Регоператор и управляющая компания объяснили, почему во Владивостоке так мало контейнеров для раздельного сбора мусора

На сегодняшний день во дворах Владивостока установлено 200 контейнеров для раздельного сбора мусор. Горожане, которые заботятся о воздействии на природу, возмущены тем, как медленно реализуется программа: цивилизованный раздельный сбор сегодня доступен избранным – тем, кому повезло получить «долгожданное пополнение» на своей контейнерной площадке для вывоза ТБО и саму эту площадку под окнами дома.

Мусорная реформа стартовала в Приморье в начале 2020 года. К 1 января все управляющие компании, ТСЖ и ЖСК расторгли старые договоры с компаниями по вывозу мусора и должны были заключить новые – с КГУП «Приморский экологический оператор». В сентябре этого же года регоператор начал принимать заявки на установку контейнеров для раздельного сбора мусора. Владивосток стал одной из пилотных территорий проекта – вместе с Артёмом и Надеждинским районом. Установка контейнеров в дальневосточной столице началась в ноябре 2020 года.

Дефицитная ёмкость

С этого момента в дальневосточной столице установили 200 оранжевых баков. На сегодня экологический оператор ставит перед собой конкретную задачу: до конца 2021 расставить по Владивостоку ещё 800 баков. В целом получается: ровно тысяча контейнеров на город с населением около 600 000 человек. Но на пути к этой скромной цели у регионального монополиста в сфере вывоза ТБО возникают проблемы.

Так, главным условием для установки оранжевого бака является наличие оборудованной контейнерной площадки. Чтобы возле дома появился бак для раздельного сбора, управляющая компания должна подать заявку и обеспечить место, куда региональный оператор установит контейнер.

«Мало просто подать заявку, нужно обеспечить место под бак на контейнерной площадке. Далеко не каждая контейнерная площадка может этим похвастаться. Мы не сторонники того, чтобы ставить баки в «чистое поле» – это неправильный подход. Первое, на что мы смотрим – заявка, второе – место, куда мы установим контейнер. Есть и третья проблема — скорость расстановки», – поясняет первый замдиректора КГУП «Приморский экологический оператор» Сергей Лазарев, при этом он отмечает, что отставания от графика работ нет. – Мы успеваем, потому что соответствующих площадок не так много».

Если управляющая компания бездействует, то жильцы могут самостоятельно подать коллективное обращение. Для этого нужно собрать подписи хотя бы 10-15 жильцов и сделать фотографию площадки, куда регоператор должен поставить оранжевый бак.

«Управляющим компаниям мы предоставляем материалы и буклеты о необходимости раздельного сбора, мы просим их размещать информацию на своих стендах, чтобы жители начали приучаться к раздельному сбору. Всего было закуплено 1000 баков, 200 мы уже расставили. Нет такого, что мы храним эти баки и никому не даём, но мы не можем ставить баки куда попало», – подчеркнул Сергей Лазарев.

«Посадочная» площадка

Оборудование контейнерной площадки – забота управляющей компании. Однако на претензии в свой адрес многие «управляйки» отвечают: зачем приучать людей к раздельному сбору, когда регоператор не может наладить работу по вывозу обычного мусора? Руководитель управляющей компании ООО «Современные коммунальные сети» Павел Галан рассказал, что никакой информации о возможности установки баков для раздельного сбора от регоператора не поступало: «Наши дома находятся в разных районах города, региональный оператор не сообщал, что можно устанавливать баки для раздельного сбора. Оборудованную контейнерную площадку имеют около 30% домов. Жители этих домов не просили поставить им бак для раздельного сбора».

При этом руководитель управляющей организации считает, что установка особых оранжевых контейнеров для жителей его домов не имеет смысла – люди не будут ими пользоваться:

«У наших граждан не такой менталитет… Людям, которые много лет привыкли выбрасывать мусор, не выходя из подъезда (в мусоропровод – Прим. VL.ru), будет сложно перестроиться», – отмечает Павел Галан.

В то же время он сетует на качество уборки мусора: «У некоторых домов бывает такое, что мусор не вывозят неделями. Вся контейнерная площадка завалена мусором. Если у нас такая организация по вывозу мусора, то приучать людей к чему-то новому и хорошему нет смысла. Раздельный сбор – это очень хорошо, и мы будем только поддерживать, если это будет работать. Но изначально нужно наладить обычную работу по вывозу простого мусора, а потом уже говорить о разделении».

На пути к цивилизации

В прошлом, чтобы сдать на переработку пластик, металл и картон, многие жители Владивостока сначала копили отходы, а потом отвозили их в пункт приёма вторсырья на Бородинскую, 30-б. С появлением во дворах контейнеров для раздельного сбора, люди могут пойти по более простому пути: выйти из дома и закинуть вторсырьё в бак. Экологические активисты желают, чтобы такая возможность была у всех.

«Я живу в доме с мусоропроводом. И во всех соседних домах тоже мусоропроводы. Соответственно, у нас нет специальных площадок для баков. Скорее всего, в ближайший год оранжевые баки у нас не установят. Для этого необходимо заблокировать мусоропроводы», – рассказывает экоактивистка Мария, создатель экологического проекта по спасению еды во Владивостоке «FoodSharing.vl». – Теперь, когда на пункте сбора вторсырья перестали принимать часть фракций, мы все вместе должны сделать так, чтобы эти оранжевые баки появились возле каждого дома. Во всех больших городах твёрдые бытовые отходы никто не отвозит раз в месяц на пункт».

