Сахалинские депутаты похвастались раздачей денег на образование, а из проблем вспомнили лишь "кадетку"

В Южно-Сахалинске стартовал образовательный форум, а вместе с тем разгорелись обсуждения и на разных дискуссионных площадках, одной из которых стала областная дума. С приглашенными спикерами депутаты должны были обсудить существующие в законодательстве проблемы, но половина отведенного времени свелась к хвастовству и рассказам о том, как все хорошо.

Для начала председатель постоянного комитета по социальной политике областной думы Виталий Гомилевский отчитался о существующих в регионе мерах поддержки. Перечислять их смысла нет, молодые учителя и родители и так знают и о подъемных, и о выплатах для тех, кто пока не смог устроить ребенка в детсад.

Подобным образом выступил и председатель городской думы Владимир Зайцев, он рассказал о муниципальных мерах поддержки, в числе которых, например, проездные для школьников. Сложилось впечатление, что с образованием в области все идеально, по крайней мере, с точки зрения законодательства: никаких бюрократических проблем нет, система выстроена и работает так, как надо.

Хотя у депутатов была реальная возможность поговорить с коллегами из Государственной Думы, депутатами Алексеем Загребиным и Алдаром Дамдиновым, обсудить проблемы с представителями и Удмуртской и Бурятской республик. Оба доклада от сахалинских депутатов заняли около часа от запланированных двух, при этом о каких-то действительно уникальных практиках они не рассказали.

Например, гостья из Улан-Удэ Ульяна Афанасьева похвасталась существующей в городе общественной организацией, объединяющей инициативных отцов школьников. Наши депутаты рассказывали только о раздаче денег, возможно, другие регионы занимались бы тем же, будь бы у них такие же бюджеты. А при возможностях островного региона эти меры поддержки не выглядят уникальными, они считаются чем-то само собой разумеющимся.

Депутат Госдумы Алдар Дамдинов озвучил проблемы федерального масштаба — нехватка средств в школах (на что жаловаться в островном регионе было бы стыдно), а также миграционный отток молодежи (та проблема, которая особенно присуща Дальнему Востоку).

Другой депутат Государственной Думы Алексей Загребин, представляя высшее образование, также рассказал о нехватке средств в университетах, похвалил работу федеральных законодателей за возвращение базовых кафедр, оставив без ответа извечный вопрос — а кого и куда университеты все-таки готовят, понимания нет ни наверху, ни на местах.

Гость из Ижевска Михаил Чижевский (директор АМОУ "Гуманитарный лицей", г. Ижевск, кандидат педагогических наук, член Правления Ассоциации специалистов "Развивающее обучение" (МАРО), руководитель проекта "Школа Сколково в Ижевске", советник главы Ижевска по социально-экономическому развитию) прослушав доклады сахалинских депутатов, засомневался, смогут ли они убрать вторую смену. Андрей Хапочкин и Виталий Гомилевский заверили, что смогут в ближайшие годы. Указ президента гласит, что сделать это необходимо до 2025 года, но островной регион справится раньше.

Светлана Иванова, пользуясь случаем, вновь подняла тему многострадальной кадетской школы, рассказала, что у той якобы отобрали землю в пользу точечной жилой застройки (на самом деле землю у школы никто не отнимал — прим. автора). Вице-мэр Южно-Сахалинска Елена Федорова, а заодно и председатель городской думы Владимир Зайцев заверили присутствующих гостей, что на самом деле проблемы нет. Застройка будет, школы перенесут, на её месте появится детский сад.

Позднее городской депутат по округу Ксения Огаркова также выступила на эту тему, но к тому времени Светлана Иванова покинула зал. Видимо, других проблем в образовательном законодательстве она не видит или не хочет их обсуждать.

Обстоятельнее о проблемах рассказал специалист из Ижевска, хотя об этом хотелось услышать от сахалинцев. Он добавил, что точечная застройка — это проблема и Удмуртской Республики. Спикер считает, что решать проблему нужно на федеральном уровне, обязывая в дополнение к жилым домам сразу рассчитывать и школы, и детсады и строить их.

Рассказал он и об отсутствии единой системы, где школы автономны, но по факту самостоятельности у них нет. Специалист назвал это явление чрезмерной опекой, "когда кто-то что-то лучше знает". Добавил он и про "парадокс цифровизации", когда с одной стороны образовательные учреждения вольны сами выбирать различные интерактивные площадки для работы, а по факту по каким-то причинам снова идет навязывание сверху.

Другая история — образовательные программы. Они вроде бы у всех школ свои, но все равно ориентируются на государственные экзамены в 9, 11 классах. Но проблема даже не в них, это то, с чем все уже давно смирились. Вводятся и промежуточные контрольные работы в других классах, что заставляет школы и конкретных учителей соответствовать одному вектору, выбранному государством, а не искать свой индивидуальный путь к главному этапу — ЕГЭ.

Другой момент — финансовые сложности, а точнее, проблемы в межбюджетных отношениях. Когда ученик хотел бы и вроде бы имеет право получать образование в разных муниципалитетах или даже регионах (речь идет о дополнительных курсах, углубленном изучении общеобразовательных предметов и т.д.), но деньги за учеником в другой округ не следуют — межбюджетные отношения не позволяют сделать это, по крайней мере на легальном уровне.

Также эксперт всерьез опасается за ту стратегию развития образования, которую сейчас вводят на федеральном уровне. С одной стороны он считает её тем инструментом, который бы позволил вывести российское образование в мировой топ, а с другой переживает, что на местах эти требования вызовут шок, а дальше стандартам либо не будут соответствовать на местах, либо снизят планку для того, чтобы достичь результатов.

