Мусорят все

Россия с начала 2019 года переживает во многом болезненный слом привычной парадигмы обращения с отходами. Вместо децентрализованной системы, когда каждое звено (обслуживание контейнерной площадки, вывоз, захоронение) было самостоятельным, в стране строят что-то вроде глобального мусорного конвейера. В каждом регионе выбран регоператор, который должен выстроить всю цепочку от помойного ведра до современного полигона.

Но чем дальше идет реформа, тем больше к ней возникает вопросов. Даже более-менее понятные процедуры в многоквартирных жилых домах, где есть утвержденная правовая база, зачастую сталкиваются с трудностями. А в более специфичных отраслях и отдельных узких вопросах все совсем непросто. Одна из таких областей — обращение с мусором в гаражно-строительных кооперативах (ГСК) и садоводческих товариществах (СНТ). К представителям этих сообществ все чаще обращаются с настойчивыми предложениями заключить договор и платить за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). В условиях, когда в большинстве из них отсутствуют элементарные контейнеры, а правила остаются непрозрачными, платить готовы не все.

ИА Sakh.com пообщался с гендиректором "Управления по обращению с отходами" — единого мусорного оператора Сахалина и Курил, который администрирует работу с отходами и плату за них, Максимом Федотовым и узнал, какие законы и правила действуют в этой, пока еще довольно сумеречной зоне мусорного рынка. Это не попытка оправдать существующую систему или принудить кого-то к чему-то — просто информация из первых рук.

— Порядком накопления ТКО на территории Сахалинской области (утвержден постановлением правительства Сахалинской области от 18 сентября 2018 №457) определено, что органы управления СНТ и ГСК обязаны строить, ремонтировать и содержать площадки для накопления отходов, а также организовывать накопление и транспортировку ТКО, образующихся в обществах и товариществах. Простыми словами: председатель СНТ должен определить место накопления, оборудовать его в соответствии с действующими требованиями, обеспечить обслуживание такого места (уборку территории, дезинфекцию баков, их ремонт) и заключить с региональным оператором договор на обращение с ТКО, по которому исполнитель принимает отходы в местах накопления и обеспечивает их транспортировку, обработку и захоронение.

Но на деле все значительно сложнее. Проблемы начинаются уже на стадии заключения договоров. Часто органы управления не могут организовать участников, собрать легитимное собрание. Ну или вовсе не хотят этим заниматься. В уставах большинства обществ при этом указано, что такие решение могут приниматься только после одобрения общего собрания.

Второе — просто нет места для сбора отходов, площадки, где можно поставить контейнеры. Правильно, когда есть СНТ, оно организует себе место накопления отходов, содержит его, подметает, подкрашивает. А мы с определенной договором периодичностью приезжаем и забираем отходы. И в некоторых СНТ такая история работает — это в основном уже старые, сложившиеся СНТ, где есть сильный председатель и более-менее единое сообщество. Но в 60% случаев это не так.

Третье — невозможность физически организовать вывоз отходов от членов СНТ. Дачная транспортная инфраструктура просто не подготовлена для движения и работы специализированной техники: дороги узкие, нет адресных табличек, нет мест для разворота, отсутствует освещение. Кроме этого, большинство дачных дорог быстро придет в негодность после проезда тяжелой техники.

К тому же есть экономические моменты. Норматив для дачников это примерно 236 литров в месяц, то есть в неделю мусоровоз должен забирать примерно 60 литров отходов с участка. В соответствии с утвержденными тарифами такая услуга стоит примерно 24 рубля за один рейс! Там, где такая точка расположена по действующему маршруту движения, остановку сделать можно, но в других случаях нет.

У ГСК есть еще одна беда — нет утвержденных нормативов потребления. Возможно, я соглашусь, что ТКО там минимально образуется, но зато там есть другие виды отходов, зачатую куда более опасные. Это резина, это масла и смазки, строительные материалы, запчасти, аккумуляторы, полиэтиленовые упаковки, канистры, бочки, замасленная ветошь. Это даже не четвертый класс опасности, а третий или второй. Они требуют вообще отдельного обращения и куда более дорогой утилизации. Но зачастую ничего такого не происходит — в лучшем случае отходы валят куда-нибудь в ближайший мусорный ящик, в худшем — в ближайшую канаву.

— Внесли изменения в правила обращения с ТКО, которые делают более конкретными требования к контейнерным площадкам у МКД. Что туда можно выбрасывать, как их надо содержать, кто за что отвечает. Отдельно уточняем, что нельзя складывать на площадки шины, аккумуляторы, ртутные лампы и так далее. Указываем, что нужно все делать правильно, иначе будут штрафы. Не все, оказывается, это понимают. Утвердили уже отдельные правила по строительным отходам, а также шинам.

