Предварительные потери

Чиновники областного правительства отказывают и депутатам, и СМИ в предоставлении данных о возможных потерях области, ее валового регионального продукта от коронавируса и краха на нефтяном рынке. Ничего удивительного. Официальные лица должны оперировать точными цифрами и суммами, которых сейчас попросту быть не может — так велика так называемая волатильность (неопределенность), причем не только по нефти, но и в экономике в целом. Никакой ясности и точности нет. Различные сценарии, конечно, разрабатываются, но предъявить какой либо из них публично и официально, попросту невозможно.

Но данный материал не является официальным. Поэтому можно и рассказать об этих потерях. Естественно, без какого-либо обязательного принятия изложенного к исполнению. Как это сейчас принято обозначать — данная статья "не является публичной офертой", а написана просто для понимания порядка цифр и сопутствующих им процессов.

Впрочем, непосредственно о валовом региональном продукте говорить не будем — эта величина рассчитывается действительно сложно и ближе к завершению года, когда имеются данные хотя бы трех кварталов. Хотя никого, в принципе, этот ВРП в его влиянии на личную жизнь никогда не интересовал. Почему он должен быть интересен сейчас?

Возьмем лишь социальную производную ВРП — областной бюджет. Это зарплаты сотен тысяч человек, не меньшие льготы, инвестиции, которые затрагивают как строителей, так и множество смежных отраслей. Словом, очень важно.

И здесь как раз, кто бы что не думал, все достаточно прозрачно. По крайней мере, в доходной части.

Так вот, в этом году с областным бюджетом все будет относительно нормально.

Это утверждение поразит (может быть, и неприятно) многих. Как же — цены на нефть упали до нуля, мировая экономика сорвалась в штопор, а у нас все нормально?!

Да, доходы нашего бюджета практически на 70 процентов формируются отчислениями нефтегазового комплекса. Но происходит это по уникальной для страны системе налогообложения Соглашений о разделе продукции. Основная их особенность в том, что налог на прибыль уплачивается иностранными инвесторами (операторами шельфовых проектов) один раз в год — весной, по итогам работы за прошлый год.

Это очень весомые суммы. К примеру, в первоначальном бюджете 2019 года налоговые и неналоговые доходы (без учета федеральных трансфертов) прогнозировались в объеме 130,6 миллиардов рублей. В том числе от налога на прибыль "Сахалина-1" — 40,4 миллиарда рублей, "Сахалина-2" — 22,9 миллиарда рублей. В совокупности — это почти половина собственных доходов регионального бюджета.

Есть еще и доходы в виде доли прибыльной продукции — это тоже серьезные суммы, но в данной статье мы стараемся все упростить и потому их не учитываем.

Причем традиционно финансисты закладывают в бюджет осторожные цифры, за что постоянно подвергаются критике — "вы что, мол, планировать не умеете?". Умеют. Но лучше получить ожидаемый дополнительный доход, нежели внезапную дыру в бюджете.

Так в прошлом году и получилось. Операторы заплатили больше, и собственные доходы бюджета составили вместо 130,6 миллиардов — 156,4 миллиардов рублей.

В бюджете этого года собственные доходы определены уже в размере 152,8 миллиарда рублей. В том числе 55,9 миллиарда налога на прибыль от "Сахалина-1" и 25,2 миллиарда от "Сахалина-2". Как видим, это уже больше половины собственных доходов.

Да, сейчас разразился нефтяной кризис. Цены рухнули. Но еще раз — "Налог на прибыль уплачивается иностранными инвесторами один раз в год по итогам налогового периода в размере годовой суммы налога. Таким образом, в 2020 году в бюджет Сахалинской области поступит налог на прибыль по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" по итогам 2019 года исходя из цены на нефть и объема добычи за 2019 год по обменному курсу на дату уплаты налога в 2020 году"

Среднегодовая цена марки Urals 2019 года определялась в бюджете в 62,2 доллара за баррель, прогнозируемый обменный курс валюты — 65,7 рублей за доллар США.

