Причиной появления северокорейских лодок в Приморье и Японии может быть сделка между КНДР и Китаем

Рыболовецкая сделка между Северной Кореей и Китаем может быть причиной того, что десятки лодок с погибшими появились в Японии в последнее время, сообщает Business Insider. Японская береговая охрана в конце 2017 года обнаружила около 50 полуразрушенных шхун вдоль западного побережья, предположительно, из Северной Кореи. На борту многих из них – трупы или скелеты экипажа. На остатках одежды некоторых – значки с изображением Ким Чен Ира.

Эксперты предположили, что одной из причин такого многочисленного появления северокорейских лодок у чужих берегов может быть продажа квот на вылов рыбы Китаю. Предположительно КНДР продала соседям право на ловлю у своего западного побережья, заставляя рыбаков стекаться к восточному побережью вблизи Японии, где морские условия слишком суровы для ветхих деревянных лодок в это время года.

Китайские лодки еще в 2016 году получили право ловить рыбу в водах выше Северной пограничной линии – границы, разделяющей Желтое море между Северной и Южной Кореей. Однако характер сделок, связанных с правами на рыболовство, остается неясным. По словам южнокорейского чиновника, КНДР продала лицензии на рыбную ловлю через посредников и заработала $75 млн от сделки. Возможно, это были сделки и между частными компаниями – об этом писали «Новые известия».

Доказать подобные договоренности очень сложно, многие из них устные. Пхеньян, как говорит профессор южнокорейского университета, в течение многих лет поощрял своих граждан больше ловить рыбу, даже уподобляя это воинской обязанности. Часть рыбаков, как пишут исследователи, все еще выходят в море от безысходности, поскольку немногие в КНДР обладают достаточными средствами для пропитания. Это заставляет выходить на промысел в том числе и в холодное время года.

Подобную версию озвучил и владивостокский журналист Владимир Ощенко: в рыболовецких колхозах Северной Кореи появились богатые китайцы, которые гонят местных рабочих в море. Рядовым рыбакам ничего не остается, как идти на нарушение международных норм и вести незаконный промысел. В стране с климатом, ландшафтом и составом почвы, малопригодными для сельского хозяйства, есть особенно нечего, а свою часть моря они уже обчистили.

Караваны шхун ведут суда типа МРС и БМРТ. Это железные корабли, их видно со всех радиолокационных средств, в том числе и погранслужбам. Они не пересекают ни исключительную экономическую зону, ни тем более территориальные воды. Эти суда доставляют деревянные, невидимые для радиолокации шхуны, которые отправляются на промысел.

Биоресурсы северокорейцы добывают с помощью дрифтерных сетей, которые в России запрещены с 2016 года. После одного использования дрифтерные сети не распутывают, а выбрасывают в море. Ущерб, по словам наших ученых, нанесен колоссальный.

Шхуны находят у берегов России и Японии без двигателей. Когда моряков с терпящих бедствие лодок спасают их соотечественники, забирают также улов и двигатель – это самое ценное, что есть на судне. На плаву остается только шхуна, не представляющая ценности.

Ранее японская береговая охрана действовала довольно хитрым образом. Увидев в своих водах нарушителя, она включала брандспойты, выдавливая браконьеров за пределы своей территории и не допуская вооруженного конфликта. Недавно было принято решение сформировать мобильный отряд, который будет оперативно реагировать на появление в водах страны терпящих бедствие рыболовецких шхун из КНДР. Как сообщил ТАСС со ссылкой на национальное общественное телевидение Японии, он будет базироваться в префектуре Аомори на севере Хонсю.

В этом районе в прошлом году было зафиксировано 49 лодок предположительно из КНДР с вышедшими из строя моторами. Всего же осенью 2018 года у побережья Японии обнаружили почти 90 деревянных рыболовецких шхун с маркировкой, указывающей на их принадлежность КНДР. В судах были найдены тела 12 рыбаков. В тот же период 2017 года в водах страны и на ее побережье нашли 59 судов, вышедших на промысел из Северной Кореи. Увеличение их количества, как полагают в Японии, связано с попытками Пхеньяна активизировать рыболовецкий промысел, чтобы заработать на продаже морепродуктов больше иностранной валюты.

Напомним, прошлым летом на Приморье обрушились тропические тайфуны. Во время тайфуна «Сулик» маломерные северокорейские суда подходили к побережью Приморья, чтобы переждать шторм. В заливе Ольги тогда укрывалось от стихии более 150 корейских лодок. Одну из шхун 25 августа прибило к побережью Русского острова, недалеко от поселка Канал. Обломки еще одного северокорейского судна спасатели в тот же день нашли в 100 км от Владивостока. 27 августа в районе острова Стенина была обнаружена дрейфующая северокорейская лодка без экипажа. 28 августа у океанариума на Русском острове была найдена лодка с трупом мужчины. 29 августа у Рейнеке местные жители спасли четырех северокорейских рыбаков, которые находились в море несколько дней. Тогда же в Ливадии из выброшенного на берег баркаса вытащили обессилевшего мужчину − там он пролежал четыре дня. 30 августа к Русскому мосту прибило перевернутое вверх дном пустое северокорейское судно. А в Зарубино труп рыбака пролежал на берегу несколько дней. 31 августа на Рейнеке также обнаружили труп северокорейского рыбака, который забрали с острова только спустя пять дней. 6 сентября корейские суда начали покидать пограничное пространство России.

В этом году ситуация осложнилась. Во время тайфуна «Кроса» в приморских бухтах пережидали непогоду несколько сотен северокорейских шхун. Когда тайфун прошел, «гости» не спешили покидать районы браконьерского промысла. В августе полуразрушенные лодки находили у острова Попова, в Славянке, в Морском биосферном заповеднике. Более 150 иностранцев были задержаны за промысел во время тайфуна. В сентябре при попытке задержания северокорейские рыбаки оказали российским пограничникам сопротивление. Было возбуждено уголовное дело. Один из браконьеров умер.

Экипаж шхуны, которую заметили у мыса Гамова 23 октября, по информации источника VL.ru, был задержан в тот же день. Однако глобально решить проблему у берегов Приморья в российских территориальных водах не могут.

Источник