«Мы хотели, чтобы наши дети увидели Питер»

«Мы хотели, чтобы наши дети увидели Питер»

Коллаж www.salut-cinema.ru

История о том, как миллионы, собранные с родителей школьников для поездки детей из Бурятии в Северную столицу России, растворились в воздухе

В редакцию «Информ Полиса» за помощью обратились родители учеников улан-удэнских и районных школ – все они планировали отправить детей в экскурсионные поездки по городам России, но путешествие пришлось отменить. Уже около двух месяцев они не могут добиться возврата денег, которые заплатили за несостоявшиеся поездки.

«Придумывает всё новые причины невозврата денег»

С конца октября 2019 года родители школьников начали подыскивать турагентство, которому можно будет доверить поездку детей в Санкт-Петербург. Через «сарафанное радио» родители нашли менеджера по туризму.

- Этого турагента нам посоветовали знакомые знакомых, которые уже отправляли своих детей в Питер под её руководством. За одного ребенка нужно было заплатить 29 тысяч рублей. Эта цена была ниже, чем у других турфирм, и мы согласились. За две недели мы набрали группу детей, желающих поехать, - рассказывает мама одного из ребят. – Для покупки билетов нам нужно было внести половину оговоренной суммы. Все родители были согласны и перевели деньги. Вторую половину суммы мы отдали до 1 февраля.

В начале марта турагент сообщила, что Роспотребнадзор рекомендует отложить поездки до стабилизации ситуации с коронавирусом. Родители решили перенести поездку до начала мая.

- Надеялись, что к маю ситуация с пандемией стабилизируется, но, к сожалению, этого не произошло. Мы хотели, чтобы наши дети увидели Питер, но не удалось, - продолжила рассказ родительница. - Мы попросили её отменить путешествие и вернуть наши деньги. До этого мы ни разу её не видели, у нас был общий чат в «Вайбере», где мы общались, и всё. Все деньги сдавали организатору от группы, а она, как оказалось, переводила их на карту мужа турагента.

Как выяснилось позже, поездки сорвались не у одной группы детей. Всего пострадало более 190 учеников улан-удэнских и районных школ. Какие-то группы собирались ехать в январе на кремлевскую елку, а кто-то на экскурсию в Санкт-Петербург.

- Она пообещала вернуть оплату до 31 мая, но до сих пор перечисленных денег нет. Все родители возмущены, а она придумывает всё новые отговорки и причины невозврата денег, - рассказывает женщина.

Всего туристический менеджер задолжала родителям около 5 млн рублей.

- Она утверждала, что деньги были перечислены поставщикам услуг и нужно дождаться их возврата. Документов о покупке билетов или о бронировании жилья она нам так и не предоставила. Мы решили сами позвонить в авиакомпанию. Там нам сказали, что билеты на имена наших детей никто не бронировал, - продолжает рассказ обеспокоенная мама.

Позже, по словам родителей, женщина говорила им, что ждет выплаты субсидий. В начале мая она сообщила, что ожидает снятия наличных с банковского счета, через неделю предложила просто перенести поездку. В итоге выяснилось, что денег у женщины нет, а все её счета арестованы службой судебных приставов.

- 18 мая мы написали заявление в полицию. Неделю назад она встретилась с нами, пришла с адвокатами. Они просили забрать заявление, пообещали, что деньги нам вернут в сентябре, - говорит родительница. - Но мы не верим и забирать заявление из полиции не будем. Также написали заявление на имя уполномоченного по правам ребенка.

В пресс-службе МВД сообщили, что подразделением экономической безопасности Управления МВД России по Улан-Удэ проводится доследственная проверка, по результатам которой будет принято правовое решение. А в аппарате уполномоченного по правам ребенка сказали, что эта ситуация находится на личном контроле у Татьяны Вежевич.

«У меня не было цели кого-то обманывать»

Мы связались с турагентом и предложили рассказать свою версию происходящего. Женщина охотно согласилась дать комментарий и пояснила, почему произошла такая ситуация.

- Я уже много лет вожу детей в разные поездки. Набираю группу минимум из десяти человек, а одиннадцатый едет бесплатно, обычно это сопровождающий. В декабре я, как обычно, собирала группу, но один из детей заболел, поэтому у меня возникли убытки. Для того чтобы этого не случилось, нужно было срочно найти ещё одного ребенка. Но у нас не получилось и пришлось возмещать деньги из предоплаты родителей, - рассказывает женщина.

Она утверждает, что не собиралась заниматься мошенничеством, на руках у неё есть документы, которые подтверждают покупку и бронь билетов.

- У меня не было цели кого-то обманывать. После первого же обращения я написала родителям расписки, что обязуюсь вернуть деньги. Купила билеты я на 80 детей, остальные отменились до покупки, их я не успела оплатить. Из-за коронавируса пришлось отменить все поездки. Сейчас я жду, когда авиакомпания вернет оплаченные билеты, остальные деньги я верну до 1 сентября. Сейчас продаю своё имущество, - говорит она.

На встрече с родителями она предложила отдавать долг поэтапно - сначала тем, кто должен был поехать зимой, потом тем, у кого путешествие планировалось на весну.

- Я предложила отдавать деньги постепенно, сначала одним, потом по очереди другим. Родители выдвинули своё предложение – отдавать всем сразу, но понемногу. Мы сошлись на втором варианте. Многие родители поняли меня в этой ситуации и претензий не имеют, - поделилась турагент.

