Спасатель о рыбаках с оторванной льдины: про налоги — самый их любимый аргумент

Спасатели — люди немногословные. Меньше слов, больше дела — это про них. Зато их действия, профессионализм, обязанности, зарплату и прочее активно обсуждают все, кому не лень, когда речь идет о зимней рыбалке. Точнее, о ее извечном последствии — необходимости собирать рыбаков со льдин, спасать их от опасности замерзнуть или утонуть и доставлять на берег не замочившими ног, правда, со слегка подмоченной репутацией здравомыслящих людей. Даже в рыбацком сообществе многие осуждают беспечность тех, кто вопреки предостережениям МЧС выходит на неустойчивый припай, что уж говорить о равнодушных к зимней рыбалке. Но охотникам за корюшкой общественное мнение нипочем. В этом сезоне спасатели уже израсходовали на них зимний лимит топлива — одного этого факта достаточно для того, чтобы представить себе масштабы помешательства на корюшке. Корреспондент ИА Sakh.com пообщалась со спасателем Сахалинского поисково-спасательного отряда имени В. А. Полякова Александром Пискуновым, который рассказал о своей работе и поведении тех, кому протягивают руку помощи.

— Я работал в заливе Мордвинова 22 января, когда оторвало триста рыбаков. Нам поступил вызов, и сразу две наши группы отправилась в Охотское. Я был во второй группе. Сначала мы помогли коллегам спустить лодку на воду, затем нашей первостепенной задачей стало помочь рыбакам, которые были ближе всех к берегу. Сразу увидели людей, которые стояли на очень маленьких кусках льдин. Они боялись пошевелиться, у них были испуганные глаза. Знаете, такие глаза, когда человек понимает, что впереди пути нет и назад тоже дорога отрезана. То есть они прыгали-прыгали по льдинам и в какой-то момент поняли, что дальше нет хода, развернулись, а сзади льдины тоже разошлись — и все, тупик. Мы сразу на судне на воздушной подушке "Хивус" вывезли самые опасные кучки на берег. Это было у треноги.

Потом поехали к заводу Осадчего. Там корсаковские спасатели наладили переправу и перевозили людей на льдине, подушка была не нужна. Тогда мы направились вглубь залива километра на три, чтобы предупредить людей, которые могли не услышать звуки сирены. То есть мы оказались примерно в трех километрах от треноги, если двигаться вглубь. Там было очень много людей, кучи три больших сидело. Мы начали оповещать их, чтобы они подходили ближе к берегу. Им нужно было пройти километра два до места отрыва, и там мы были готовы благополучно их перевезти. Если бы все, кого мы оповестили, сразу собрались и последовали нашим указаниям, мы управились бы за час-полтора, но в итоге вся операция затянулась часов на пять. После наших слов из компании в 30-40 человек собираться начинали человека три, да и то для вида. Стоило нам отойти, они снова садились и продолжали рыбачить, потому что клев был хороший. То есть у людей просто было ноль эмоций. На словах они свое наплевательское отношение не выражали, по крайней мере, я не слышал, но коллеги потом говорили, что и такое бывало. Аргументы одни и те же: про налоги, про свободный выбор человека, который сам решает, рисковать ему или нет, про то, что мы сидели бы без дела, если бы не они, и все такое. Бывает, что говорят — что мы, зря приехали что ли, вон тех сначала спасите, а потом нас, мы еще посидим немножко, вам какая разница. Я сам люблю порыбачить, состою в рыбацких группах в WhatsApp и вижу, что там люди пишут. Примерно то же самое.

Понятно, что это наша работа, но мы тоже рискуем жизнью, нас тоже ждут дома. Вот такие ответы "да-да-да, идем-идем" и при этом ноль эмоций — это неуважение к нашей работе. До них пытаешься донести важную информацию, а они типа — да пошел ты со своим льдом, у нас тут рыбалка. Мимо ушей пропускают, а повторять по десять раз им некогда, потому что надо перевозить людей, которые все-таки решили свернуть рыбалку. Приходилось ждать остальных на линии отрыва. Бывало, что никого не было, мы просто сидели и ждали, когда они наловятся, или когда у них клевать перестанет, или когда они поймут, что действительно отрывает и надо выбираться, пока светло. Все это в итоге растянулось на пять или шесть часов. Самым последним был крупный мужчина в красной ушанке. Я спросил его, почему он сразу не пошел после нашего предупреждения, а он говорит — а я сразу пошел. Как будто мы дурачки перед ним.

