Предмет гордости японских мужчин: выставка нэцке откроется в картинной галерее

В конце июня в Приморской картинной галерее откроется выставка «Нэцке. Частная коллекция». Пройдёт она в зале-сейфе, что расположился под Парадными залами галереи, в бывшем банковском хранилище. В этом уникальном зале некоторое время назад проходила выставка драгоценностей эпохи Древнего Рима, и вот теперь здесь будет представлена экспозиция не менее изысканных и дорогих миниатюр – нэцке.

«Это фигурки из собрания владивостокского коллекционера, пожелавшего остаться инкогнито, – рассказала Евгения Полуднева, научный сотрудник научно-просветительского отдела Приморской картинной галереи. – Мы отобрали 39 предметов, большинство из них датируются эпохой Эдо (1603-1868 годы), некоторые – эпохой Мейдзи (1868-1912). Нэцке будут экспонироваться в специальных колбах, также мы предоставим посетителям лупы, чтобы они могли рассмотреть фигурки в деталях».

Как известно, нэцке изначально появились как совершенно утилитарный, практичный в применении предмет. В традиционном японском костюме не было карманов. Для ношения необходимых мелочей японцы придумали сначала сагэмоно (кисет или кошелек на веревке), затем инро – ящичек, в котором хранили разные мелочи. Инро закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру, и крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили пуговицу-противовес. Вот эта пуговица – нэцке – со временем стала одним из самых изящных украшений мужского японского костюма, а затем – предметом коллекционирования и восхищения.

По нэцке можно было определить благосостояние и даже статус владельца. Позволить себе «пуговицу» из слоновой кости, с филигранной резьбой, отделкой могли только состоятельные люди. Японцы попроще носили нэцке грубоватой работы, из кости оленя или кабана. А вот степень потёртости фигурки (разумеется, нэцке тёрлись об одежду и изнашивались) ни о чём не говорит: богатый хозяин мог носить любимую нэцке чаще других, а бедняк просто использовал единственную. Кстати, многие нэцке для состоятельных людей изготавливались на заказ и были предметом гордости, ненавязчиво подчёркивая статус владельца. Например, нэцке «со вторым дном», когда внутри одной фигурки находилась другая.

«Отбирая экспонаты на выставку, мы руководствовались в первую очередь желанием максимально представить сюжеты, на которые создаются нэцке, – говорит Евгения Полуднева, – показать их разнообразие. Самый популярный сюжет и персонажи – из религиозных верований японцев. Например, очень распространены фигурки из пантеона семи богов счастья, ситифуку-дзин. Вот, например, Хотэй из этой семёрки, очень частая тема в нэцке. Тот самый божок, которому нужно потереть живот на удачу.

Очень много фигурок животных из 12-летнего календарного цикла – собаки, тигры, драконы и так далее. Часто можно увидеть нэцке в виде мифологических существ, нэцке на тему театральных сюжетов, есть и особый раздел – сюнга, эротические нэцке. Они представлены и на нашей выставке, но будут храниться в темных колбах, а показывать мы их будем только посетителям старше 18 лет. Интересно, что эротические нэцке были запрещены ещё в середине XIX века, и это искусство по сути существовало подпольно».

В основном нэцке выполнены из костей животных – слоновой, например, есть фигурки из костей кабана, оленя, моржа; и из дерева – чаще всего самшита. Есть в экспозиции и нэцке, которые изготавливались для Европы как сувениры. К таким фигуркам всегда прилагалась подставка.

Для слабовидящих посетителей в галерее изготовили несколько увеличенных копий самых интересных нэцке – на 3-D принтере. Их можно будет взять в руки, прощупать каждую черточку, каждое движение резца, пальцами прочувствовать все детали. Информация о каждом экспонате будет продублирована на азбуке Брайля.

Одновременно на выставке смогут находиться не более 10 человек, поскольку зал-сейф не очень большой.

Источник