"Собака" — все мы хорошие, пока это нам ничего не стоит

Спектакль "Собака" — это простая история о предательстве, которое сложно понять. Или непростая — о простодушии, которое не так-то просто. Или вообще — история вне оценок и категорий, воспринимаемая не через моральные принципы, а самым сердцем, когда не клеймишь, а сочувствуешь всем, даже тому, кто оказался негодяем. На сцене всего три героя, мужчина (Роман Болтаев), женщина (Наталья Красилова) и щенок (Полина Парфенова), но в течение 80 минут они держат зал в замирании, в оцепенелости, в надежде.

В центре притчи — Николай, одинокий железнодорожник, которому завтра в длительный рейс, а подобранную собаку Бульку пристроить некуда. Он на пороге вынужденного выбора: оставить Бульку себе или сдать ее на шкуру и мясокостную муку, потому что она не вписывается в его рабочий график. Николай обращается к работнице учреждения, куда сдают никому не нужных собак. Три дня их держат в вольерах без еды, а потом утилизируют, как какие-нибудь бытовые отходы. Но он не хочет, чтобы Бульку убивали, и в поиске других вариантов присматривается к женщине, работающей в самом эпицентре собачьих трагедий. Поначалу она держится с ним даже не холодно, а по-ледяному, она вся — как неутепленный зимний вольер и только и делает, что ссылается на должностные инструкции, формальные правила и порядки.

— Немного душевности вам не помешало бы, — замечает Николай.

— А зачем? — отвечает уставшая, раздраженная женщина в ватнике, за внешней грубостью и бесчувственностью которой ("Да сами вы как собака, все лаете и лаете!") мы вскоре увидим совсем другой внутренний мир. А все вот эти фразы "И так мне, подонку, обрадовалась!", "А жить я без нее как буду?", "Булька — от земли два вершка, а верна мне", сказанные Николаем, окажутся просто попыткой представить себя хорошим. Неужели он не добрый по-настоящему, а всего лишь добренький? И, как это часто бывает в жизни, истинное великодушие откроется в том, кого в нем никак нельзя было заподозрить.

"Все мы хорошие, пока это нам ничего не стоит". Вот она, ключевая фраза "Собаки", запускающая в зрителе внутреннюю ревизию главных ценностей. Режиссер-постановщик и художник-постановщик спектакля Александр Ли сделал что-то такое, что этот механизм, даже если он заржавел внутри и порос мхом самооправданий, оживает. "Я бы Бульку себе забрала", — говорит после спектакля одна из зрительниц, вытирая глаза.

— Однажды, очень давно, я прочел пьесу замечательного драматурга Валентина Красногорова и захотел ее поставить, — говорит Александр Ли. — И вот пришло время. Валентин Самуилович любезно предоставил нам авторские права на постановку на весь год. Может быть, это не каждому откликнется. Для меня это прежде всего история взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это история о семье. "Собака", как ни странно, — это человеческая история, абсолютно.

Актеры, прожившие эти час двадцать на камерной сцене в Сахалинском театре кукол, великолепны. Наталья Красилова номинантка на премию "Золотая маска", вызывает сначала желание обвинить ее во вселенском зле, а потом удивляет и заставляет дать себе обещание не судить людей по первому впечатлению. Полина Парфенова, которая когда-то окончила театральный колледж и дебютировала в "Собаке" в роли Бульки, без единого звука за весь спектакль, одним только взглядом, вызывает столько эмоций, сколько порой не вызывается самым, казалось бы, прочувствованным монологом. Артист Чехов-центра Роман Болтаев тоже задевает за живое, оставляя в недоумении — ну как в человеке такие трансформации вообще возможны? Может, его подменили где-то в середине действия, а мы не заметили? Может, его шантажируют неведомые силы: или твоя жизнь, или Булькина? Николай, моргните нам, если это так.

— Это спектакль, где актерская работа не прикрыта ничем: ни светом, ни спецэффектами, ни видеографией. Только актеры на сцене — и все. Я думаю, что это дорогого стоит, потому что на самом деле для меня это именно такая простая история, человеческая, чтобы здесь и сейчас человек что-то осознал. И, надеюсь, что если не катарсис зрители поймают, но хотя бы немножко попереживают. Думаю, нам всем это иногда нужно, — говорит режиссер спектакля.

Никаких лишних декораций, только стол со стульями да кресло. Никакого морализаторства, только собачий вой вдалеке и авторская музыка сахалинского скрипача, композитора, аранжировщика Александра Лопатина. Никакой фальшивой надежды на то, что предательства не будет. И в то же время огромная вера в то, что без него — возможно.

Источник