На кладбищах, в кинотеатрах и на площади Борцов Революции: где строили храмы во Владивостоке

Новости о народных протестах против строительства церкви в Екатеринбурге разошлись по всей стране. Храм Святой Екатерины хотят возвести вместо разрушенного в 1930 году собора на площади Труда. Однако местные активисты выступают против стройки, которая затронет часть сквера. Как выбирали места для церквей во Владивостоке и где их строят сейчас, вспоминает VL.ru.

Первая церковь во Владивостоке появилась еще в 1860-е годы. Храм на Светланской, 65 строили солдаты – в то время на этом месте был склон. Спустя 15 лет неподалеку от небольшой церквушки заложили Успенский собор, впоследствии получивший статус кафедрального и ставший главным собором Владивостокской епархии. В советское время Успенский кафедральный собор разрушили, а на остатках фундамента построили особняк для руководителей городской власти, чуть позже в нем разместилось художественное училище. Здание бывшего соборного дома, где до революции располагались библиотека, комната отдыха для духовенства и подсобные помещения сохранилось, в нем открыли детские секции, общежитие и школу ДОСААФ. Епархии это здание отдали только в 1996 году, с этого момента началось возрождение храма Успения Пресвятой Богородицы. В 2001 году храм венчали куполами и крестами, а через год здесь установили иконостас.

Историк Русской православной церкви на пенсии Галина Прозорова рассказывает, что с момента появления первой церкви и по сей день тенденции выбора мест под строительство почти не изменились.

«Принципы остались прежними: главный храм (иначе его называют кафедральный собор) обычно строился в центре города. Как пытаются, например, восстановить храм Святой Екатерины, разрушенный в 1930 году в Екатеринбурге. Или наш Свято-Преображенский собор. Остальные – по потребности прихожан, чтобы людям было удобно добираться до храма. В Московской патриархии есть даже программа такая – строительство новых храмов в шаговой доступности», – отмечает Галина Владимировна.

Именно традицию строить храм в сердце города в наши дни продолжил Спасо-Преображенский собор, который возводят на центральной площади Владивостока. Хотя, по словам историков, этот храм мог появиться в другом месте.

«Подобный кафедральный собор хотели строить еще в 1912 году, там где находится нынешний телецентр. Даже проект составили и пожертвования собрали. Революция помешала. Уже в новые времена решение о строительстве Преображенского собора было принято с образованием самостоятельной Владивостокской епархии. Сбор средств на строительство этого храма был начат в начале 1991 года», – рассказывает Галина Прозорова.

Однако приступить к строительству храма помешали земельные тяжбы. Бывший митрополит Вениамин рассказывал, что участка для Преображенского собора добивались без малого 10 лет. За это время было предложено место в районе фуникулера и даже составлен проект, но епархия не соглашалась: на сопку тяжело было бы подниматься прихожанам. В итоге под строительство одобрили участок на центральной площади, часть которого была занята парковкой. Стройка самого крупного в Приморье храма идет с 2011 года, а соседствовать он будет с памятником Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке и администрацией Приморья.

Центральную часть города выбрали и для лютеранской церкви Святого Павла. Здание построили на возвышенности у Орлиной сопки на Пушкинской, 14. С 1935 до 1997 в его стенах размещались различные учреждения, в том числе музей Тихоокеанского флота, который сейчас находится на Светланской. Кирха передана лютеранской общине Дальнего Востока в 1997 году, тогда же Германия включила храм в список памятников немецкой культуры за рубежом и частично финансировала реставрацию.

Раньше церкви часто строили на территории погостов. На городских кладбищах в свое время появилось несколько храмов. Один из них – Покровский кафедральный собор. В 1902 году его возвели на холме, покрытом лесом, для этого привлекли бригаду китайских строителей. За основу взяли церковь Покрова Божией матери в Благовещенске. А из остатков стройматериалов при церкви построили школу для детей Корейской слободы, которая находилась на перекрестке Октябрьской и Океанского пр-та. В советские годы было закрыто кладбище, могилы сровняли катками, мрамор использовали для отделки лестниц строящихся домов, а на его месте начали благоустраивать городской парк культуры и отдыха. Храм взорвали. Кирпич использовали для строительства пединститута, лестницу, которая вела на колокольню, отдали на ТЭЦ. Вместо собора появились клумбы и портрет Сталина из цветов, позже здесь установили памятник Ленину. В 1991 году городские власти поинтересовались у владивостокцев о дальнейшей судьбе парка. Большинство оказалось за восстановление храма.

«В начале 1991 года памятник Ленину общественностью в лице известного краеведа Бориса Дьяченко с друзьями и популярной тогда во Владивостоке женщины-экстрасенса Илии, нанявшей на свои средства экскаватор, был снесен. В том же году был объявлен сбор пожертвований на возрождение Покровского храма. Однако его строительство тормозилось из-за того, что официально городские чиновники очень долго оформляли передачу земли под храм и прилегающую территорию. Наконец, в сентябре 2004 года оно началось на сохранившемся фундаменте старого храма. В марте 2007-го уже были освящены 10 колоколов, а 3 апреля они были установлены на колокольне. Его внешний вид максимально приближен к образу того исторического храма», – отмечает Галина Владимировна.

