На границе с Китаем снова скопилась очередь из 150 грузовиков

У МАПП Пограничный снова выстроилась очередь из 150 грузовиков. Электронная очередь, которую краевые власти ввели здесь несколько месяцев назад, помогала недолго. Теперь водители вновь ждут по две-три недели, пока их пропустят.

У «головы» колонны сейчас стоят люди со списками. Водители говорят, что это «присланные сверху» люди, которые должны следить за прохождением очереди. Сами они ни на какие вопросы отвечать не хотят, в том числе и журналистам.

«Давайте сейчас не будем. Всё плохо. И вы что, хотите всё это дело освещать? Освещайте. Без нас. Мы комментариев давать не будем. Спросите у водителей – они вам всё расскажут», – вот и весь ответ.

Водители фур по-прежнему делятся на две категории – те, кто проезжает по пять-шесть раз за месяц, и те, кто с боем пробивается в заветные приграничные ворота один раз.

«Я должен заходить был 4-го, – говорит Игорь. – Я приехал сюда 2-го. И со среды я стою во-о-о-он там, в конце очереди. Дотянулся только и дальше не могу. И это по электронной очереди. И почему так получается – спросите вон у тех людей в начале колонны. Они в своей каше там сами крутятся, ничего не объясняют».

В день сейчас проходит 40 машин в одну сторону. Китайцы оставляют прицепы под погрузку у себя, а сами машины выгоняют обратно за границу, потому что из-за коронавирусных ограничений ночевать в Китае водителям нельзя. Они пассажирами переезжают через границу, а когда фуру заполняют грузом, едут обратно.

Дальнобойщики показывают видео – мужчина в клетчатой рубашке, не отводя телефон от уха, снисходительно беседует с дальнобойщиками. Никаких документов мужчина не показал, дальнобойщики спрашивают – какое право вы имеете командовать нами и ГИБДД? В ответ тишина.

«Представился Николаем Илларионовичем из Росавтодора, – говорит Сергей, который включил ролик на своём телефоне. – Он приехал и сорвал весь заезд 8-го числа. Якобы ему дали указание «сверху», мол, едет только 8-е число. И вместо 40 машин в тот день через границу прошло три. Одна «голова» заехала, которая выезжала из Китая, один «возвращенец» со склада уехал и одна с дороги, которая стояла под забором. И всё. Кто должен был заезжать 8-го, но не успел, 9-го уже остались в очереди. Водители прошли от начала до конца очереди, переписали всех, кто с какого числа стоит, принесли им списки. Но они на эти списки наплевали и пускают только по своим».

Водители скорее всего ошиблись – человек, который приехал с приказом «свыше», очень похож на Леонида Илларионовича Гринкевича. Он руководит Пограничным филиалом АО «Примавтодор», краевого автодорожного предприятия, задача которого не с фурами разбираться, а с состоянием дорог. Они, кстати, не очень.

В день, когда к МАПП Пограничный приехали корреспонденты VL.ru, мимо стройной очереди фур у обочины сновали оранжевые самосвалы краевого предприятия. Говорят, засыпали ямы, в которые уже и большегрузы проваливаются.

«Приехал Костенко в понедельник, мы ему объясняем, что там, внутри перехода, ямы такие, что фуры гнут металлические отбойники, – хором рассказывают водители. – Просим сделать что-нибудь, а он отвечает: это не мои полномочия, это Росграница должна делать. Но хотя бы сегодня тут, перед погранпереходом что-то заделали».

Зампред Правительства Приморского края Александр Костенко действительно приезжал и, вроде, даже пытался разобраться. Во всяком случае, после его отъезда на место вернулся один из постов ГИБДД – в пяти километрах от погранперехода. Его, как говорят дальнобойщики, установили в мае, когда водители были готовы уже устроить забастовку. Сотрудники ГИБДД простояли ровно до тех пор, пока очередь из грузовиков не рассосалась. Затем пост исчез – очередь скопилась снова. Сейчас перед постом стоит шесть-семь грузовиков, а остальные 160 занимают дорогу и все возможные стоянки.

