Сахалинские турфирмы в 2020 году выжили и даже заработали

— В этом году по зиме однозначно больше народа пришло, чем в предыдущие годы. Основной поток был в праздники, а дальше роста нет — все, как в прошлые годы. На каникулах в этом году было в два раза больше туристов, чем в прошлом. Но в абсолютных цифрах это не так много, потоки небольшие у нас. В целом, если по Сахалину смотреть, у нас в один год тысяча туристов, на следующий год две — и выросло в два раза, а на Камчатке или на Алтае, например, 30 тысяч, 40, 45.

Пропуска неоднозначно сказались. Для турфирм, может быть, благо определенное — часть людей через них пошла, а потом сдерживать стало: не все были готовы оформлять пропуска, какие-то компании их продавали — были такие случаи, но, слава богу, все закончилось.

Надеемся, что предстоящий летний сезон пройдет лучше, чем в этом году: кешбэк работает, но основная проблема — это билеты на Сахалин. Туристы готовы ехать, они звонят, спрашивают, а заходят на сайт "Аэрофлота" — билетов нет. А они решают: поехать на Сахалин, на Байкал, на Алтай или на Камчатку. И раз билетов нет, выбирают другие направления. Губернатор бы вмешался — это наша основная проблема.

Я считаю, что пандемия сказалась положительно в этом смысле: турпоток вырос. Но оказалось, что наша инфраструктура не готова. Даже если вы зайдете на Booking и попробуете забронировать гостиницу на август — удивитесь, мест почти нет. Семьи еще могут что-то найти, а вот группы по 10-15 человек — это уже проблема. К тому же гостиницы работают как обсерваторы для сотрудников нефтегазового сектора. А у нас и так номерной фонд небольшой, тысячи полторы примерно. Но основная проблема — это все-таки авиабилеты.

— 2020 год, наверное, у всех был сложный, трудный, но я думаю, мы справились. Какие-то туры были аннулированы, кто-то перенес поездку на этот год, но это незначительные цифры. В принципе то, что мы планировали — мы в 2019 году формировали туры на 2020 год — все идет по расписанию, мы по плану отработали.

Основной туристический сезон у нас летний. Новый год, зима вообще идут как-то провально. Зимой видите что делается с погодой. Куда люди поедут? Ориентироваться на местных жителей нам невыгодно: на рынке очень демпингуют, а мы не можем себе этого позволить: зарплаты, налоги, все ложится на потребителя, и за две тысячи рублей отвезти в бухту Тихую мы не можем.

Поздно остров открыли, и система пропусков сказалась в прошлом году. Те, кто планировал, они приехали, а кто-то, может быть, из-за документов не поехал. Очень много туристов-дикарей было, не понимаю, кто им пропуска оформлял — мы делали только для своих туристов, потому что большой объем работы был. Надеемся, этот год будет более прибыльным, пока февраль, поэтому рано говорить о формировании групп на лето.

— Зимой по росту туристов я разницы не увидела — прошлый год и этот год примерно одинаковые, по крайней мере у нас. Основной наплыв пришелся на начало января — новогодние праздники, это период, когда у нас еще действовали пропуска и справки. В этот период туристов было много, и экскурсии были разнообразны, в основном снегоходные. Потом, конечно, пошел спад, хотя пропуска и справки были отменены, но теперь пошли горнолыжники — сейчас сезон горнолыжников. Но естественно, это Дальний Восток. Все, кто летят сюда, они с Дальнего Востока, потому что у них ближайший курорт — "Горный воздух". И попутно они пытаются брать какие-то экскурсии по Сахалину. Чаще всего это ледопады в бухте Тихой или снегоходные прогулки.

По лету лично у нас основная масса — это были местные, потому что был коронавирус, а наплыва с материка не было в связи с пандемией. По прошлым годам такое же количество обычно бывает неместных туристов, потому что местные наоборот улетают заграницу в теплые страны и отдыхают там, а в прошлом году больше местные жители покоряли сахалинские красоты.

Сложно сказать, повлияли ли пропуска, потому что люди, которые прилетали на Сахалин по работе и по каким-то своим делам, тоже пользуются моментом и выезжают за пределы Южно-Сахалинска, но прошлым летом многие из них не смогли прилететь. С другой стороны, благодаря справкам было как-то поспокойнее. Я думаю, что справка здесь имела влияние и она была введена правильно, а пропуска можно было и не вводить.

