«Он не делит родину на большую и малую»

«Он не делит родину на большую и малую»

Фото: russianstock.ru

Цыденжап Батуев рассказал об итогах 25-летней работы Хамбо ламы Дамбы Аюшеева

25-летие со дня интронизации XXIV пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева проходит согласно текущему положению дел в стране и в Бурятии. И в то же время данное событие подсказало нам о необходимости ответить на «старые» и новые вопросы, связанные с прошлым и настоящим периодом деятельности Буддийской традиционной сангхи России и самого Хамбо ламы Дамбы Аюшеева.

Бывший депутат Хурала, кандидат исторических наук Цыденжап Батуев о роли Хамбо ламы в политике.

«Он не делит родину на большую и малую»

Цыденжап Батуев. Фото: архив www.salut-cinema.ru

- У каждой мировой религии свой исторический опыт выстраивания взаимоотношений со светской властью. В чем особенность в этом вопросе у буддийского духовенства?

- Исторически «северному буддизму» Махаяне присущ принцип светской власти с безусловным духовным авторитетом Дхармы. Государственную политику, основанную на этих двух принципах, развил основатель монгольской династии Юань император Хубилай (годы правления 1280 - 1295). Согласно ей, основным принципом государственной политики было правило, что государственная власть опирается на два начала: светское - хаганат и духовное - Дхарма. И при этом эти две составляющие должны были взаимно поддерживать друг друга.

- Отношения религии и государства всегда были непростыми и многое зависело от личных контактов светских и духовных лидеров. Какова характеристика данных взаимоотношений в истории российского буддизма?

- Документально известно, что Хамбо лама Д.-Д. Заяев удостаивался личных аудиенций с императрицей Екатериной II и являлся членом созданной по её инициативе Уложенной комиссии по разработке нового свода законов Российской империи. Более того, именно по просьбе императрицы им было написано сочинение-описание о путешествиях в Монголию, Тибет, Китай и Непал.

XII пандито Хамбо лама Д.-Д. Этигэлов имел личные встречи с императором Николаем II, а также принимал участие в праздновании 300-летия двора Романовых. В связи с этим можно привести интересный исторический факт: подарки, сделанные Хамбо ламой Д.-Д. Этигэловым царской семье, и поныне хранятся в Российском этнографическом музее. В советский период говорить о личных контактах пандито Хамбо лам с руководителями государства не приходится.

В новейшей истории России памятно пребывание в Иволгинском дацане первого президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина в 1992 году. В последующие годы резиденцию главы буддистов России посетили президенты страны Дмитрий Медведев (2009) и Владимир Путин в (2013), что свидетельствует об уважении чувств верующих граждан - буддистов России со стороны ее верховных правителей. Представляется также, что плодотворные итоги визитов президентов нашей страны - это признание большого вклада буддийского духовенства в воспитание и укрепление патриотических чувств прихожан и твёрдой государственной позиции самого XXIV пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева.

- Чем был вызван отказ от формата Центрального духовного управления буддистов СССР (ЦДУБ)?

- На первый взгляд отказ от аббревиатуры ЦДУБ недавно избранного пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшева выглядел бы ошибочным. В историческом же аспекте все гораздо сложнее. Если говорить о калмыках, как о буддистах, то они исповедовали буддизм ещё со второй половины XVI века. Бурятские племена в большинстве своём стали последователями буддизма позднее. Также необходимо помнить, что императорский указ Екатерины II от 1764 года утверждал звание пандито Хамбо ламы как главного Хамбо ламы «сибирских лам», то есть Восточной Сибири и Забайкалья. В советский период и до массовых репрессий 30-х годов действовал Центральный духовный совет, а ЦДУБ был создан в 1946 году и просуществовал до распада СССР. Основная задача создания ЦДУБ была в представительстве интересов государства на международной арене вплоть до создания Всемирного братства буддистов. Поэтому регистрация в 1997 году Буддийской традиционной сангхи России была свидетельством понимания первостепенной задачи возвращения былого авторитета и значения буддийского духовенства, прежде всего, в этнической Бурятии. А говоря о сотрудничестве буддийских организаций субъектов нашей страны в настоящее время, достаточно напомнить, что многие ламы, ныне проповедующие Учение Будды в своих регионах, - это выпускники Буддийского университета им. Д.-Д. Заяева.

