"Перелетные птицы": сны говорят о существовании души

Пока основная часть аудитории "встречала" фестиваль на его главной площадке и мониторила красную дорожку, которая в этот раз скупа на громкие имена, в "Комсомольце" было тихо и как-то по-домашнему. Без суеты. Тем не менее небольшой зрительный зал был под завязку, и некоторых желающих попасть на сеанс, но необилеченных заранее, контроллерам пришлось развернуть. Не думаю, что все в зале являлись фанатами колумбийско-датских фильмов, но ох уж эта магия кино — дезертирства с "Перелетных птиц" зафиксировано не было.

Как-то в последнее время очень популярной темой стали наркокартели — их становление, рассветы, закаты, герои (они же злодеи). Один за другим вышли "Потерянный рай" с  Бенисио Дель Торо, отшлифованный до блеска "Эскобар" с четой Бардем — Крус, ряд документальных лент, не говоря уже о мегапопулярном нетфликсовском сериале "Нарко". Но фабула "Перелетных птиц" несколько глубже — оттого и трагичнее. Фильм повествует о том, что было до эскобаровской эпохи с ее китчем и изобилием всего. Когда "дикая трава" только начала культивироваться, а в этом бизнесе были замешаны коренные этносы Колумбии. Так незатейливая история о пареньке из народности вайю, который собирал выкуп-приданное за свою невесту, становится мрачным повествованием о вероломстве, эгоизме и жестокости. Сначала зрителю скрупулезно, с большим вниманием к деталям показывают быт вайю, которые, по сути своей, являются мистиками, связанными с традициями предков, клановостью, крепкими устоями, потом акцент смещается на одну семью, и затем становится очевиден посыл, если хотите, мораль истории. Да, как бы это пошло ни звучало, "Перелётные птицы" — фильм поучительный, с очевидными прописными ценностями и рассуждением о природе зла и добра.

Но вместе с тем фильм, как мы обмолвились выше, состоялся благодаря деталям, символам и ярким, колоритным персонажам. Структура представлена как пять песен, сказаний — "Дикая трава", "Могилы", "Процветание", "Война" и, наконец, "Лимб". Белоснежный дворец с нарочито роскошными интерьерами посреди пустыни. Очень сильная сцена, когда его хозяева не спят в своей дорогой кровати с резным изголовьем, предпочтя ей традиционный для вайю гамак, который висит в этой же спальне. Досконально показанный процесс, как шальные деньги развращают даже этот народ, который должен быть так близко к своим духам, преданиям, корням. И конечно — образ матери, старейшины клана, которая своей самоуверенностью, слепой материнской любовью (или нелюбовью) обрекает на гибель всех.

Фильм очень тяжелый, очень сильный и даже оглушающий своей правдой жизни. Абсолютно не та стерильная драма и игра колумбийских наркопрестолов, к которой привык зритель. И уже можем с уверенностью сказать, что это один из бриллиантов программы кинофестиваля в этом году. 8/10

Источник