Храм Казанской иконы Божией Матери на Верхнепортовой, 74 тоже строили на погосте. Военно-кладбищенскую церковь открыли в марте 1908 года на средства солдат и офицеров крепости Владивосток. Но ее ожидала судьба Покровского храма. В 1932 году церковь сровняли с землей, кладбище срыли бульдозерами, а землю с человеческими останками вывезли на баржах в море. Вместо церкви построили кинотеатр «Вымпел». В апреле 1999 года здание передали РПЦ, и уже в бывшем кинотеатре спустя шесть лет вновь открылся храм.

«Настоятелю храма Ростиславу Морозу удалось найти общий язык с руководителями предприятий Фрунзенского района, они целыми семьями стали прихожанами этого храма и с их помощью за шесть лет удалось из бывшего развалюхи-кинотеатра создать храм. При храме работает воскресная школа для детей. Действующим там является и кинозал, который используется для проведения образовательно-просветительских мероприятий», – добавляет историк.

Разрушенные в советские годы храмы стараются восстанавливать в их прежних границах. А новые церкви часто возводят в исторических местах. Так было с храмом святых новомученников на Шуйской, 23. Его построили на территории бывшего ВладЛАГа, куда свозили политзаключенных со всей страны. На его стене, как напоминание о тех временах, висит табличка: «Здесь в 1939-1943 годах располагался пересыльный лагерь, через который прошли сотни тысяч невинных в ад ГУЛАГа».

Церковь со школой построили на Махалина, 30 в память о павших в русско-японской войне – это Свято-Никольский кафедральный собор.

Есть в Дальневосточной столице и ведомственные храмы, например, храм-часовня святого апостола Андрея Первозванного на Петра Великого, 4г построен в память погибших военнослужащих ТОФ. Другие храмы Владивостока были открыты при госпиталях: храм святителя Луки Крымского в госпитале ветеранов войн на Новожилова, 19 и храм святого великомученика, целителя Пантелеймонав «Тысячекоечной» больнице. Выделяются домовые храмы, как, например, храм Серафима Саровского на Владивостокском хлебозаводе и храм Сергия Радонежского в консистории на Пологой, 65.

Среди храмов были и те, которые не возводили с нуля и не восстанавливали на исторических местах, а открыли в существующих зданиях. Это храм иконы Божией Матери Порт-Артурской. Его основали в 2003 году в здании бывшего кинотеатра «Маяк» на Гамарника, 18.

Строительство новых храмов во Владивостоке, пожалуй, никогда не начиналось в городских скверах. Исключением можно считать лишь храм святой мученицы Татьяны. В 2000 году в сквере между Пушкинской и Всеволода Сибирцева, возле нижней станции фуникулера построили часовню. Протестов это не вызвало. Храм-часовня планировалась студенческой, и молодежь активно принимала участие в ее строительстве.

«Возвели часовню-храм Святой Татьяны при ДВГТУ по инициативе ректора Геннадия Петровича Турмова. Проект разрабатывали архитекторы-студенты Тухбатулин и Гаврилов под руководством своего профессора Валерия Моора. Храм носил статус учебно-культурного центра и в этом статусе стоял на балансе университета, что позволяло ДВГТУ содержать студенческий храм. Он пользовался большой популярностью среди студентов и молодежи Владивостока. Причем и верующих, и неверующих. Молодежь шла туда не только (и не столько) на богослужение. Кто-то приходил подискутировать на философские темы с интеллектуалом профессором Обертасом, а кто-то просто душу отвести на житейские темы с ласковой бабушкой Любушкой Шавриной из иконной лавки, которая 12 лет всех встречала словами "Здравствуй, радость моя!" и поила чаем», – вспоминает Галина Владимировна.

На территории Владивостока существует 28 православных храмов, не считая монастырей. Но, по мнению епархии, этого недостаточно. В планах – построить еще около 10 церквей в разных районах города. Некоторые из них уже начали возводить, другие – пока только в проектах. На акции протеста владивостокцы не выходят, а вот члены КПРФ на фоне событий в Екатеринбурге решили перейти к активным действиям. Свое мнение они высказали на одиночных пикетах.

Член КПРФ Александр Сустов считает, что ситуация в Екатеринбурге близка Владивостоку темой точечной застройки: «Мы хотели поддержать жителей Екатеринбурга, потому что не только у них такая проблема со сносом скверов. Во Владивостоке тоже напряженная ситуация с точечной застройкой и строительством церквей. Только благодаря совместным действиям жители могут сохранить сквер, как, например, удалось сохранить зеленую зону на Бестужева».

«Почему отдается приоритет строительству храмов? Например, на центральной площади. Опрос жителей Владивостока показывал, что люди не хотят видеть там храм, а его построили. Ладно у нас, а в Екатеринбурге целый сквер, где люди гуляют. Почему попы могут себе позволить захватить общественное место? Получается, если человек в Бога верит, ходит в церковь – он выше меня? Если мы даем приоритеты православной церкви, давайте что-то подобное организовывать для других: мечети строить, буддийские храмы, это же все религия», – считает коммунист Максим Шинкаренко.

Историк РПЦ уверена – дело не в количестве верующих и не в религии, а в менталитете.

«Владивосток изначально создавался и заселялся как город многонациональный и многоконфессиональный. Условия жизни у нас тут всегда были суровые. Если бы мы еще и конфликтовали между собой – мы бы просто не выжили. Так и сложился исторически владивостокский характер», – считает Галина Прозорова.

Источник