Свободный порт, офшор и федеральная территория: зачем Русскому острову ещё один особый статус

После внесения поправок в Конституцию в нашей стране могут быть учреждены отдельные федеральные территории. Первой ласточкой стал центр для одарённых детей «Сириус» в Краснодарском крае. Следом заговорили о необходимости наделить аналогичным статусом Русский остров во Владивостоке. Нужен ли подобный статус территории, которая уже является одновременно частью свободного порта (СПВ) и Специальным экономическим районом (САР), VL.ru поинтересовался у экспертов.

Закон, сделавший «Сириус» отдельной федеральной территорией, был принят в конце 2020 года. Вместе с гуманитарными задачами центр получил и законодательные. На отдельной федеральной территории будет свой совет из 17 человек, девять из которых будут избирать, остальных – назначать. Кроме того, «Сириус» теперь имеет экономические преференции: льготы по НДС, субсидии на уплату таможенных пошлин и на возмещение процентной ставки по кредитам.

Ряд экспертов полагают, что специальный статус позволит территории оперировать средствами, которые не будут видны в конкурсах. Их можно будет перечислять через разные АНО и другие структуры, которые федеральным инспекторам, например, проконтролировать сложно. Таким образом, хотят добиться более динамичного развития инвестиционных проектов без бюрократических проволочек.

К слову, отдельные федеральные территории – не российское изобретение: в США подобных территорий 14, в Канаде - три, в Австралии – 10.

Почему Русский остров

С 2007 года началось форсированное развитие острова Русского, большая часть территорий которого и по сей день принадлежит Минобороны РФ. Начнём с того, что пока границы предполагаемой федеральной территории на Русском не определены. Но объёмы вложений в проекты, которые уже реализованы на острове, перешагнули за 100 млрд рублей. Русский мост стоил российскому бюджету более 32 млрд рублей. Строительство первой очереди кампуса ДВФУ встало в 41,2 млрд, а вторая очередь оценивается в 60 млрд рублей, её планируют закончить к 2027 году.

Вероятно, в рамках этой очереди в 2013 году заявляли, что на Русском в пределах кампуса университета запланировано строительство города для 100 тысяч. Пока же здесь возводят театрально-образовательный комплекс, где предполагают разместить в том числе филиал Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Затраты на этот проект оценивают в 30 млрд рублей.

С 2015 года остров, как вся нынешняя столица ДФО, стал свободным портом Владивосток (СПВ). А уже в 2018-м именно на Русском был инициирован Специальный административный район (САР) – тот самый российский офшор. С тех пор в помещении отеля «Белый лебедь» были зарегистрированы лишь два резидента – «Финвижнхолдингс» Артёма Аветисяна и «Доналинк» Андрея Мельниченко. Они инвестировали здесь 108 млн рублей. Ещё пять компаний только планируют появиться в САР.

«Полюс роста» на Русском

«Говоря о перспективах становления острова Русский «федеральной территорией» по примеру «Сириуса», важно изучить историю вопроса», - считает директор Приморского филиала РАНХиГС Марина Соколова.

Основой подобным предположениям стало принятие Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 года № 1868 «О создании инновационного научно-технологического центра "Русский"» (далее - ИНТЦ «Русский»). В документе определены три направления научно-технологической деятельности на его территории: мировой океан, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии. К работе здесь планируют привлекать талантливых учёных и предпринимателей не только с Дальнего Востока, но и из других регионов России и зарубежья, создавать цифровые платформы, тестировать передовые разработки.

ИНТЦ «Русский» создают на месте, которое рассматривается в качестве одной из «приоритетных геостратегических территорий» в духе бытующих среди наших управленцев представлений о «полюсах роста». В нашем случае отечественные аналоги «полюсов роста» сведены к городам с определённой численностью населения. Владивосток как раз отнесён к категории единственного на Дальнем Востоке «перспективного крупного центра экономического роста Российской Федерации - города, образующего крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации», а также «перспективного центра экономического роста, в котором сложились условия для формирования научно-образовательного центра мирового уровня». Очевидно, что характер указанной рамки не может быть сведён к нынешнему менеджменту ДВФУ без консолидации всего инновационного пространства ДФО.

По мнению Марины Соколовой, интеллектуальный потенциал, накопленный во Владивостоке за 160 лет его истории, требует новых форм управления знаниями на стыке разных культур и цивилизаций. Они должны обеспечить доступ к передовым научно-техническим достижениям и технологиям соседних стран, способствовать равноправному участию России в глобальном инновационном процессе. Поэтому организация этого процесса требует особого внимания к вопросам инновационной безопасности, продуктивного переноса традиций владивостокского практического востоковедения в сферу международного научно-технологического сотрудничества. Применение иных подходов существенно ограничивает шансы успешной реализации и Постановления № 1868, и модели «полюса роста».

Другой вопрос – будет всё сделано так, как предполагает теория, или в итоге выйдет, как всегда. Опрошенные VL.ru эксперты пока испытывают определённые сомнения.

