ПСО: у сахалинцев нет аэровокзала из-за очень плохого подрядчика

Генеральный директор "Сахалинской механизированной колонны №68" Александр Веклич в шоке от разосланного сегодня правительством области пресс-релиза. Не меньше удивлена и автор новостей про южно-сахалинский аэровокзал, ведущая эту тему с того момента, как на объекте начались проблемы. То есть почти с самого его зарождения.

Суть сообщения ПСО, которое озаглавлено как "Аэровокзал Южно-Сахалинск расторгает контракт с подрядчиком", сводится к тому, что все проблемы многострадального проекта — в нерадивом строителе, который не только не смог сдать комплекс вовремя, но и задерживает зарплату "простым рабочим", заботу о которых в случае чего милостивое правительство возьмет на себя. Но терпеть халатность руководства "СМК 68", следует из официальной информации ПСО, никто не намерен, поэтому контракт нужно срочно расторгнуть, а "для завершения строительства аэровокзала" провести "все необходимые конкурентные процедуры".

Пресс-релиз правительства настолько искренен в своей лжи, что придется разобрать его по частям.

Этими словами на "СМК 68" вешаются "все собаки". По мнению ПСО, проект не завершен не из-за проблем с металлом, не из-за затянувшегося перепроектирования, не из-за постоянно меняющегося техзадания, не из-за желания заказчиков подарить объект инвестору, а из-за подрядчика, который просто не успевает под все это подстроиться. Но выписывая все эти "ужасы", ПСО в свойственной ему манере забывает о том, что было сказано им же раньше.

8 октября 2019 года, рабочее совещание губернатора. Выступает его зам Сергей Олонцев, который говорит:

— Основное оборудование заказано, и строители обеспечены всеми необходимыми материалами, поэтому проблем с реализацией проекта нет.

В том же пресс-релизе сказано, что "на сегодняшний день возведение комплекса завершено на две трети. Уже полностью отстроены фундамент и металлический каркас здания, а перекрытия, система отопления и вентиляции смонтированы более чем наполовину. Строительство идет в соответствии с утвержденными сроками".

То есть еще в октябре 2019 года аэровокзал был готов почти на 67%, а к 21 сентября 2020 года усох до отметки в "менее 60%". Но есть и более интересные цифры.

18 ноября 2019 года, пресс-тур на строящийся объект.

— Фасад закрыт на 87%, подали тепло для продолжения работ. На 100% выполнены все наружные инженерные сети, 25% благоустройства, ведется пусконаладка котельной, водозаборные, пожарные, очистные системы — все работы выполнены. По зданию производятся мероприятия по инженерным системам, огнезащите, монтажу вертикального транспорта, 8 лифтов уже в работе. Ожидаем поставку телетрапов и эскалаторов. Вышли на перегородки — порядка 30%. В течение двух-трех недель закроем контур на галерее с выходом к телетрапам. Работает порядка 18-20 подрядных организаций, 350-400 человек в зависимости от необходимости. Работы выполняются в графике — основные работы у нас по пусконаладке запланированы в мае-июне, — подвел общий итог стройки руководитель проекта Константин Ольшин.

Приведенные цитаты — почти годичной давности, есть и более свежие.

8 апреля 2020 года, опять Олонцев:

— Мы представили Главгосэкспертизе специальные технические условия. Федеральное ведомство в течение двух месяцев будет осуществлять экспертное сопровождение строительства аэровокзального комплекса. Эта мера предусмотрена в соответствии с новыми нормами строительной индустрии, начиная с 2020 года. При этом подчеркиваем, что положительное заключение уже получено. Возведение объекта идет согласно дорожной карте.

25 июля 2020 года. Слушания в областной думе, на которых стало известно, что сахалинский аэровокзал в скором времени будет сахалинским только на 49%. Но и там претензий к СМК №68 никаких. Ссылаются только на необходимость перепроектирования и достройки, но не простого аэровокзала, а золотого, то есть международного хаба:

— Возник вопрос необходимости создания на базе южно-сахалинского аэропорта международного хаба, создание международного хаба целиком зависит от наличия собственной авиакомпании — она у нас есть. И второе непременное условие — это квалифицированный оператор, который организует работу аэровокзального комплекса с тем, чтобы максимально приблизить условия обслуживания пассажиров к мировым стандартам, — объяснил Сергей Олонцев.

"...Некоторые народные избранники так и не поняли: дело не в том, что существующий подрядчик не может построить, дело в том, что бюджет не хочет платить ему из своего кармана".

Есть и из более позднего, буквально месячной давности. Инвестсовет при губернаторе, 20 августа, и уже его собственные слова:

— При строительстве появились определенные сложности. Не буду детально. Металл купили не тот, который нужно, проект сделали не так, как положено, и так далее. И в этой ситуации идет перепроектирование. Но мы дорожим подрядчиком, который там работает. И строителями. И сейчас председатель правительства совместно со Сбербанком проводит антикризисную операцию, чтобы строители не погибли. Будет оказана помощь подрядной организации, чтобы она этот период пережила и не обанкротилась, — в ответ заметил Валерий Лимаренко. — Мы обеспокоены этим и этим занимаемся. Прикладываем усилия, чтобы аэропорт был достроен по современному проекту, и чтобы строители не обанкротились.

