"Перевал Дятлова": советская романтика и отечественный неонуар

Главная мистическая тайна СССР — история гибели туристической группы из девяти человек под руководством Игоря Дятлова на склоне североуральской горы Холатчахль — за 60 с лишним лет приобрела более 70 версий (от естественно-природных до техногенных, криминальных и даже фантастических), не раз становилась объектом исследований публицистов и даже пережила попытку переноса на экраны. Речь о триллере Ренни Харлина 2013 года, который на поверку оказался достаточно сомнительным продуктом с сюжетом о существах. Тема в киноплоскости, как говорится, явно не была раскрыта. И тут за дело берется российская команда, приложившая руку к успешной "Эпидемии", и не где-нибудь, а на ТНТ, который хоть и доказал за последние годы, что может выпускать более-менее качественные сериалы, но все еще известен как место, где показывают "Дом 2".

Опасения, что проект превратят в патетический капустник с налетом драмы и ужаса, с переигрывающими актерами и неестественными диалогами, к счастью, не оправдались. И первое, на что обращаешь внимание при просмотре вступительных двух серий, — это рискованный, но оправданный ход со стилистикой и структурой. Сериал, если не считать военных флешбэков, поделен на две части — по нечетным эпизодам мы наблюдаем за майором КГБ Олегом Костиным (Петр Федоров), ведущим расследование гибели группы Дятлова, по четным — за самими туристами. Первого, кстати, никогда не существовало, что неплохо вписывается в легенду о стороннем наблюдателе, деятельность которого укрыта грифом "Секретно".

Что касается картинки на экране — события после трагедии рисуются мрачными, можно даже сказать, неонуарными красками с характерным эффектом пленки, холодом и русской тоской. Эпизоды же с подготовкой похода и самим путешествием — это черно-белое полотно, образчик романтического советского кино, с песнями в вагоне поезда и у костра, с соотношением сторон кадра 4 на 3. Снять половину сериала в ч/б в современном отечественном телевизионном пространстве — смелый шаг, и эстеты оценят его по достоинству. Единственное, за что здесь можно упрекнуть создателей, — в сценах ВОВ, желая еще как-то больше разделить повествование визуальными решениями, кажется, слегка переборщили с ядовитыми оттенками.

Заигрывая со зрителем разными версиями произошедшего (мы увидим здесь светящиеся загадочные круги в небе, услышим историю о Сорни най, прочувствуем атмосферу в коллективе дятловцев), авторы, по крайней мере, на первых порах, не дают очевидных ответов. Вся мистика, происходящая в сознании майора Костина или самого взрослого участника группы Семена Золотарева (Егор Бероев), вполне может объясняться посттравматическим опытом, пережитым от ужасов войны. И здесь рассказ о военном времени идет без громких патриотических речей, а больше как о страшной катастрофе, которую нельзя повторять. Сериал воспринимается, скорее, как детективная драма, нежели хоррор, причем с обязательной романтической линией.

Наверное, для российского кино — показать любовь на экране — такое же обязательное явление, как поднятие остросоциальных тем в кино американском. Линия теплых отношений между чекистом Олегом и патологоанатомом Катей (Мария Луговая) просто есть, и ее не могло не быть, с этим нужно смириться. С другой стороны, через Катю мы ощущаем в полной мере процессы, происходящие в обществе в этом холодном поствоенном времени, где дети остались без отцов, а женщины — без мужей.

Молодое поколение, не участвовавшее напрямую в боевых действиях, по понятным причинам предстает уже совсем другим. Туристы — почти все студенты, молодые люди, чьи юношеские годы пришлись на 50-е. В душе романтика и стремление к новым вершинам. И такие наивные по-хорошему мысли в голове — как у Игоря Дятлова (Иван Мулин), переживающего по-мальчишески, что он плохой руководитель, или у Люды Дубининой (Ирина Лукина), задающейся вопросом, что делать девушкам, которым не так повезло с природной красотой, как Зине Колмогорой (Мария Мацель), в которую в свою очередь все влюбляются. И только Юра Юдин (Максим Костромыкин) — единственный выживший дятловец — своим предчувствием неминуемой беды не вписывается в это все, а потому не идет в поход и провожает товарищей, как на смерть. А еще, по версии создателей сериала, в поход не взяли Ельцина, будущего президента России, который, как известно, тоже учился в Уральском политехе (правда, немного в другое время) и позже интересовался разгадкой гибели группы — такая хулиганская, ни к чему не обязывающая пасхалка в общей серьезной атмосфере происходящего.

"Перевал Дятлова" вышел достаточно глубоким и внимательным к деталям и с лихвой оправдал ожидания, особенно если этих ожиданий изначально особо и не было. Да, конечно, можно придраться к легкому пальто у героя Федорова в условиях мороза, к качеству звука, которым страдают многие отечественные ленты, когда громко слышны спецэффекты, но сложно понять, что произносят актеры, к другим мелочам, о которых в том числе сказано выше. Но если в целом получается качественное кино, за которое не стыдно, этого делать желания нет. Напротив, хочется видеть побольше таких сериалов и фильмов, где создатели не боятся применять интересные визуальные и художественные приемы, где актеры не играют пластиковых манекенов, а советская ретростилистика переосмысливается и приобретает второе дыхание в новых формах. Шесть из восьми серий уже вышли в эфир, на этой неделе история будет завершена. Будем надеяться, что финал нас не разочарует. 8/10

PS: Скандал, который, было, хотел разгореться на фоне выхода "Перевала Дятлова", похоже, сошел на нет. Адвокат фонда памяти группы Дятлова Евгений Черноусов заявил, что проект создавался без разрешения родственников, однако после признал свое заявление ошибкой и при просмотре первых серий не разглядел фактов, которые бы могли оскорбить память погибших.

Источник