Напомним, пункт приёма вторсырья на Бородинской больше не принимает пластик, металл и лотки для яиц. Однако
на территории Приморский экологический оператор разместил оранжевые сетки для сбора такого вторсырья.

Один из способов найти оранжевый бак поблизости от дома – онлайн-карта, на которой активисты собирают информацию о точках сбора различных фракций мусора. При этом в КГУП «Приморский экологический оператор» вновь повторяют: дома, в которых есть действующий мусоропровод, могут получить бак для раздельного сбора только при условии, что на территории будет подготовленная контейнерная площадка.

«Для того, чтобы законсервировать мусоропровод, нужно согласие всех жильцов, – рассказывает руководитель ООО «Современные коммунальные сети» Павел Галан. – Также нужно определить место, где будет находиться контейнерная площадка – здесь нужно знать и понимать, кому принадлежит участок земли: либо дому, либо муниципалитету. Контейнерная площадка оборудуется за счёт средств текущего ремонта, то есть за деньги жильцов. Город не берёт на себя обязанность оборудовать контейнерные площадки».

«Оранжевые баки» против «Жёлтых сеток»

При этом ранее в городе существовала ещё одна (более внятная) система раздельного сбора – по многим адресам Владивостока были размещены сетки для сбора пластиковой тары от компании «Гранула ДВ». Эти сетки простояли на мусорных площадках около года, в октябре 2020 года их начали снимать. Всего во дворах города было установлено 50 единиц тары для сбора пластика. Логично предположить, что новые оранжевые контейнеры региональный экологический оператор начал размещать по тем адресам, где люди уже привыкли раздельно сдавать отходы. Однако не всегда дело обстояло именно так.

«Мы заставили «Гранулу ДВ» забрать свои сетки, потому что они их не обслуживали должным образом. Сетки стояли переполненные. Мы поставили им условия: или они обслуживают свои сетки, или увозят их. Они приняли решение увозить. Туда, где раньше стояли сетки от «Гранулы ДВ», мы поставили свои оранжевые баки. Но очень часто сетки ставились просто на землю, а не на контейнерную площадку. В таких случаях контейнеры мы не устанавливаем», – уточняет первый замдиректора КГУП «Приморский экологический оператор» Сергей Лазарев.

Однако история с жёлтыми сетками не так проста. «Гранула ДВ» перестала обслуживать свои контейнеры для вторсырья именно из-за прихода в регион «мусорной реформы». Управляющие компании потеряли возможность вывозить мусор с контейнерных площадок самостоятельно и оплачивать данные услуги – эти функции перешли к регоператору. Летом 2020 года от услуг «Гранулы ДВ» отказались 30% домов, где были установлены жёлтые кубы, а остальные жильцы платили дважды: по тарифу «Приморскому экологическому оператору» и по 300 рублей за вывоз пластика и алюминия «Грануле ДВ». Представители компании поначалу рассчитывали на то, что удастся договориться так, чтобы за вывоз мусора платили не управляющие компании, а региональный оператор. Не получилось: новые мусоровозы, закупленные регоператором, «не состыковались» со старыми жёлтыми сетками.

Избирательный принцип

Ещё одна особенность «реформы раздельного сбора» во Владивостоке: возле одного дома может стоять сразу несколько баков, а возле соседнего – всего один (здесь мы говорим о тех, кому посчастливилось получить оранжевый контейнер). Как выяснили корреспонденты VL.ru, региональный оператор самостоятельно определяет, сколько баков нужно установить по конкретному адресу.

«Мы смотрим, какое количество домов пользуется контейнерной площадкой, и количество прописанных лиц в каждом доме. Эти данные у нас есть, так как мы начисляем сумму в квитанции по количеству проживающих. Также у нас есть свои внутренние измерения, мы примерно предполагаем, какой объем должен быть рассчитан на определённое количество людей», – говорит Сергей Лазарев.

Представитель регоператора также отмечает, что есть дома, которые не готовы к тому, чтобы у них на контейнерной площадке появились дополнительные баки для раздельного сбора: «Иногда мы видим, что идёт очень медленное наполнение баков, даже если рядом стоят большие дома и все они пользуются одной контейнерной площадкой…»

Сколько заплатим за раздельный сбор?

В разгар «мусорной реформы» 2020 года представители регоператора делали громкие заявления о влиянии раздельного сбора на цифры в квитанциях за вывоз. Тогда генеральный директор КГУП «ПЭО» Антон Бибиков заявлял, что для жителей, которые будут сортировать мусор, предусмотрят сниженный тариф. Сергей Лазарев также говорил корреспондентам VL.ru о том, что вывоз мусора станет дешевле, чтобы стимулировать людей разделять отходы. «Однако, если мы будем видеть, что бак не наполняется, вернём обычный тариф», – добавлял тогда первый замдиректора экологического оператора.

Сегодня в КГУП «Приморский экологический оператор» отметили, что из-за появления оранжевого бака для раздельного сбора стоимость вывоза мусора никак не изменится. Возможно, в будущем цена на вывоз мусора снизится, однако для этого регоператор должен в течение года проследить: приведет ли появление баков для раздельного сбора к экономии в работе регионального оператора.

Источник