А сегодня — как гром среди ясного неба. Оказывается, подрядчик настолько плох, что его не просто спасти — его добить нужно. А именно это и случится, если у "СМК №68" все-таки отнимут контракт. Sakh.com писал, что около 600 человек (все они сахалинцы) окажутся на улице к новому году (а около 250 уже там), потому что платить им действительно нечем. И это без учета субподрядчиков, которые тоже пострадали и которым тоже не платят.

О том же говорится и в обсуждаемом релизе ПСО:

Долг перед "Мехколонной" у "Аэровокзала Южно-Сахалинск" на сегодняшний момент — 84 млн рублей. Это деньги за фактически выполненные и даже подписанные работы. Еще около 200 млн подрядчик потратил на строительные материалы и оборудование, которое нельзя использовать, потому что с начала 2020 года строительство фактически остановлено, что подтверждено всеми документами.

И в действительности оно не ведется не по вине СМК, как вдруг решило представить правительство, а по вине заказчика и хозяина этого заказчика, то есть самого ПСО. Мы помним, как сначала якобы изменились требования авиационной безопасности, и стоимость аэровокзала подскочила с 7 млрд до 12, а потом вдруг нашелся инвестор в виде "Аэропортов регионов", который пожелал взять на себя дополнительные траты в обмен на 51% акций всего предприятия.

Из госэкспертизы новые "хотелки" заказчика, мечтающего о международном хабе, вышли еще в марте, но до сих пор генподрядчик — СМК — не получил ни одного документа и чертежа, чтобы продолжать стройку. И денег не получил. В итоге "Мехколонна" даже подала в суд на заказчика о понуждении того выдать документы, чтобы возобновить работы. Суд отложили до 14 октября, документов так и нет, коробка аэровокзала стоит без движения почти год.

Этот кусок ПСОшного пресс-релиза заслуживает отдельного внимания. Оказывается, подрядчик действительно демонтировал оборудование для отопления коробки аэровокзала, но сделал это только месяц назад (то есть летом, когда отопления в городе в принципе нет и оно не нужно), и оборудование это принадлежит не объекту и не куплено для него, а было снято с ремонтных мастерских СМК для того, чтобы прошедшей зимой не переморозить здание. И платила за это сама "Мехколонна", с боем вырвав только компенсацию за топливо. Подрядчик оценивает аренду своего оборудования в несколько десятков миллионов рублей, но выплачивать их, как и все остальные деньги, не хотят.

Что касается телетрапов, то эта история вообще близка к анекдотичной. Забудем, что при перевозке один из них повредили. Оставим и тот факт, что телетрапы в принципе стоят на улице и в мороз, и в жару, ведь в этом их предназначение. Важно то, что СМК привезла трапы зимой по согласованию с заказчиком и сразу была готова их монтировать. Но заказчик указал место, где их разместить, чтобы они не мешали "авиационной безопасности", и монтаж отложили. Сейчас они стоят в указанном заказчиком месте в заводской упаковке нетронутые.

Но самый большой вопрос, который должен возникнуть после всего прочитанного, это вопрос "Где?". То есть — где вы были, чиновники из ПСО, заказчик "Аэровокзал" и стройконтроль, который вы все-таки наняли за огромные деньги, выгнав с объекта "Сахалин Инжиниринг", когда ваш недобросовестный подрядчик год не строил вам международный хаб? Ведь у нас есть: зампред по строительству, министерство строительства, дирекция по строительству, государственная инспекция строительного надзора, министерство государственного управления, министерство по эффективному управлению регионом, департамент контроля...

И второй вопрос, на который тоже никто не ответит, — как? Как можно официально выдавать в публичное пространство такую информацию, зная (или хотя бы догадываясь), что все ваши предыдущие заявления если не высечены в камне, который вы зарываете в землю в ознаменование возведения очередного мегаздания, а гуглятся на раз-два-три в быстром сахалинском интернете, пришедшем в каждую глухую деревню?

"Сахалинская механизированная колонна №68", естественно, готова судиться. И за деньги, и за правду. Это не чудо-подрядчик, и не золото, но зачем так открыто врать? СМК уже написала в адрес ПСО пятистраничное опровержение сегодняшнему пресс-релизу. Но о чем действительно стоило бы подумать, так это о том, что около 350 работников СМК 15 сентября не получили зарплату. И Александр Веклич связывает этот факт с многомиллионными долгами по аэровокзалу. Недели через две, обещает он, люди свои деньги увидят, но проблема сама собой не решится, а обещаниями Лимаренко "помочь" и "поддержать" никого не накормить.

Ежемесячно только по кредиту, взятому на аэровокзал, Веклич платит 7 млн рублей. Эти деньги нужно откуда-то брать. И если раньше, "как договаривались", он надеялся получить их от нового управленца, "Аэропортов регионов", то теперь нет даже надежды. Правительство же объявило, что для продолжения стройки будут проведены "все необходимые конкурентные процедуры".

Похоже, этому процессу нужна сакральная жертва. Раз не получилось бесшумно подарить аэровокзал нужным людям, так пусть хотя бы сдохнет "Мехколонна". Кому она теперь нужна. Телетрапы все равно переморожены.

Источник