«Пропаганда мира и разума»: во Владивостоке показали фильм Игоря Лопатенка и Оливера Стоуна «В борьбе за Украину»

Сегодня, 17 сентября, на кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке состоялся спецпоказ документального фильма «В борьбе за Украину» (Revealing Ukraine), где американские режиссеры Игорь Лопатенок и Оливер Стоун изучают последствия Евромайдана, войну в Донбассе и положение дел в Незалежной. Особого ажиотажа у зрителей картина не вызвала – на показ к началу сеанса пришли всего около 10 человек.

Фильм о развитии событий на Украине после революции 2014 года представили на XVII международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого». Ее снимали американский кинорежиссер украинского происхождения Игорь Лопатенок, а также знаменитый кинематографист, обладатель трех премий «Оскар» Оливер Стоун. Прежде они вместе работали над триллером «Сноуден», а также документальным фильмом «Украина в огне».

Их новая совместная работа, где Лопатенок выступал режиссером, а Стоун продюсером и интервьюером, называется «В борьбе за Украину». В ней представлены интервью президента России Владимира Путина, главы политического совета украинской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктора Медведчука, комментарии журналиста Ли Странахана, расследовавшего украинское вмешательство в американские выборы 2016 года, и профессора политологии факультета общественных наук Оттавского университета Ивана Качановского, который на момент производства фильма уже пять лет занимался расследованием расстрелов протестующих на Майдане.

Документальный фильм уже демонстрировали на кинофестивале в Таормине на Сицилии 4 июля, где он получил специальный Гран‑При, а 19 июля ленту показали по телеканалу «Россия». Теперь же состоялся первый спецпоказ в российском кинотеатре. Во Владивостоке фильм зрителю представил режиссер монтажа и продюсер постпродакшена Егор Климович (на фото).

Как он рассказал корреспонденту VL.ru перед кинопоказом, специфика обработки документальных фильмов отличается от художественных тем, что самое интересное происходит при монтаже: «Перед нами стоит задача – правильно собрать контекст и все основные мысли, которые наши режиссер и продюсер хотели донести до зрителя. Работа у меня как у режиссера монтажа была в основном творческой, а как у продюсера – организационной. Мне надо было собрать целую команду людей, которые умеют заниматься цветокоррекцией и звукообработкой. Полностью монтаж проводился в студии в Лос-Анджелесе. Мы провели немало времени, чтобы собрать кино воедино. В кино важны детали: это и музыкальный акцент на реакцию героя, и высказывания людей, пересекающиеся с интересным подходящим новостным видеорядом. Ты пытаешься создать конфликт и из него сделать вывод. Безусловно с нашего фильма началось выстраивание нормальных отношений между Россией и Украиной, буквально недавно был осуществлен обмен заключенными».

По словам Егора Климовича, до монтажа было проведено много подготовительных мероприятий по сбору видеоматериала, снятого журналистами из разных стран во время боестолкновений. Большую работу, чтобы договориться о предоставлении ценных кадров, провела продюсер Вера Томилова.

Режиссер картины «В борьбе за Украину» Игорь Лопатенок сейчас находится в Лос-Анджелесе и приехать во Владивосток не смог. За пару часов до кинопоказа с ним поговорил корреспондент VL.ru. По словам режиссера, фильм является продолжением документальной ленты «Украина в огне», которую он вместе Оливером Стоуном снимал с 2014-го по 2015-й и выпустил в 2016-м. «C момента событий первого фильма [прошло] пять лет, и мы захотели показать зрителю, куда же привели благие намерения. А дорога вышла известно куда... Мы анализировали в нашем новом фильме последствия для Украины после так называемой революции, которая произошла, и это печальные последствия, – рассказывает Игорь Лопатенок. – Изначально мы пришли к Оливеру Стоуну с идеей о создании фильма, он согласился, чему я очень благодарен, так как он буквально вложил в картину свое сердце. Это очень важно, потому что без его имени было бы тяжело донести эту информацию до западного зрителя в том виде, в каком мы ее подаем».

