Режим выживания: как бизнес Приморья приспосабливается к ограничениям и самоизоляции

Правительственные меры, «с колес» принимаемые каждую неделю, пока в пути, а бизнесу надо выживать прямо сейчас. Часть розничной торговли, не попавшая в список приоритетных направлений или товаров первой необходимости, осваивает новые направления работы и каналы сбыта. Сфера услуг уже по итогам марта оказалась в минусе. Потребительские настроения населения перешли в режим сбережения из-за финансовой неопределенности. Удастся ли кому-то заработать в коронавирусную эпоху и как спасался приморский бизнес в месяц самоизоляции — в обзоре VL.ru.

Картина рынка сохранит структуру

Директор Приморского филиала РАНХиГС, кандидат экономических наук, Марина Соколова считает, что рынок ждут новые правила игры.

«Мы все сейчас живем в высоком уровне шума и напряжённости информационного поля, пытаясь найти для себя мнение или прогноз, на которые можно опереться в планировании будущего. Приморский филиал РАНХиГС, объединяя позиции экспертов разных областей, приходит к выводу, что прогнозирование будущего развития - процесс в нынешних условиях с очень низкой точностью - уже пора заменять интуитивными ощущениями на основе опыта. С уверенностью можно сказать одно: мы все проживаем период кардинальной расчистки пространства для прихода нового. Мы не склонны говорить о санации, или естественном отборе, как это порой звучит от отдельных экспертов и предпринимателей. С одной стороны, высокая жизнестойкость наших предпринимателей ни у кого не вызывает сомнений, и не такие удары им довелось принять и переработать с честью. С другой - хоть и спонтанным образом, но список сегментов экономики, на которые не распространяется режим ограничений, за последние дни расширен существенно, что внушает надежды. Учитывая влияние двух факторов: роста рублёвого эквивалента доллару и сохранение режима пандемии, приблизительно до июля-сентября можно сделать вывод, что будут формироваться новые нормы, «правила игры», новые связи и форматы ведения бизнеса (микро- и малых предприятий, прежде всего)», - считает экономист.

При этом «картина рынка», по её мнению, в основном сохранит свою структуру. Сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, торговля оптовая и розничная, транспортировка и хранение, рынок услуг образовательно-информационных, финансовых, бытовых - существенных изменений не претерпят. Естественным образом будут осуществляться попытки восполнения убытков, преимущественно за счёт ценовой компоненты: в каких-то сегментах экономики это обусловлено объективно, в других - будет являться следованием общему тренду. Можно ожидать резкий уклон экономических интересов в область медицинских исследований, производств, услуг здравоохранения, подготовки кадров для медучреждений и всего, что с этим связано.

Метаморфозы бизнеса

Перечисленные в распоряжении правительства продукты первой необходимости пока поддерживают даже непрофильный бизнес на плаву. Продукты питания и дезинфицирующие средства здесь во главе угла. В этот федеральный перечень местные власти могут вносить свои поправки, исходя из конкретной санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе. Приморское правительство это сделало, расширив список.

Итоговый перечень товаров первой необходимости в Приморье подтолкнул малых и средних предпринимателей к заметным метаморфозам и освоению новых направлений бизнеса. Естественно, ради выживания, ведь о развитии сейчас речи не идёт.

Кафе и рестораны начали активно осваивать доставку еды. Это позволяет им сохранить наиболее ценные кадры в общепите — поваров и опытных администраторов. Дополнительной нишей для заведений стала поставка полуфабрикатов и «конструкторов» своих блюд, которые горожане на самоизоляции могут доготовить в домашних условиях. Попутно курьер из общепита, по поручению заказчика, может зайти в магазин и вместе с ресторанными блюдами принести продукты из супермаркета.

Антисептики, респираторы, санитарно-гигиенические и многоразовые маски начали продавать все, кому это позволяет зарегистрированный вид деятельности, — от виноводочных до строительных магазинов.

Магазины детских товаров оказались в более выигрышном положении — для продолжения работы им достаточно было включить в ассортимент подгузники или детское питание.

