Сахалинское правительство будет делать из острова-рыбы "беспилотный авианосец"

На аэродроме Пушистый состоялся запуск областного конкурса "Чистые острова". Владельцы дронов-беспилотников будут искать с воздуха свалки, а правительство готово платить им деньги за каждый обнаруженный объект — по пять тысяч за каждую кучу более 4 кубометров, а еще и половину штрафа с виновного в появлении свалки. Если нарушителя найдут и осудят. Подобное в области происходит впервые. До сих пор беспилотные летательные аппараты оставались уделом энтузиастов или коммерческих компаний, работающих главным образом на островном шельфе.

Но теперь, объявил губернатор Валерий Лимаренко и подтвердили куратор цифрового развития Вячеслав Аленьков и глава минЖКХ Наталия Куприна, дронам открывают двери и окна в высоких кабинетах ПСО. Их уже используют в ходе генеральной уборки, берут на вооружение спасатели архитекторы. А в перспективе область обещает задействовать юркие летучие машинки чуть ли не везде, где можно. Параллельно с этим предстоит упростить любителям получение разрешений, наладить на острове подготовку профессионалов, а может, даже заняться строительством беспилотников на предприятиях Сахалина и Курил.

Об этом губернатор заявил в довольно продолжительном выступлении перед целой эскадрильей внешних пилотов. Перед этим ему провели экскурсию — показали большие и миниатюрные радиоуправляемые модели, собранные самостоятельно и купленные в готовом виде, и даже дали понаблюдать за полетом небольшого самолета и микроскопического гоночного квадрокоптера через систему FPV — специальные очки, на которые транслировался сигнал курсовой камеры дронов. В ответ губернатор пообещал "опекать и лелеять беспилотную авиацию". Чтобы из пока еще робкого ростка выросло "целое дерево, которое будет видно со всего мира".

— Сахалин должен стать авиационным суперостровом, островом-авианосцем. Я никого не удивлю здесь, здесь собрались люди, которые в этом деле разбираются. Беспилотная авиация — это наше будущее. И понимая, что это будущее, мы сейчас вложим деньги и политическую волю в то, чтобы у нас, именно у нас, развивалось это направление. Я не исключаю, что будем делать предложение инвесторам, чтобы они здесь собирали дроны, хочу сказать, что будем создавать условия, чтобы конструкторские бюро формировались или открывали здесь свои филиалы известные КБ. Образовательный процесс будем делать в этом направлении. Мы бы хотели конкретными практическими шагами начать развитие беспилотной авиации, — выступил перед пилотами Валерий Лимаренко.

Он анонсировал, что дроны уже вот-вот станут неотъемлемой частью народного хозяйства — не только будут мониторить свалки, дороги или очаги пожаров, но и доставлять лекарства в отдаленные районы.

— Мне сверху видно всё, — ты так и знай! — то ли вдохновил, то ли предостерег внешних пилотов строчкой из Эдуарда Хиля губернатор.

Уже после официальной части мероприятия губернатора вместе с мэром Южно-Сахалинска Сергеем Надсадиным и Вячеславом Аленьковым, курирующим цифровизацию в ПСО, обступили внешние пилоты. Проблема у профессионалов, работающих с бензиновыми самолетами, способными летать на десятки километров, и маленькими дронами, весом в пару сотен граммов, общая — сфера сегодня крайне зарегулирована.

— Месяц работаем над поиском свалок и вероятных точек возгорания. Несмотря на то, что у нас работа ограничена отдельными зонами, удалось найти более 100 свалок. Главное, что сегодня мешает — это то, что сфера очень зарегулирована. Требования для беспилотника такие же, как для большого самолета. Только "Боинг" пассажирский все документы и разрешения может за час получить, а нам необходимо пять суток. Если этот вопрос не решить, я боюсь, что развития не будет. Сфера применения дронов не ограничена — все, что делает большая авиация, кроме перевозки пассажиров и грузов, малая делает лучше, дешевле и эффективней, — рассказал Эдуард Абрамов, начальник отдела БПЛА компании "Крильон-Сервис" и один из идеологов развития беспилотников на Сахалине.

Власти обещали помочь — сейчас решается вопрос об упрощении процедуры регистрации дронов (сейчас документы надо отправлять в Москву, а хотят "локализовать" процедуру в МФЦ) и создании единого центра координации всех беспилотников на службе областных и муниципальных властей.

Аэродром Пушистый уже несколько лет остается центром развития любительского беспилотного "коммьюнити", здесь проходили небольшие фестивали, а у базирующегося здесь центра технических видов спорта есть целая секция беспилотной авиации. Но пристальное внимание на эту сферу, которая сегодня стремительно развивается, правительство региона обратило впервые — дроны оказались очень удобным инструментом в охоте на нелегальные свалки. После завершения объявленной в мае генеральной уборки, дроны надеются продолжить активно использовать в этой и других сферах, рассказала Наталия Куприна.

— С начала мая мы ведем борьбу с несанкционированными свалками. Сегодня 845 свалок есть в карте. Цель — найти как можно больше несанкционированных свалок, чтобы убрать их и навести порядок. Второй момент — с помощью этой малой авиации и других технических средств будет налаживаться мониторинг, чтобы в дальнейшем подобные свалки не появлялись, — рассказала министр ЖКХ. — Мы пробовали на майские праздники использовать дроны, в южной части острова с их помощью были свалки в том числе обнаружены. Идей, как можно в дальнейшем использовать дроны. Есть задача контролировать благоустройство и ремонтные работы. В частности, ремонт крыш по линии фонда капитального ремонта — можно использовать беспилотники с тепловизорами. Можно мониторить проведение дорожных работ, ремонтов инженерных коммуникаций.

Беспилотная авиация — один из наиболее динамично развивающихся высокотехнологичных сегментов. Дроны различной конфигурации используются для мониторинга промышленных и транспортных объектов, спасательных операций, обнаружения пожаров, а также в сервисах доставки и в качестве средств наблюдения в городах. Широкое распространение в последнем качестве дроны получили в Китае, где их использовали для контроля за соблюдением карантина в связи с пандемией нового коронавируса.

В России сфера долгое время никак не регулировалась, но с 2018 года началось ужесточение норм и правил, появилась обязательная регистрации дронов, фактически они оказались приравнены к судам малой авиации или даже большим самолетам. В декабре правила несколько смягчили — разрешив дронам летать на высотах до 150 метров вне городов и запретных зон без согласований и уведомлений.

О правилах поведения в воздухе ИА Sakh.com рассказывал в материале о работе одной из первых островных "беспилотных" компаний.

Источник