа – мой мир» Нины Цукановой. Фотограф, художник и писатель проводит экскурсию для гостей. «Что вижу, то снимаю, очень люблю фотографировать, всегда с собой фотоаппарат», – признается Нина Васильевна.

Чаще на фото – грибы, ягоды и закаты из-за особого, трепетного отношения фотографа к ним. Немало фотографий с загадкой, например, «Кто кого жует», «Девочка и дельфин», глядя на которые придется поразмыслить, что хотела сказать автор. Если не догадались, фотограф раскроет тайну сама.

С 18:30 до 21:00 Наталья Скрипка и Евгения Кокурина, профессиональные фотографы, проводят часовые лекции на темы «Живопись и кино в фотографии» и «Документальная фотография», где поделятся навыками и секретами фотографии.

Музей «Техника XX века»

В этот вечер гостей встречает музей «Техника XX века» на Грязелечебнице, 21 (район Садгорода). Здесь посетителей принимают с распростертыми объятьями, зазывая их познакомиться с более чем 150 экспонатами.

Директор музея Юрий Морозов рассказывает: «В акции "Ночь музеев" мы принимаем участие уже третий год подряд. У нас, как и было в самый первый раз, введены катания гостей на исторических автомобилях. В этом году их три. Также выделены отдельные фотозоны для посетителей. Если люди хотят сделать снимок на фоне автомобиля времен Великой Отечественной войны, мы даем им каску, форму и оружие той эпохи, чтобы они фотографировались».

Среди представленных экспонатов – десятки советских автомобилей известных марок. «Жигули», «Запорожец», «Волга» и «Москвич» – все эти автомобили эксплуатировались жителями Союза, а теперь нашли новый дом в музее. Представлен здесь и знаменитый ЗИЛ-41047, который был закреплен за Борисом Ельциным еще до его президентства – в период, когда политик был председателем Верховного Совета РСФСР. Также гости не могут оторвать глаз от черного автомобиля ГАЗ-14 «Чайка». В конце 1970-х это были машины высокого класса, и сейчас, глядя на экспонат, гости даже не могут поверить, что в России был настолько развит свой автопром.

Неподалеку блистают первый советский лимузин ЗИС-101 образца 1936 года и американский Ford Model A Roadster 1930 года, успевший сняться в картине «Джек восьмеркин – американец» и множестве других лент.

Какой же музей ретро-техники без военных машин! Здесь посетители могут увидеть легендарный восстановленный танк Т-34. Стараниями опытных реставраторов танк полностью на ходу и уже не первый год возглавляет парадный строй на Светланской 9 Мая. Здесь есть также и известные надежные танки Т-64 и Т-80Б, которые строили в советское время в Харькове. Рядом с ними – самый массовый танк после Второй мировой – Т-72, детище «Уралвагонзавода». В данном случае представлен вариант Т-72А. Привлекают внимание и советские пожарные автомобили ГАЗ, «ЗИЛ», а также трактор «Универсал-2» и мотоциклы М-72.

В отдельном помещении посетителям предлагают посмотреть бытовую технику советских времен. Тут и пылесосы «Циклон-М», швейные машинки «Зингер», радиола «Урал-112», магнитоэлектрофон «Вега-119», а также фотоаппараты «Зенит».

Источник