Условия уже есть, а инфраструктуры нет

Кандидат политических наук, доцент Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ, член Российского общества политологов (РОП) Пётр Самойленко полагает, что наделение острова статусом отдельной федеральной территории – вопрос очень неоднозначный и по-прежнему остаётся открытым. Разговоры о необходимости придать Русскому некий особый статус идут не первый год. Так, создан офшорный САР: его цель не столько привлекать иностранных инвесторов, сколько вернуть на родину своих собственных, и прекратить утечку капиталов за рубеж. Кроме того, мнения, что острову Русскому просто необходим особый статус, сродни слухам о придании Владивостоку статуса города федерального значения. Хотя подобный ход был бы вполне логичным.

С точки зрения Петра Самойленко, эффективность особой федеральной территории напрямую зависит от администрирования на местах. Структуры, созданные для развития территории, привлечения переселенцев и тому подобных целей, до сих пор не могут похвастаться осязаемыми результатами. Инфраструктура острова по-прежнему не развита. Отток населения из Приморья не прекращается. С запада страны, а точнее, из Сибири и других городов ДФО, к нам приезжают студенты. Но большая часть из них возвращаются на малую родину или уезжают в города центральной части страны. Тогда что может измениться от вновь обретённого статуса? Существуют очевидные направления, которые уже сейчас надо развивать на этой территории – она должна стать более комфортной для владивостокцев и гостей региона. Надо начать хотя бы с самого простого – пляжной инфраструктуры, малоэтажного строительства, строительства инженерных сетей, обустройства туристических маршрутов, в том числе связанных с расположенными на острове объектами Владивостокской крепости.

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) на Дальнем Востоке Пётр Ханас согласен с тем, что Владивостоку необходим образовательный центр для одарённых детей. Но есть ли смысл создавать его на Русском? Может быть, обратиться к опыту школы-интерната им. Н. Дубинина? Вновь возникает вопрос – стоит ли создавать отдельную федеральную территорию на острове, где люди суткам могут сидеть без света, а преподавателей, вложивших свои деньги в строительный кооператив, не обеспечивают жильём. Что касается налоговых преференций, то этот вопрос уже решён: остров, как часть Владивостока, является порто-франко, на Русском действует САР. Для ведения бизнеса этих условий вполне достаточно и без статуса федеральной территории.

Словом, на острове уже есть все условия для ведения бизнеса, стоит лишь претворить в жизнь все те проекты, о которых ранее заявлялось. Пётр Ханас считает, что сначала надо навести порядок, а затем приступать к следующим шагам. Иначе все реляции вызовут как минимум недоверие со стороны населения.

Дорогое развитие

«В своё время много говорили о том, что Владивостоку необходим статус города федерального значения. Полномочный представитель президента Трутнев заявлял, что наш город ещё не готов к подобному. И собственно, какая есть необходимость отрывать остров от Владивостока?» - задаётся вопросом ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев.

По мнению нашего собеседника, чтобы выстроить цепочку из проектов, которые предполагали воплотить на Русском, понадобится смекалка Шерлока Холмса или Следственного комитета. Многие из этих прожектов имеют аналогию со сказкой, где коту подвешивают на ниточке кусочек сала, а он прыгает и не может его достать.

«Совместно с группой учёных ещё в начале 90-х годов мы разрабатывали проект Большой Владивосток. Затем по заказу приморских предпринимателей занимались программой «Перспектива развития острова Русский». В 2012 году группа Кирилла Столярова предложила свой вариант развития острова. Этот проект был похоронен, хотя на него истрачены внушительные средства», - рассказывает собеседник VL.ru.

«Предпочтительное развитие Владивостока и острова Русского в его составе – продвижение на север. На полуострове и острове ему некуда развиваться. Город лишь на первый взгляд кажется большим – 500 кв. км, но любое строительство здесь за счёт сложного рельефа ведёт к удорожанию затрат в два раза. Уже сегодня транспортный логистический узел формируется в районе Артёма и Надеждинского района: там действительно активно развивается ТОР, возводятся жилые комплексы. Там на обширных территориях будут необходимы кольцевые дороги. В противовес «аппендиксу», который пытаются создать на Эгершельде», - говорит Авдеев.

С точки зрения эксперта, мудрым могло бы стать заявление президента страны на очередном ВЭФ о льготном предоставлении стольких-то гектаров на острове Русском для ряда стран АТР. Там государства смогли бы создать на постоянной основе свои деловые и культурные центры, представлять промышленные новинки своих стран. А между такими территориями пустить мини-Транссиб. Подобный стационарный объект стал бы Меккой для любителей технологического туризма, помог бы развитию острова. Эта территория стала бы неким сосредоточением российской и азиатской культуры. Но пока все планы, которые озвучивают, далеко не прозрачны. Такое впечатление, что олигархи, на которых наложили санкции за рубежом, ищут пути вложения своих средств и преследуют лишь собственные интересы, предполагает кандидат экономических наук.

Источник