Однако средняя цена Urals по итогам 2019 года составила 63,59 доллара за баррель (+ 2%), а нынешний курс рубля составляет примерно 74 рубля за доллар (+12%). А значит, в рублевом выражении данные налоговые платежи в бюджет будут выше, чем планировалось. Как минимум на 12 процентов.

Точную сумму не назову, но это будут дополнительные миллиарды рублей, которые частично компенсируют потери от текущих платежей операторов проектов (ту же долю прибыльной продукции), которые будут вестись уже исходя из нынешней ситуации.

Вообще все платежи, уплачиваемые в рамках реализации соглашений по проектам "Сахалин-1", "Сахалин-2" в этом году должны были суммарно составить 106 миллиардов рублей — 69 процентов налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Скорее всего, будет меньше. Но не критично.

А вот потом все! Сахалинская бюджетная сказка закончилась.

Собственные налоговые и неналоговые доходы в проекте трехлетнего бюджета на 2021 год до последнего времени прогнозировались в размере 133,9 миллиарда рублей. В том числе 59 миллиардов — вышеупомянутый суммарный налог на прибыль, который будет выплачен, исходя из ситуации нынешнего года, и 20,7 миллиардов от доли прибыльной продукции. Данный расчет сделан, исходя из 57 долларов за баррель в 2020 году и 56 долларов в 2021 году.

Но никаких 57 долларов в этом году уже не будет.

Если вы считаете, что ситуация в мировой экономике, в том числе с ценами на нефть, плохая, то глубоко ошибаетесь — она гораздо хуже.

Цены на нефть рухнули до критических величин и давно пробили комфортный для российской бюджетной системы уровень в 42,4 за баррель Urals — все, что было выше, считалось сверхдоходами нефтяников и изымалось в фонд национального благосостояния.

И дело тут не только в "нефтяных войнах" ОПЕК+ и ++. Пандемия коронавируса схлопнула потребительский спрос и оборвала торговые связи. Да, Китай подавил эпидемию, и приступил к восстановлению экономики. Но насколько он ее восстановит, если никто его продукцию не будет покупать? А кому сейчас ее покупать?

И так сейчас везде.

В связи с этим спрос на энергоносители, в том числе нефтепродукты, резко обвалился, мировая экономика оказалась перезатаренной нефтью, которую отдают за бесценок.

Что будет дальше? Этого не знает никто.

У профессионалов мнений много. Вот одно из них.

Генеральный директор "Газпром нефти" Александр Дюков в своем недавнем интервью "Коммерсанту" на вопрос "Исходя из какой цены на нефть вы верстаете новый бюджет на 2020 год?", ответил — "Мы всегда просчитываем несколько сценариев. В том числе есть сценарий и с ценой $15 за баррель Brent до конца года. Но базовый сценарий чуть более позитивный — около $30 за баррель в среднем по году".

Не будем вас напрягать дисконтом между Urals и Brent — разница не особо существенная, тут главное порядок цифр. В любом случае 30 долларов за баррель — это не 57. И потому более чем вероятно, что в следующем году областной бюджет похудеет на десятки миллиардов рублей. И это только по "шельфовым налогам". А возможно еще и сокращение добычи в этом году. Ну и соответствующий "минус-эффект" от других отраслей экономики.

Можно еще долго оперировать цифрами, но суть, думается, понятна. В этом году какие-то деньги еще будут. В следующем — нет. А это означает, что нынешний региональный бюджет надо делать "чрезвычайным". То есть пересмотреть приоритеты, заморозить все неочевидное и перебросить резервы на исполнение социальных обязательств следующего года и т.д..

Подобная работа в правительстве области — без излишнего шума — идет. Но кто там кого перелоббирует — ясности пока нет. Если, например, опять сторонники "Горного воздуха", то есть туризма — отрасли, которая, как мы убедились, может надолго рухнуть от непонятного "чиха", это будет очень досадно...

Источник