Чтобы не проезжать через пост, некоторые водители шли на хитрость и объезжали прямой путь альтернативными дорогами. Одна из них выходит аккурат к воротам. Теперь её закрыли бетонными блоками. Ходили слухи и о «каруселях» с номерами. Якобы для того, чтобы пройти через границу, на машины цепляли номера от тех, чья очередь подошла, затем меняли обратно.

«Нам поступили сигналы о том, что проблема эта возвращается. Хотя мы не давали распоряжений об отмене регистрации или изменении порядка её организации. Вероятно, это чьё-то самовольное решение, за которое нужно ответить. Если выяснится, что к ухудшению положения наших граждан, к созданию неких “блатных коридоров” причастен кто-то из чиновников, их будут ждать самые серьёзные последствия», – заявил Александр Костенко.

Он подчеркнул, что обязанность региональной власти – обеспечить порядок на дороге перед пунктом пропуска. Поэтому с 11 августа к этой работе подключилось краевое ГИБДД и Росгвардия.

«Сейчас два поста ГИБДД следят за порядком на дороге – краевой и местный, – пояснил Костенко. – Установлены знаки, ограничивающие стоянку перед пунктами пропуска. Кроме того, предусмотрена бесплатная стоянка большегрузного транспорта на сутки. Электронная регистрация позволяет перевозчикам планировать поездку и не нести лишних затрат. 40 машин с учётом пустых большегрузов – это, безусловно, мало. Поэтому губернатор Приморского края обратился к китайской стороне с вопросом о возможности увеличения существующей квоты. Также есть поручение полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева министерству транспорта России организовать круглосуточную работу пункта пропуска».

Росгвардия приехала для того, чтобы защищать сотрудников ГИБДД, «а то вдруг мы на них кинемся», – шутят в очереди. Очередью командуют «те ребята со списком». Сейчас, кстати, подать заявку на переход через МАПП Пограничный уже нельзя – формирование списков приостановлено «в связи со скоплением большого количества автотранспорта перед МАПП Пограничный».

«Сегодня [12 августа] – последний день, когда можно было записаться в реестр, – объясняет Сергей. – Заявлена 31 машина, то есть они теоретически могут заехать. А здесь уже 160 машин стоит. Это опять под 200 машин получается. Когда они вот это разгребут? Начальник местной ГИБДД сказал – есть пять дней на заход со дня наступления электронной очереди. Я его спрашиваю – то есть если меня пять дней не пускают, я на шестой день сам подъезжаю к воротам? Он отвечает – нет».

На шестой день машина должна вычёркиваться из списков, но этого не происходит. Пока «те ребята со списками» не отметят, что машина до них дошла и была вычеркнута, очередь нельзя занять заново. А даже если вычеркнуть себя из заявки, то придётся снова подавать документы на груз, заполнять декларации и стоять в очереди.

Водители говорят: 25 дней, 27 дней, месяц и один день на всё про всё уходит у большинства. И только некоторые умудряются делать по несколько рейсов в месяц. Изменить переход тоже нельзя, его «заказывает» клиент с китайской стороны. И ждёт клиент на определённом переходе, который к тому же прописан в таможенных документах на машину.

«Я не могу понять, как гаишники могут подчиняться Росавтодору. Как их приравняли? В открытую мне ДПС говорит, что ничего не может сделать, пришло с края распоряжение. ГИБДД нам помогает на самом деле – они выписывают нам маленькие штрафы. Если бы нас «колбасили» за то, что дорогу перегораживаем, мы бы уже давно без прав остались. Пока не уберут отсюда власть Пограничного района, будет бардак», – говорит один из водителей.

Появление «Примавтодора» у заветных ворот мужчины воспринимают с недоумением – им ничего не объясняют, ведут себя хамски. Никто до сих пор не может получить ответ на вопрос, почему машины не едут через границу, если их очередь уже подошла или даже прошла. Водители, кажется, уже смирились с тем, что в Пограничном порядка не наведут.

«Озеро есть, лягушки квакают. Пирожки, компот и пиво носят. Гостиница за 800 рублей есть, что страдаем, не знаю! Жаль, шезлонг сломался», – грустно констатирует водитель.

Источник