Компании такси, количество заявок у которых во время всеобщей самоизоляции упало до 50%, оперативно включили сервис «Купим и привезём» и теперь принимают заказы на доставку продуктов, лекарств, непродовольственных товаров. Таким компаниям работать можно, так как они включены в рекомендации Минпромторга как организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения.

Уголок бытовой химии с мылом, зубной пастой и туалетной бумагой стали индульгенцией для некоторых магазинов косметики, товаров для дома, а также точек продажи декора и текстиля.

Даже флористы, ранее занимавшиеся только продажей срезанных цветов и букетов из них, начали осваивать новую нишу. В ассортименте цветочных магазинов неожиданно появилась рассада и семена, востребованные среди дачников в весенне-летний сезон и входящие в перечень непродовольственных товаров первой необходимости.

Продавцы смартфонов и сопутствующих им товаров занялись реализацией сим-карт сотовых операторов, а некоторые начали вдруг торговать медицинскими масками и антисептиками.

Одна из собеседниц VL.ru, предприниматель из Владивостока, занимающаяся пошивом женской и мужской одежды, сказала, что уже сейчас с партнерами приступила к изготовлению многоразовых масок для взрослых и детей. Руки есть, швейная машинка тоже, а больше ничего кроме материала и спецрезинок не надо. Стоимость такой маски 50 рублей, для детей - 25 рублей.

Переход в онлайн

Сложнее оказалось перестроиться совсем узкопрофильным компаниям, например, розничным продавцам одежды и обуви, мебели и ювелирных украшений. Для них единственной возможностью не закрыться совсем остался формат онлайн-торговли. Создание, доработка и раскрутка полноценного интернет-магазина по силам и по карману, в основном, крупным ритейлерам. Остальным остается оформить бюджетные лендинговые страницы и присоединить интернет-эквайринг, а также не забыть совместить его с онлайн-кассами. Ещё один эконом-вариант ухода в онлайн для розничной торговли — развитие продаж через страницы в социальных сетях. Это направление бизнеса во Владивостоке только нарождалось, но сейчас получило ускоренное развитие.

Помочь развитию дистанционной торговли должно и предписание ЦБ установить комиссию за интернет-эквайринг точкам дистанционной торговли не выше 1%. Хотя, как удалось выяснить VL.ru, не все региональные банки готовы предоставлять интернет-эквайринг бизнесу. Федеральные кредитные организации предоставляют такую услугу повсеместно, и в их сервисы уже «зашиты» неизбежные онлайн-кассы от спецоператоров связи.

«По нашей оценке, осуществить подобные изменения вполне реально. Важно, чтобы этот шаг синхронно сделали все участники рынка: и банки-эквайеры, и платежные системы. В этом случае удастся сохранить высокую долю онлайн-торговли», - считает старший вице-президент, директор департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек.

Снизит комиссию за интернет-эквайринг и Промсвязьбанк. Там сообщили, что льгота будет касаться компаниям из сферы продуктов питания, доставки еды, одежды, детских товаров, продажи товаров для людей с ограниченными возможностями.

Сбербанк в свою очередь сообщил об отмене платы за сервисное обслуживание терминалов эквайринга и онлайн-касс. Сервисная плата не будет взиматься за период использования оборудования с 1 марта до 31 мая 2020 года. Подобная новость, видимо, касается и интернет-эквайринга.

Тренд на уход торговли в онлайн на период пандемии может увеличить спрос на услуги IT-специалистов, которые помогут более оперативно присоединить сервисы интернет-эквайринга к сайтам организаций.

В любом случае, в выигрыше в текущих экономических условиях оказались те, кто заранее вложился в развитие дистанционных каналов продаж и продвигал это направление наравне с оффлайн торговлей. Именно они сейчас пожинают плоды инвестиций ппрошлых лет.

Кандидат экономических наук Марина Соколова также согласна, что ещё одной областью, в которой ожидается реальная концентрация внимания, будет сфера IT и цифровая экономика: «Несмотря на частые в последние три года декларации больших цифровых трансформаций, мы видим разрыв с реальностью. И очевидно, что только подготовкой «цифровых эмиссаров» в органах власти и созданием цифровых лабораторий экономику не перевести на цифровые платформы. Хорошо, если органы власти максимально полно и реально включат субъекты МСП в этот долгий процесс: предпринимателей надо учить «цифре» и предприниматели должны «учить цифре» своих клиентов, контрагентов и всех нас. В любом случае, возникает ощущение наступления экономики нестандартных, подчас творческих решений в бизнесе, где преуспеет тот, у кого ум свободнее. Понятно, что нынешние и будущие спекуляции на масках и дезинфекторах считать преуспевающим и, главное, этичным, бизнесом сложно».