К тому же сейчас ведем разъяснительную работу СНТ и ГСК, чтобы люди понимали свои обязанности.

— Да, все обязаны. Мы подразумеваем, что во время производства и потребления возникают отходы в любом случае. Вы купили дворники, поехали в гараж, распаковали, а упаковка, очень большая неудобная, куда вы ее денете? А шины вы решили поменять? Аккумулятор. Заменили масло, куда деваются банки из-под него? Это все отходы. Пообедали там, например. Вы же время проводите в гараже. И правильно было бы, чтобы было место для накопления отходов, куда все это можно отнести.

По опыту скажу. Мы проводили большую акцию по обнаружению несанкционированных свалок. И очень большой объем расположен вокруг СНТ и еще больший — вокруг ГСК. И операторы БПЛА очень быстро это раскусили: поднимали дрона возле ГСК в Углегорске или Холмске, они там находятся на склонах сопок обычно, возле обрыва. И эти обрывы они завалены отходами. Снимай- не хочу. Это к вопросу о том, что люди в ГСК не мусорят и никакие отходы не производят.

Понимая, что не все СНТ в состоянии быстро организовать свои места накопления, по распоряжению губернатора Сахалинской области администрация Южно-Сахалинска организовала 44 площадки, всего установили 158 металлических контейнеров вокруг СНТ. За несколько недель их обслуживания стало понятно, что этого объема контейнеров недостаточно. Площадки переполняются даже не пищевыми отходами, а диванами, бытовой техникой, строительными отходами. То есть люди у себя убираются, наводят порядок. Куда это девать? Раньше в лес, а теперь вроде как контейнеры появились.

Так что будем откровенны: дача и гараж — это вполне себе состоятельный генератор отходов, ничуть не хуже квартиры. Тут каких-то скидок на это быть не должно.

— Есть два варианта для СНТ. Они утверждены 505 постановлением правительства России. Этим постановлением определены правила коммерческого учета отходов. Во-первых, есть норматив. У СНТ на одного члена общества он утвержден в размере 2,84 куба ТКО в год. Это чуть-чуть больше, чем на одного проживающего в многоквартирном жилом доме — там у нас 2,1 (в этом случае плата — около 70 рублей с человека). Это самый частый и, чего таить, наиболее удобный для нас вариант.

Во-вторых, можно платить по емкости и количеству контейнеров, установленных в местах накопления, с учетом периодичности вывоза.

Так как для ГСК нормативы не разработаны, то остается только второй вариант.

— Вопрос распределения платы между членами товарищества решается общим собранием. Можно поделить поровну, или по площади участка, или по количеству гостей на даче.

— Как я уже говорил, это возможно при соблюдении нескольких условий. Во-первых, индивидуальное место накопления должно быть оборудовано в соответствии со всеми требованиями (твердое покрытие, контейнер или бак с крышкой). Во-вторых: дорожная инфраструктура должна позволять подъезд и работе спецтранспорта, и наконец, это индивидуальное место накопления должно находиться на пути существующего маршрута.

Услугу вывоза отходов можно сравнить с такими видами общественного транспорта как такси или автобус. Тарифы нашей компании рассчитаны на вывоз ТКО с общих мест накопления по существующим маршрутам. То есть вывоз организован так же, как и перевозка пассажиров автобусами по маршрутам между общественными остановками. Поэтому и тариф невысокий. А вот организация индивидуального вывоза, это конечно очень удобно, но такая услуга сродни заказу такси по цене проезда на автобусе.

— Индивидуальные предприниматели, фермеры и иные юридические лица должны заключить договор на обращение с ТКО. Объем вывоза определяется по нормативу, исходя из вида деятельности, если место накопления определено общее. Если есть возможность организовать индивидуальное место накопления, отвечающее всем требованиям, то объем вывоза будет определен исходя из ёмкости контейнеров и периодичности вывоза. Сколько увезли — такая и плата.

Нельзя забывать, что отходы, образующиеся от производственной деятельности, зачастую не являются ТКО и запрещены к размещению на полигонах. Например, ртутные лампы, автомобильные шины, биологические отходы нельзя размещать на площадках, предназначенных для ТКО. Такие виды отходов должны быть обезврежены организациями, имеющими соответствующую лицензию.