- Чем объясняется повышенная активность традиционной Сангхи в хозяйственных вопросах?

- Исторически так сложилось, что дацаны Бурятии были не только религиозными центрами, они вели большую просветительскую и практическую деятельность в области образования, медицины и культуры. В настоящее же время, когда произошли коренные изменения во взаимоотношениях государства и общества и когда непростые вопросы бытия требуют скорого ответа и решения, участие БТСР в их разрешении - это закономерный шаг. И роль Хамбо ламы Д. Аюшеева здесь очевидна, хотя порой находит неоднозначную оценку и реакцию в медийном пространстве. Но то, что она эффективна и масштабна, более того, востребованна тружениками села, отрицать никто не может. Остаётся отметить, что усилия Хамбо ламы в вопросах конкретной помощи людям находят поддержку на государственном уровне. Как 70 млн рублей на социальные отары, широко и надолго вошедшие в сознание жителей Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области («путинские деньги»), так и недавно выделенные средства из резервного фонда главы государства на оборудование по переработке овечьей шерсти. Проект по возрождению традиционной бурятской коровы был поддержан полномочным представителем президента страны В. В. Путина в ДФО Ю. П. Трутневым.

- Можете назвать, на ваш взгляд, три самых важных решения нынешнего XXIV пандито Хамбо ламы Д. Аюшеева?

- Первое - это возведение субурганов на месте рождения предыдущих Хамбо лам. На мой взгляд, это не просто проявление личного масштаба действующего Хамбо ламы, а больше знак для пробуждения самоуважения ныне живущих земляков этих великих людей. Рано или поздно нынешнее и последующие поколения земляков предыдущих Хамбо лам должны сделать все, чтобы жизнь в этих местах была полнокровной, чтобы эти родовые земли не были брошены.

Второе - длинная воля в достижении цели закрепления молодежи в родных местах. На сегодня это уже ставшие привычными и масштабными мероприятия, такие как «Три игры мужей», социальные отары, различные конкурсы и фестивали, радио «Буряад ФМ». В конце концов, это и проект по метану, при всей его сложности, а может, и даже авантюрности.

Третье - очень непростое решение о физическом возвращении XII пандито Хамбо ламы Д.-Д. Этигэлова. Ведь духовно Учитель всегда был со своими учениками. Почему не простое? Я имел возможность разговаривать с непосредственными участниками тех исторических событий, в том числе со старшим из них, Балбар ламой. Так вот решение о физическом возвращении Учителя для нынешнего Хамбо ламы было действительно очень непростым, но он его принял.

- И в завершение интервью вопрос об отличительной черте характера XXIV Хамбо ламы Д. Аюшеева.

- На мой взгляд, это преданность Родине, он не делит ее на большую или малую. Если говорить об этом качестве его характера на примере родного села Хамбо ламы Шаргалжин, то там такой же среднестатистический российский набор социальных объектов: ФАП, клуб, школа. Но буквально за последние несколько лет появились и уже в немалом количестве прижились бурятские лошади, овцы и коровы, собаки хотошо... И, что примечательно, уже есть чемпион Этигэловских игр по борьбе. Почему я об этом говорю? Потому что мы во время проведения встреч выпускников и других мероприятий вспоминаем, сколько было учеников в период нашей учебы в родных школах. И счёт идёт на сотни, а где-то и того более учеников. А сегодня сколько? И что мы реально делаем для того, чтобы исправить или хотя бы остановить эту нерадостную, если не сказать, печальную статистику? К сожалению, большое количество успешных примеров назвать сложно, кроме как в селе Ноехон Селенгинского района. Там прочно встали на ноги чемпионы и призеры Этигэловских игр по борьбе Зорикто Цырендондопов, Сергей Бадмаев, Чингис Ухинов. А суровая правда жизни в том, что мало иметь на селе социальные объекты, людям нужно создавать рабочие места. И Хамбо лама это не просто понимает, а показывает пример, как и что нужно делать, чтобы молодые семьи оставались в родных местах. И поэтому зачастую с ним сложно говорить «обо всем и за всех», нужны конкретные дела.

Хамболама буддизм Бурятия Общество Азия Читать далее

Источник