Дезинфекция тоже теряет

Все дистанционные способы торговли и оплаты рано или поздно, а на самом деле сразу сталкиваются с элементарными эпидемиологическими правилами. Обеспечены ли все работники таких компаний масками, латексными перчатками, здоровы ли они, как и насколько качественно обрабатываются помещения всевозможных кафе, ресторанов супермаркетов, аптек, автозаправок, общественного транспорта, такси и всех, кому действительно разрешено работать в период вынужденных «каникул».

Можно было предположить, что повсеместные противоэпидемиологические мероприятия должны повысить доходы профильных фирм. Однако по словам генерального директора компании «Маликон» Алексея Малиновского, когда все кафе и рестораны закрыты (именно они были основными заказчиками на дезинфекцию помещений) профильные клининговые фирмы тоже остались без заказов.с

«Мы обратились в муниципальные и региональные органы власти, Роспотребнадзор, предложили целый комплекс услуг по дезинфекции помещений, общественного транспорта и городских дорог. К нам обращались и частные перевозчики, но получив наше коммерческое предложение, замечу не завышенное, решили провести дезинфекцию подручными способами, насколько они эффективны, никто не знает, тем более, что в крае ощущается их острая нехватка», - рассказал Алексей Малиновский.

Услуги пострадали первыми

По данным Приморскстата за первый квартал 2020 года, пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения затронули все секторы экономики края, включая и сферу услуг населению. Важно отметить, что ограничительные меры выпали лишь на последнюю неделю первого квартала, а активная фаза началась уже во втором. Но и с учётом этого объем платных услуг за первые три месяца текущего года в сопоставимых ценах упал на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. В денежном выражении он составил 41,2 млрд рублей.

Одними из первых ощутили снижение спроса организации по оказанию транспортных услуг — здесь объемы уменьшились на 12%. У гостиниц и аналогичных средств размещения — на 8%. Наряду с этим наиболее высокий прирост — на 12% наблюдался в сфере медицинских услуг, а также у санаторно-курортных организаций — на 10%.

В структуре платных услуг населению 34% составили жилищно-коммунальные, 17% - транспортные, 12% - телекоммуникационные, 10% - бытовые.

Примечательно, что почти половина объема услуг населению оказана индивидуальными предпринимателями, то есть представителями малого бизнеса края.

Потребительская активность приморцев, по данным статистики, в первом квартале года падала медленнее, чем по услугам. Население края за три месяца израсходовало на приобретение товаров 99 млрд рублей, что в сопоставимых ценах всего на 1% больше, чем годом ранее. Но и этот рост обеспечен в основном продовольственными товарами.

Пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия было реализовано на 48 млрд рублей — рост на 2%. Это сопоставимо с динамикой потребительских цен, так что объём прироста в значительной мере обеспечило повышение цен, а не спроса. А вот непродовольственных товаров было продано на уровне прошлого года.

Что касается общественного питания, то на него, до закрытия кафе и ресторанов, население успело израсходовать почти 5 млрд рублей — плюс 2% по сравнению с прошлым годом. Во втором квартале можно ожидать существенный «минус».

Таким образом, уже по данным за первый «докоронавирусный» квартал можно судить о потребительских настроениях приморцев: необязательные траты на услуги и непродовольственные товары сокращаются, в приоритете — продукты питания и товары первой необходимости, без которых не обойтись. В условиях сжатия расходов не остается выигравших направлений бизнеса. В итоге пострадают даже оставшиеся работать или трансформировавшиеся компании, ведь их благополучие напрямую зависит от семейных бюджетов потребителей. А доходы населения тем временем оказались под угрозой сокращения из-за ограничений для компаний-работодателей.

Яна Мальцева

Источник