Спасая людей, понимаешь, что делаешь важную работу, но в случае с отрывом припая есть кое-что неприятное. Во-первых, вот это отношение наплевательское, когда игнорируют наши слова. Во-вторых, когда относятся к нам, как к извозчикам. Многие взрослые мужчины, садясь к нам в подушку, начинают вести себя как подростки: снимают на телефоны и комментируют — вот так мы сегодня выбираемся со льда, посмотрите, как вам наше такси? Как будто мы им таксисты, как будто нам делать больше нечего, кроме как везти их на берег. Обижают такие слова. Смеются, пока везем их. Им смешно все это, весело, развлечение такое. Приключение. Спасибо говорят далеко не все, примерно половина, остальные принимают как должное. И женщины есть, и дети даже. Семью с ребенком мы вывозили со льда. Женщины ведут себя по-разному, смотря как они себя поставили в семье. Одна, услышав наши предупреждения, говорит мужу — все, сворачиваемся! Смотришь, у него лицо грустное такое, но снасти собирает, не спорит. А другая продолжает сидеть вместе с мужем, потому что он сказал — ловим дальше, никуда не идем.

Был там даже один дедушка 70-летний с палочкой. Подошла группа рыбаков к месту отрыва льда, мы собрались их перевозить, а они говорят — нет, мы нашего дедушку ждем, он там ковыляет. Ну, съездили за ним, забрали его и всех вместе перевезли. Когда-то давно, помню, мужика на костылях оторвало на льдине, он такой радостный был, веселился тоже.

Почему все они едут на рыбалку, игнорируя опасность? На этот вопрос у меня нет ответа. Я общался с опытными рыбаками, которые реально в каждой луже рыбу поймают, они говорят — мы никогда не станем рисковать, риск не оправдан, вот встанет лед нормальный, тогда и поедем. А тут… Из Холмска, из Долинска, из других городов едут и едут. Кто их знает, почему. В группах пишут — я работаю постоянно, выходной редко, когда он выпадает, я еду на рыбалку и не смотрю, можно или нельзя. Может у кого-то график работы такой — когда припай устойчив, они работают, а когда неустойчив, у них выходные. Может, бывают графики, зависящие от состояния припая? Шучу, конечно.

Почему нельзя поехать на Изменчивое, например, половить малоротку? Из-за этого зубаря они вообще ничего понимать не хотят, оправдывают себя как угодно, лишь бы поймать его. Как будто им эта рыба жизненно необходима. Недавно по группам гуляло видео — мужики прыгают по льдинам у берега, выходят на нормальный лед и идут рыбачить. Я не знаю, что можно сказать о таких людях. Думают ли они, что будет, если вдруг произойдет серьезное ДТП или еще что-то и понадобится срочная помощь спасателей, а все они в море, вытаскивают их со льда? Вряд ли. Они думают только о себе. У нас дежурная смена — четыре-пять человек, и все мы уезжаем к рыбакам.

Про налоги — самый их любимый аргумент. Я один раз не выдержал, высказался — что-то плохо вы налоги платите, раз мы такую зарплату получаем. Я отработал больше пяти лет и получаю меньше 50 тысяч. Я не жалуюсь, понятно, что это моя работа, меня сюда никто насильно не гнал, мне нравится делать эту работу, но отношение к ней похабное. Неприятно, когда тебе в лицо тычут этими налогами. Неприятно, когда люди не понимают, что забираясь в судно на воздушной подушке с буром без чехла, они могут проколоть его и мы все окажемся в холодной воде. И не сможем вывезти остальных. Хотелось бы, чтобы рыбаки хоть иногда думали и о других тоже. О том, что дома не их одних ждут жены и дети.

После всего этого разговаривать с ними, честно признаюсь, не хочется. А вот им как назло охота поговорить, пока мы их перевозим. Они же на адреналине, у них такое событие — оторвало! Будет, о чем рассказать всем знакомым. Начинают задавать всякие вопросы — ну чё, сколько человек перевезли, какой прогноз на завтра, как работается, как платят и все прочее. Это уже после того как поснимают нас на камеру и прокомментируют все, что видят. Но мы молча их везем, не реагируем, в беседы не вступаем. Мне кажется, ребенок разумнее, чем эти люди: ему если скажешь "нельзя", он понимает.

В прошлом году не припомню, чтобы такие масштабные были спасательные операции, а в этом что творится, слов нет. Уже несколько раз отрывало и каждый раз такими большими группами. И это будет продолжаться, потому что людям абсолютно все равно. У них рыбья пелена перед глазами, и ничего ни видеть, ни понимать они просто не хотят.

***

Здесь предполагалась вторая сторона — точка зрения спасенного со льдины. Sakh.com на форуме предложил рыбакам открыто или на условиях анонимности поделиться своей философией, объяснить мотивы и т. п. Желающих не нашлось, лишь один "анонимный 51622" высказался так:

Комментарий заминусовали. И вот этот тоже:

Авторы подобных отзывов в явном меньшинстве. Видимо, пока одни сидят на форуме, другие сидят у лунок и стучать по экранам смартфонов замерзшими пальцами им неудобно или некогда.