— Ну и понятно, получим еще больший негатив и стремление забирать детей из школы. Поэтому у меня большая просьба, пользуясь случаем, и к региональному законодательному органу, и к вам, Алдар Валерьевич, Алексей Егорович, защитить и проконтролировать неизменность этого стандарта, он реально очень хороший, но по нему нужно лет 20 работать, и тогда мы получим отличный результат, — завершил выступление Михаил Чижевский.

Позже выступила председатель комитета по образованию из Улан-Удэ Ульяна Афанасьева, которая рассказала об описанном выше объединении активных отцов, но заметила, что в Республике формируются некие негативно настроенные объединения, которые никак не могут понять, что власть не виновата, а только критикуют.

Хотя по словам самой же чиновницы, власть действительно есть за что критиковать. Если в Южно-Сахалинске жалуются на вторую смену, то там дети учатся и в третью. Очередь в детсады сохраняется, но в отличие от островного региона, компенсации для родителей нет. Неудивительно, что чиновница задала такой вопрос, ведь в 2018 году люди выходили на улицы и требовали её отставки, также подписывали соответствующую петицию, Афанасьеву в отсутствии мест в детских садах.

Депутат Татьяна Кофман, больше представляющая на встрече объединение молодых учителей, чем депутатов, предложила власти пойти на диалог с объединениями и вместе прийти к решениям тех или иных проблем. Ульяна Афанасьева заметила, что они пытаются, но никак не выходит.

— Да, с ними работают, иногда, конечно, удается на свою сторону, скажем так, перенаправить, но, тем не менее, время от времени есть такие, которые свое мнение выражают, — высказалась Ульяна Афанасьева, вероятно, считающая, что жители Республики свое мнение выражать не должны, если оно низко оценивает работу чиновников.

Депутат Александр Болотников с вопросом "где деньги, Зин", поинтересовался у депутатов Госдумы, на какие средства региональным властям выполнять требования федеральных законов. В пример он привел антитеррористические меры в школах. При этом он заметил, что все-таки у нашего региона деньги есть, но уж очень он переживал об остальных.

Вторая проблема — села и как привлечь туда учителей. Меры поддержки есть, подъемные есть, но, как заметил сам Болотников, даже если добавить ещё полмиллиона, никто туда работать не поедет. В такой ситуации рассуждения о цифровизации он посчитал неуместными.

— Когда принимается какой-то закон, всё-таки как он будет исполнятся в субъектах? Где они деньги возьмут? Вот как указы президента есть, их выполнять надо, но по статистике мы видим, как субъекты выполняют, — закончил выступление Болотников.

Вместе с тем кадры в селах — это не то, чем должны заниматься федеральные структуры. Молодые специалисты не горят желанием ехать в далекие районы, потому что там нет инфраструктуры. Учителя тоже люди, они хотят водить детей в кафе, парк, зоопарк, музей и театр, а на севере острова такой возможности нет.

Депутату ответили, что во всем виноваты те, кто закрыл совхозы и колхозы, ведь именно экономика привела к миграционному оттоку населения. На это Болотников попросил не приравнивать к ним Чубайса. А по факту должно идти взаимодействие между законодательной и исполнительной властью.

Также во время обсуждения специалисты рассказали, что дети, которые заканчивают университеты, психологически не готовы идти работать в школу, нужно либо возвращаться к специалитету, либо же вводить больше практики у бакалавров. 78 процентов опрошенных молодых специалистов даже боятся заходить в классы.

Виталий Гомилевский предложил вернуться к теме кадетской школы и записать в итоговом решении рекомендовать врио и главам администраций при разработке плана застройки территорий вблизи школ учитывать перспективное развитие образовательных учреждений.

Игорь Янчук предложил понять наконец, для чего дается образование людям, в частности, детям с ограниченными возможностями здоровья. Ведь работать по большому счету им идти потом некуда — на это депутату жалуются родители особенных детей. Он предлагает создавать для них рабочие места, условные дома деятельности, чтобы люди могли реализовать себя.

Сергей Шаров от лица политехнического колледжа СахГУ отметил, что нужно провести ревизию нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность среднего профобразования — на сегодня есть множество пробелов. Например, работодатели должны участвовать в демонстрационном экзаменах, а как их привлечь — неясно, приходится использовать личные связи.

Гомилевский также предложил передать школы в ведения регионов, вернее, ускорить процесс. Ему ответили, что пока идет эксперимент, а вообще этот вопрос спорный и сегодня "рецептов нет".

— Есть же люди, которые могут сделать так, что эксперименты можно ставить и 20 лет, а решения не будет. Я вас прошу, ускорьте, — попросил Виталий Гомилевский.

Алексей Кофман из организации "Вольные музыканты" выступил от лица молодых учителей, зная проблемы изнутри, он решил поговорить о ЕГЭ, а точнее, о бесконечных изменениях, что происходят и с КИМами, и с самой структурой экзамена. Например, то самое разделение на профильною и базовую математику, где сегодня ученик может выбрать только один уровень, а не оба сразу.

На что ему ответили, что ЕГЭ не отменят, так и не вникнув в суть вопроса. Ведь проблема не в самом экзамене, а в постоянных изменениях, отсутствии единого стандартах и тех сложностях, что навязали чиновники. Также общественник предложил обратить внимание на семейное обучение, его просьба была услышана.

А депутат Татьяна Кофман предложила применять в области опыт Бурятии, где учителя из одного села преподают по совместительству и в соседнем, если там не могут найти педагога. И заметила, что на федеральном уровне идет тенденция к снижению бумажной работы у учителей, но директора школ, напротив, вводят больше бюрократии, что является минусом самостоятельности образовательных учреждений.

Дополнительные предложения от участников круглого стола областная дума будет формулировать до 20 августа.

Источник