Президент регионального союза туроператоров Ирина Ли:

Компании, которые занимаются внутренним туризмом, несмотря на то, что работать начали только с середины июля — до 15 июля регион был закрыт — насколько это возможно, старались использовать это время, хоть и в пропускном режиме работали. Все старались по максимуму выполнить текущие заявки, заявки, которые были плановыми. Безусловно, большим плюсом в 2020 году было то, что в силу того, что все границы были закрыты, сахалинцы остались отдыхать в Сахалинской области и многие сделали какие-то свои открытия внутри региона, узнавали его по-настоящему. Часто многие живут, но знают, что все под рукой и откладывают поездку — оно же рядом, а в 2020 году из-за этой ситуации многие остались и съездили посмотрели не только Сахалин, но и Курилы. И в общем это такой положительный момент в том плане, что для многих это было, наверное, открытие интереса к нашим островам внутри области и, возможно, этот интерес останется и даже, возможно, будет расти.

В части зимы я вам скажу так: зимний сезон — это очень своеобразный сезон. Многие приезжают на горнолыжку. И здесь нужно четко понимать, что она требует только размещения, всё остальное туристы выбирают здесь на месте, поэтому обширного объема работы именно для туроператора под конкретный продукт, тур немного. Я думаю, что все-таки большая часть туристов, которые приезжали на Сахалин, — это индивидуальный туризм, когда люди сами бронируют средство размещения. Они используют не только гостиницы, но и апартаменты через различные системы бронирования.

Они ездят на горнолыжку, катаются и здесь уже стараются какое-то свободное время заполнять экскурсиями, которые предлагают местные компании — рыбалка, выезды на снегоходах, ледопады, какие-то походы небольшие на снегоступах. Сказать, чтобы это был такой сезон, который прям выстрелил, я по этому поводу ничего не могу сказать, мы некоммерческое объединение и какие-то финансовые составляющие по количеству принятых у каждой компании стараемся не брать.

Здесь есть такой момент: до недавнего времени был пропускной режим, сейчас пропускного режима нет, можно было бы предположить, что раз он отменен, будет какой-то дополнительный поток. И отчасти, возможно, будет, но я не думаю, что он будет качественно, в разы выше, потому что люди которые предполагали приехать на отдых, они эти дни запланировали, гостиницы забронировали. Прирост будет из-за отмены пропускного режима, но качественно не настолько.

Пропускной режим на организованном туристе не отразился абсолютно. Но он отразился на индивидуальных туристах. Точно могу сказать, что если турист был скромен и застенчив, на Сахалин он не попал, а турист, который был активен и напорист, находил компании, находил возможности, чтобы оформить пропуск, взять справку и приехать на Сахалин. Но не может быть истории — надо четко и честно понимать — что есть некий заслон и он вообще ни на чем не отразился. Ну это нелогично. Конечно, отразился.

Тяжелее всего пришлось компаниям, которые не имели внутреннего туризма. Чтобы работать на въезд и выезд должны быть открыты границы, а границы были закрыты. И, конечно, им было сложно не столько из-за то, что не было объема работы, им было сложно в силу того, что особенно те, кто работал в выездном туризме, уже оплатили гостиницы и различные услуги заграничные, а когда началась пандемия, очень многие международные операторы сделали стоп по финансам и оставили их на депозитах для использования по следующим заездам.

Соответственно турист, который был готов переносить, отнесся с пониманием. Некоторые туристы не хотели ждать, им нужен был возврат. Туроператор был бы рад его делать, но достать деньги тяжело. Помогло постановление Правительства, по которому возвраты из-за ковида были отложены, что выручило туроператоров. Но нужно четко понимать, что проблематика остается, накал висит, эта часть туристов, которая уже не хочет переносить, не хочет ждать, настаивает на возврате. А как откроются границы, вполне возможно, что и стоимость продукта изменится. Как этим туроператорам отреагировать и суметь средства выплатить? Это очень сложная проблема.

Но на сегодняшний день почти все остались в списке туроператоров, держатся за счет, во-первых, того, что смогли наладить контакт с туристом, в каких-то случаях опираются на постановления Правительства в нашей отрасли и, конечно, сейчас все ждут открытия нормального — не частичного — а нормального, чтобы можно было восстановиться. Но ожидать его стопроцентно в этом году не стоит, все-таки этот вопрос будет тянуться до 2022 года — это точно.

Источник