На что могут пойти пять рублей, на которые подорожал проезд во Владивостоке

В июле исследователи из ООО «Сити Транспорт Групп Сибирь», выигравшие тендер на изучение пассажиропотока Владивостока, посчитали в том числе и структуру затрат на обслуживание маршрутов транспортной сети города. Они рекомендовали поднять стоимость проезда в автобусе до 27 рублей. Городская администрация пошла дальше и увеличила цены почти на 22% – с 23 до 28 рублей.

Стоимость проезда 27 рублей «Сити Транспорт Групп Сибирь» высчитала так: взяла 25 157 рублей (средний доход владивостокцев в 2018 году), вычислила 7% (максимальные расходы на проезд в месяц) и поделила на 66 (среднемесячное количество поездок).

Судя по фрагментам отчета исследователей, который они представили депутатам Думы, на топливо и ГСМ у перевозчиков уходит чуть больше 8,5% общих затрат. На техническое обслуживание – меньше 13%. На обновление парка тратится почти четверть «бюджета» – 24,53%. В сумме это 45,72% затрат. На этом фоне сопоставимая доля – 41,5% уходит на зарплату водителей и кондукторов (о них в нашем транспорте, правда, давно забыли), а также отчисления с оплаты труда.

Если структура расходов на содержание и обслуживание автобусов не изменится, то прибавленные к стоимости проезда 5 рублей распределятся следующим образом:

— 2,1 рубля (41,56%) пойдут на зарплату водителя (и кондуктора, если он появится);

— 1,23 рубля (24,53%) – на покупку новых или почти новых автобусов;

— 63 копейки (12,68%) – на техническое обслуживание и шиномонтаж;

— 42 копейки (8,51%) – на топливо и ГСМ;

— 64 копейки (12,72%) – на прочие расходы.

Последнее повышение цены на проезд в автобусе произошло в январе 2018 года и сразу на 2 рубля. Как с того времени изменились цены на топливо, обслуживание и новые автобусы, наверняка говорится в обосновании, которое подготовило ООО «Сити Транспорт Групп Сибирь». Кстати, это их единственный госконтракт, судя по данным ИАС Seldon.Basis. Из городского бюджета на это выделили 6,764 млн рублей.

Обоснования в открытом доступе нет, поэтому сделаем свои расчеты из общеизвестных цифр.

Литр дизельного топлива в конце 2017 – начале 2018 года стоил около 41,3 рубля, сегодня – 47,6 рубля (+15%). Но эти расходы составляют самую малую долю в затратах перевозчиков, если верить исследователям.

Курс доллара за это время вырос с 57,05 рубля до 64,19 рубля (+12,5%). Именно от иностранной валюты зависит конечная стоимость запчастей и комплектующих для ремонта или покупки корейских и китайских автобусов.

Средняя зарплата по краю за год увеличилась на 9,1% и достигла 44 748,9 рубля. Насколько выросла зарплата водителей автобусов и сколько они действительно получают, статистика умалчивает. В разделе вакансии на FarPost.ru муниципальный перевозчик «ВПОПАТ № 1» предлагает водителю маршрутки от 60 000 до 70 000 рублей со всеми льготами и пособиями, предусмотренными официальным оформлением. Частные перевозчики обещают от 3500 рублей за смену и выше, а некоторые предлагают плюсом к этому оклад в 40 000 рублей.

Официальная инфляция в Приморье и вовсе скромная: 4,2% за прошлый год и 2% с начала текущего. С 2019 года НДС вырос с 18% до 20%. Те, кто имеет терминалы безналичной оплаты проезда, должны платить банковскую комиссию 5% от стоимости билета.

Однако напомним, что именно подорожанием топлива, технического обслуживания и необходимостью обновления парка перевозчики мотивировали повышение цены проезда. Вот только ни один из этих показателей не вырос на 22%. По крайней мере официально.

Источник