Вот в гараже открыли автосервис. И там есть абсолютно рядовые отходы: мусор, который с пола смели, остатки от обедов, старая какая-то спецовка, бумага. Это ТКО, владелец этого гаража, как член ГСК просто выносит на общую площадку или в "наш контейнер". Второе — это производственные отходы. Шины, масла, ветошь, аккумуляторы, металлолом. Это не ТКО и эту категорию должны вывозить отдельно. На этом рынке мы не являемся единственной компанией, с которой нужно заключать договоры. То есть владелец этого предприятия, ИП он, или ООО, или вообще без какого-то оформления работает, должен сам со всем этим правильно и эффективно обращаться.

Металл он может сдавать и платить за него не придется, а даже заработать получится. А вот аккумуляторы, шины, масла — для этого надо заключать договор с компаниями, у которых есть лицензии на подобные отходы. Это стоит дорого, значительно дороже, чем обращение с ТКО. Тарифы здесь не регулируются, это рынок. И есть большое число компаний, которые свои услуги предлагают.

— Региональный оператор не может вмешиваться в эти отходы производственные — это не наша сфера ответственности. Самое простое — обратиться в административную комиссию муниципалитета, которая решит, что делать дальше. Штраф за нарушение может составлять до 300 тысяч рублей для юридического лица.

— Действительно, порой трудно определить, что перед вами — свалка или неаккуратно сложенные материалы. Если владелец земельного участка заявляет, что на нем расположен полезный материал и он очевидно не приносит вреда окружающей среде, значит так и есть.

Но четко тут не возможно определить. Бывают истории, когда мы приезжаем увозить отходы, а человек сперва стреляет из окна, а потом выбегает и ругается, что мусор не мусор, а очень нужен ему. Был случай недавно показательный. В Ново-Александровске была свалена на площадке куча каких-то кирпичей, шлакоблоков. Выглядит, как свалка, лежит на муниципальной земле несколько месяцев — ну отходы же. Отправил подрядчика — начал убирать, выбегают мужики и оказывается, что это остановка такси или разворот автобусов и они усиленно ждут бульдозер, чтобы все это разровнять и себе сделать более удобное место.

В целом мы для себя решили так — если что-то лежит рядом с объектом, который ведет хозяйственную деятельность, и может использоваться хоть как-то: на дрова, для подсыпки и сильно не пахнет, то есть не создает каких-то неудобств, не вызывает отторжения, не несет угрозы экологии и жизни, — то это не отходы. Во всех остальных случаях — отходы однозначно.

— В соответствии с порядком, ГСК и СНТ должны об этом позаботиться сами. Но как я уже говорил, в Южно-Сахалинске и других муниципалитетах принято решение, что там, где нет площадок для накопления отходов, их создают за счет органа местного самоуправления. Администрация города определяет территорию на своей земле и организует место накопления для одного СНТ или их группы. При этом обслуживанием этих площадок должны будут заняться органы управления СНТ.

— Если контейнерная площадка установлена собственником — он должен обеспечивать ее обслуживание, в том числе расчистку от снега в зимний период. Ведь ответственность регоператора и подрядчика начинается в тот момент, когда отходы попали в кузов мусоровоза. А для этого надо до площадки как минимум добраться.

То же самое дорога — это инфраструктурный объект для определенных целей. И если дорога принадлежит СНТ и там решили, что по ней будет мусор вывозиться, то и содержать ее должны они. И если подрядчик пожалуется, что дорога в плохом состоянии, то это будет проблема СНТ или ГСК.

— Если орган правления СНТ или ГСК уклоняется от заключения договора, мы вправе подать жалобу в административную комиссию города, и товарищество будет оштрафовано. Кроме этого, мы можем обратится в суд с понуждением в заключении договора и такая практика уже есть. А если становятся известны случаи размещения отходов в не предназначенных для этого местах, любой гражданин имеет возможность заявить об этом, например, в межрайонную природоохранную прокуратуру, или министерство экологии, или просто разместить обращение с указанием этого факта на портал Сахалин.онлайн. Такое обращение будет обязательно рассмотрено и может привести к штрафу до 300 тысяч рублей на юридическое лицо, нарушившее закон.

— На самом деле не так уж и сложно. Необходимо приобрести талон в ЖЭУ-10 и предъявить его на въезде на свалку. Но я с вами соглашусь, что сервисом это не назовешь. В настоящее время мы разрабатываем удобный механизм по вывозу строительных отходов у физических лиц, которые затеяли капитальный ремонт квартиры или строительство дома. Такие отходы размещать в местах накопления ТКО нельзя, поэтому необходимо будет оставить заявку на нашем новом сайте, указав место образования отходов и их объем. Наши специалисты согласуют время вывоза и направят транспорт.

Источник