В процессе создания ленты «В борьбе за Украину» сложностей у ее создателей не возникало, правда на этапе его дистрибуции, по словам автора картины, начались провокации. «Один украинский телеканал хотел показать нашу картину и ее активно промотировал. Его [здание] обстреляли из гранатомета, после чего началось дело об отзыве лицензии у телевизионщиков. Я так понимаю, наш фильм тут мог послужить спусковым крючком... Знаете, когда людям запрещают что-то смотреть или слушать, это очень опасно – такая же история была в Германии перед Второй Мировой войной, когда немцы слушали только немецкое радио и читали только немецкие газеты, где отсутствовала какая-либо критика режима, который там существовал. Все это потом привело к большому количеству человеческих жертв. Этого очень не хотелось бы для Украины. А российские СМИ на Украине запрещены. Западные СМИ в основном копируют нарратив, который исходит с Украины – Крым аннексирован, а в Донбассе стоят российские войска. По этой причине наш фильм – небольшое, но достаточно привлекающее внимание течение, которое ведет против их мейнстрима и старается донести зрителю на Западе нашу версию происходящего», – говорит Игорь.

В картине, помимо записанных интервью, использовано много видеоматериала о войне в Донбассе, снятого российскими, украинскими и западными журналистами, которые работали в условиях боевых действий по обе линии фронта. Присутствуют кадры разрушенного донецкого аэропорта, боев за Иловайск, сражений за Дебальцево и последующих боестолкновений на линии соприкосновения. Снимать боевые действия создателю не представлялось возможным, так как Игорь Лопатенок уже несколько лет в опале на родине.

«Я думаю, что снять войну с украинской стороны было невозможно – я туда просто не доеду по причине того, что за фильм «Украина в огне» я уже был объявлен чуть ли не персоной нон-гранта. Второе – если думать, что мы снимем лучше, чем те ребята, которые там снимали, – то вряд ли. Журналисты, [работающие в Донбассе], снимают это значительно качественнее, поскольку у них есть больше времени. Наша же история заключается в другом – как рассказать историю, чтобы она стала понятна западному зрителю. Ехать можно было, но не было необходимости», – объясняет режиссер документального фильма.

По мнению создателя ленты, в последние месяцы ситуация на востоке Украины медленно, но все же начала улучшаться. И он не исключает, что, возможно, в этом есть небольшая заслуга созданного фильма.

«Обмен заключенными – дело государственных деятелей. Этому большую часть своей жизни посвящает Виктор Медведчук, мы об этом говорили с ним в фильме. Если кому-то присваивать эти лавры, то только ему. Хотя он находится в жесткой оппозиции текущему президенту, хочу пожелать ему стойкости, мужества и терпения. Наш фильм – пропаганда мира. Мы пропагандируем не эмоции, а разум и выступаем против войны. Вот эти качества – пожалуй, лучшие качества нашего фильма», – считает Игорь Лопатенок.

Актуальность темы он подчеркивает событиями в Гонконге, где с марта 2019 года проходят многотысячные протесты, и попытками в России устраивать акции протеста по любому поводу. Кинематографист считает, что технологии «цветных революций», успешно отработанные в Украине, сейчас применяются там.

«Во время Евромайдана в Киеве было понятно, что происходит нечто экстраординарное и совершенно необычное и по какой-то странной причине это освещается под определенным углом внутри страны. Это сравнимо с тем, что происходит сейчас в Гонконге. Я слышал, там сейчас показывают фильм «Зима в огне» – это пропагандистская, промайдановская агитка, снятая американцем русского происхождения. Они прямо призывают сделать все так, как на Украине. Я думаю: «Боже мой! Гонконг – большая экономика, замечательный уровень жизни. Вы что, хотите поселить в сердцах людей ненависть, чтобы они стали друг друга убивать?» Потому что технологии «цветных революций», которые применяются в Гонгонге, такие же, [как на Украине]. По этой причине мы стараемся показать миру нашу картину, чтобы люди понимали, к чему приводит бездумное следование лозунгам о желании перемен. На самом деле люди, которые желают перемен, не понимают, как они будут удерживать эти перемены в руках и не накроют ли их эти перемены с головой. Также прелесть картины – показательный для россиян случай, или кейс, как американцы говорят. В РФ хорошо видны попытки вывести людей на улицы и создать протест по любому поводу, поэтому люди, которые знают, что происходит на Украине, уже имеют иммунитет. Они не наступят на такие грабли и не поведутся на такие обещания, которые украинцам «надели» на голову», – рассказывает режиссер.

Трейлер:

Кинофестиваль «Меридианы Тихого» будет проходить во Владивостоке до 19 сентября. Посмотреть программу и купить билеты на все мероприятия можно онлайн на VL.ru.

Максим Тихонов (текст)

Источник