К слову, многие родители из школ Улан-Удэ не стали писать заявление в полицию.

Родители показали нам договор, в котором были прописаны обязательства туристического агентства, но никаких дополнительных соглашений к договору о работе женщины с туристическим агентством не было. Подпись и личные данные стояли её, а не официального представителя агентства.

- К этому агентству я не имею никакого отношения. Если честно, я просто нашла образец договора в Интернете. Заключала для того, чтобы родители были спокойны. Я не занималась мошенничеством. Да, это моя глупость, за всё это время я много раз себя винила за это, - пояснила она.

Почему женщина не оформляла документы должным образом – открытый вопрос. Почему родители не изучали внимательно все документы – тоже непонятно. Наверное, люди привыкли полагаться на авось, так уж мы устроены. Но реалии современной жизни говорят нам о том, что доверять словам нельзя, лучше несколько раз всё проверить, чем столкнуться с проблемами, которые несут непоправимые последствия.

Комментарий юриста

«Мы хотели, чтобы наши дети увидели Питер»

Александр Александрович Ильин, юрист консультационно-правового центра «ЮрALL»:

В любом случае туроператор несет предусмотренную законодательством РФ ответственность перед туристом и иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт. Отвечает перед ними за действия третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. А также несет ответственность перед туристом и иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному туристическим агентом, как от имени туроператора, так и от своего имени.

Согласно договору, который был заключен между турагентом и потребителем на реализацию туристского продукта, лицами, оказывающими услуги, входящие в туристский продукт, являются гражданка Быкина и туроператор «Байкал тур», который принял на себя обязательства в том числе по организации экскурсионного тура «Знакомство с Петербургом» и туристско-экскурсионного обслуживания в Москве. При этом в преамбуле имеется ссылка на некий действующий договор, заключенный между указанными лицами, но не поименованный в тексте, без указания номера и даты его заключения.

Поскольку неизвестный договор не приложен к представленному договору, установить правомочность его заключения, круг полномочий, прав и обязательств, а также степень ответственности гр-ки Быкиной не представляется возможным, поэтому существуют сомнения считать данный договор юридически значимым, т.е. заключенным.

В договоре по всем обязательствам, в том числе по финансовым, отвечает туроператор «Байкал тур», но в договоре отсутствуют обязательные его реквизиты, которые позволили бы идентифицировать его как самостоятельное юридическое лицо. Не указаны организационно-правовая форма организации, ОГРН, ИНН, юридический адрес, фактическое местонахождение, исполнительный орган, свидетельство о внесении сведений о туроператоре в реестр и, самое главное, реквизиты расчетного счета в банке, на который должны были перечисляться денежные средства за турпродукт.

В данной ситуации я могу посоветовать родителям – не медлить и обращаться в суд. Судебная практика по рассматриваемым спорам, конечно, встречается разнообразная, однако в любом случае лучше приложить усилия для достижения цели, чем не предпринимать никаких попыток.

Прежде всего необходимо подготовить претензию в адрес гражданки Быкиной и туроператоров, прописанных в договоре с уведомлением о том, что заказчик не воспользовался их услугами, и о возврате денежных средств. К претензии приложите копии имеющихся документов, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылаетесь. Срок для удовлетворения претензии (предоставления мотивированного ответа на него) недолгий - 10 дней с момента его подачи.

Направление претензии не стоит откладывать в долгий ящик, поскольку чем скорее заказчик обратится к ним, тем с большей долей вероятности будет возвращена полная стоимость тура.

При получении или неполучении ответа на претензию, если деньги не возвращены, заказчику надо обратиться в суд с исковым заявлением. При этом он, как потребитель, обладает рядом привилегий:

  • освобождается от уплаты государственной пошлины, если цена иска не более чем 1 млн рублей;
  • альтернативная подсудность - потребитель имеет право подать исковое заявление в суд либо по месту нахождения ответчика (туроператора), либо по месту жительства потребителя.

С недобросовестных туроператоров и турагентов взысканию подлежат: денежная сумма, оплаченная вами за туристскую путевку, неустойка за несоблюдение срока возврата денежных средств, размер которой составляет 3% за каждый день просрочки, компенсация морального вреда.

Размер ее оценивается самостоятельно, и в принципе заявить можно любую сумму. Окончательный размер денежных средств установит суд, учитывая степень тех нравственных страданий, которые были доставлены. В доказывании и подтверждении справками факта причинения морального вреда нет необходимости, поскольку п. 45 постановления пленума ВС РФ освобождает потребителя от этого бремени, указывая, что при разрешении вопроса о компенсации морального вреда достаточным основанием для удовлетворения данного требования является установленный факт нарушения прав потребителя.

А также произведенные потребителем расходы, например на оплату юридических услуг, составление нотариальной доверенности, и штраф в пользу потребителя за отказ удовлетворить требования добровольно в размере 50% от присужденной судом в пользу потребителя суммы.

Консультационно-правовой центр «ЮрALL»: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 49а, БЦ «Премиум», оф. 307. Тел.: 8 (3012) 211-470.

«Мы хотели, чтобы наши дети увидели Питер»

конфликт деньги отдых школьники туристы родители УланУдэ Бурятия СанктПетербург Общество Читать далее

Источник