На соревнованиях во Владивостоке робототехники представили модели, созданные за 24 часа

В воскресенье, 17 ноября, в кампусе ДВФУ на Русском острове завершились соревнования Robotics Tournament. Хакатон проходит во Владивостоке в четвертый раз и ежегодно собирает участников из городов Дальнего Востока. Чтобы смоделировать, сконструировать и запрограммировать роботов, инженерам и программистам дается 24 часа. До состязаний команды не знают, какие задания будут на площадке.

В этом году в хакатоне приняли участие 32 команды. Соревнования объединили 125 участников из Владивостока, Хабаровска, Уссурийска, Пограничного, Лучегорска, Комсомольска-на-Амуре. В 10:00 16 ноября техники получили задание и наборы с основным оборудованием, необходимым для создания моделей. Недостающие детали предлагалось сделать самостоятельно с помощью паяльника, ножовки, 3D-принтера или станка для лазерной резки. В воскресенье, 17 ноября, готовые конструкции отправили в квалификационные и финальные заезды. Побороться за победу удалось не всем.

Программисты и инженеры создавали роботов в течение 24 часов без перерыва на сон. Ночью за каждым столом активно шла работа. Как отметили команды, времени на то, чтобы создать идеальную модель, никогда не хватает. Из чего делать робота, участники решали сами, придумывали конструкцию модели, которая будет наиболее эффективна для выполнения задач. Материал для конструкций тоже выбирали разный.

Задание для роботов в этом году – собрать три монетки, в случайном порядке расставленные соперниками на площадке, доставить их к финишу на другой стороне поля и прикрепить как можно выше на мишень. За каждое выполненное действие начислялись баллы: 1 балл за приезд в финишную зону, по 1 баллу за доставленные монеты. Больше всего очков команда могла заработать, если роботу удавалось поднять фишки и попасть в мишень ближе к центру: 3, 4, 5, 7, 10 или 14 баллов.

В соревнованиях по робототехнике участвуют как опытные команды, которые забирают призы международных соревнований, так и начинающие. Команда «Колхоз Тюнинг» на хакатоне впервые. Несколько лет назад они участвовали в конкурсе Micromouse, показали неплохой результат. Начали готовиться к Robotics Tournament, делать наработки. В этом году удалось попробовать свои силы. В комплектующих разобрались быстро.

«Самое главное – мозг – микроконтроллер. Есть датчики, благодаря которым устройство ориентируется в пространстве. Робот с помощью двух датчиков может двигаться вдоль полосы. На перекрестках черной и синей полос располагаются фишки. Определив, что находится на такой полосе, устройство понимает, что здесь может быть фишка. Есть приводы, моторы, которые просто вращаются, или мотор, которым задается угол поворота. А башня – это самая простая конструкция, чтобы разместить фишки наверху мишени. Это интересная техническая задача», – рассказывает Борис, участник команды «Колхоз Тюнинг».

У владивостокской команды из МГУ имени Невельского Robotics of Bursa единственная на соревнованиях модель, детали которой с помощью лазера вырезаны из дерева. Такое устройство предложил сделать конструктор, остальные участники идею поддержали. «Любой технический творческий человек ищет реализацию себя, – шутит капитан команды Robotics of Bursa Олег Кожевников. – Наш конструктор потратил полдня на создание такой вещи. Почти собрал и уснул. Предполагалось, что деревянная вышка будет поднимать фишки вверх и прикреплять ближе к центру мишени. Чтобы все наладить и отстроить, нам нужна была еще платформа на колесах. К 5:00 мы дособирали ее сами, уже не из дерева. Так и родилась модель».

Участники Robotics of Bursa своим проектом остались не очень довольны. Их роботу в квалификационном заезде удалось доехать по прямой линии до финишной зоны, но собрать фишки и получить баллы за попадание в мишень не получилось. К слову, до конца справиться с задачей хакатона-2019 мало кто смог. Большинство роботов зарабатывали баллы, доезжая до финиша, некоторые собирали фишки, попасть в мишень оказалось непросто.

Студенты Государственного технического университета Комсомольска-на-Амуре занимаются вместе в конструкторском бюро. На хакатон приехали вчетвером: два программиста и два конструктора. На соревнованиях им пришла идея создать модель, которая будет собирать с поля все фишки сразу – такого робота проще программировать.

«Конструкция напоминает снегоуборочную машину, рейки устройства раскидываются от края до края поля. В финальных заездах модель набирала баллы, доставляя монетки к финишу. Мы не ставили перед собой задачу делать робота, который будет приклеивать фишки повыше, к центру мишени. Оценили возможности и поняли, что не хватило бы времени. Хотя сколько бы его ни дали, все равно бы не хватило. До последнего хочется все улучшить, сделать прочнее», – отмечает Дарья, участница команды print («Hello, world»).

К финальным заездам были допущены 16 моделей. В этом году победителем стала команда «Ронда», представляющая компанию Rhonda Software. Второе место заняла команда VAIO Reloaded, состоящая из представителей Центра развития робототехники. Третье место завоевала OutEast Dynamics, сборная команда из студентов ДВФУ и МГУ.

Источник