Сахалинцы не хотят водить автобусы за 75 тысяч рублей, а гости из СНГ готовы на это

Муниципальная "Транпортная компания", закрывающая около 80% потребности Южно-Сахалинска в общественном транспорте, испытывает жесткую нехватку водителей. Даже несмотря на зарплату в 75-85 тысяч рублей, идти на 12-часовые смены в условиях стоящего в пробках областного центра хотят немногие. Из-за этого, признался вице-мэр Александр Гринберг, муниципалитету приходится сажать за руль граждан СНГ. Подобная практика, признался он, не вызывает особой радости ни у городских властей, ни у жителей, но сделать здесь ничего не могут.

— Ситуация такая, не очень хорошая. У нас транспортная компания обслуживает около 80% рынка, остальное у частников, которые остались. Там процент соотношения водительского состава с ближнего зарубежья и из России еще серьезней — 70 на 30. У "Транспортной компании" — подбираемся 40-45%, — ответил вице-мэр на вопрос Дмитрий Пашова, который уточнил, не думает ли город по примеру Хабаровска ввести ценз для не имеющих российского паспорта. — Немногие, кто живет в Южно-Сахалинске, согласны идти, а те, кто соглашаются, часто недолго очень работают. Текучка кадров очень большая.

Александр Гринберг рассказал, что сейчас власти прорабатывают вопрос возведения для водителей общежития, которое позволит привлекать к работе специалистов из районов, где с работой дела обстоят хуже, а требования к зарплатам несколько ниже.

Смежной с составом водительского корпуса оказалась тема безопасности движения автобусов — водители, обилечивающие пассажиров, следящие за маршрутом, а также беседующие по телефонам на разные темы под понятия "безопасность" и "сосредоточенность", по мнению депутатов, подходят слабо. Из-за этого в городе растет число нарушений ПДД, совершаемых общественным транспортом, а пассажиры буквально боятся за свою жизнь, оказываясь в заложниках у автобусных гонщиков.

— Вопрос риторический. Мы принимаем все возможное, и таких случаев становится меньше. Влияем, целая служба проводит мониторинг постоянный, 14-часовая диспетчеризация, по которой видно, как движется транспорт, как он проходит перекрестки. В следующем году должны ввести адаптивную систему диспетчеризации, которая на камерах все это будет отслеживать, — пожал плечами чиновник. — Улично-дорожная сеть и заужена, и неразвита. Нет отдельных полос для общественного транспорта, из-за этого проблемы с расписанием, с графиком. Приходится постоянно нагонять.

Светлана Иванова пожаловалась, что после 9 вечера в городе невозможно пользоваться общественным транспортом — его просто нет, а редкие автобусы приходится дожидаться часами. Гринберг проблему "последнего рейса" признал и заметил, что именно нарушение расписания остается одной из основных причин расторжения договоров с перевозчиками. Но пока кардинально разобраться с этим невозможно — продлевать время движения автобусов, которые возвращаются в парк из планировочных районов примерно в 23.00, нельзя, для этого придется нанимать третью смену на каждую машину. Сейчас экипажей "два комплекта", и уже это обходится городу дорого — на поддержание "Транспортной компании" в год тратится около 500 миллионов из бюджета.

Городские власти планируют заняться также вопросами состояния парка — с этим серьезные проблемы у многих подрядчиков. С 1 января в муниципальных аукционах на серьезно ужесточат требования к состоянию и безопасности машин, а с горизонта "исчезнут машины с заколоченным ДСП водителем".

Еще одна перспективная разработка — система бескондукторной оплаты проезда. Она должна освободить водителя от необходимости обилечивать садящихся, а значит, сделает его работу чуть проще. В городе уже довольно успешно работает "карточная система", нововведение будет базироваться на ее основе.

— Мы один из немногих регионов, где этот опыт раскрутили и добили. Начало было очень сложным, но в настоящее время система работает полномасштабно. Вы можете любым гаджетом заплатить за проезд, с часов можно платить. Весь функционал в работе и работает исключительно. Разрабатывается проект бескондукторной системы, чтобы мог без водителей обилечиваться. Есть опасения, что менталитет не позволит это безболезненно делать, но мы все равно будем это делать, — резюмировал чиновник.

Обсудив основные проблемы автобусного парка Южно-Сахалинска вербально, депутаты задумались о более близком знакомстве с ситуацией в практическом смысле — Наталья Ждакаева предложила прокатиться на городских автобусах, ее поддержал Александр Шарифулин, который заметил, что в 2013 году подобное погружение в тему уже проводили сотрудники городской мэрии. И это, уверен он, работает.

Источник