Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

Девушка за рулем пассажирского автобуса в Сыктывкаре — редкость. В столичном АТП их всего трое. Сейчас одна из кондукторов учится на категорию «Д», сообщили на предприятии. В День автомобилиста о своих трудовых буднях для рубрики БНК «Так и живем» рассказала Галина Литвинцова.

Галина в свои 37 лет перепробовала множество специальностей. После школы она окончила нижегородский колледж. Выучившись на правоведа, работала машинистом башенного крана, вскоре окончила вуз по специальности «инженер-строитель», работала сначала мастером, затем инженером отдела технического контроля на заводе крупнопанельного домостроения.

Девушка трудилась и на сыктывкарском заводе по производству нетканых материалов, и на автомойке. В 2007-м параллельно с основной работой сыктывкарка открыла свой маленький бизнес: купила автобус ПАЗ, подобрала водителя, который возил пассажиров на 44-м маршруте. Через полгода Галина отказалась от этой затеи и продала автобус. Тогда же она получила права категории «Д», позволяющие самой возить пассажиров.

С января 2020-го Галина Литвинцова трудится в «Сыктывкарском АТП №1». На автобусе марки «Мерседес» она работает на маршрутах №№ 19, 33 и 3.

— Галина, тяжело на такой технике?

— Я привыкла работать. Всегда у меня было две работы. Привыкла, если хочу пойти в магазин и купить себе, что мне надо, я должна быть способна пойти и купить. Если хочу летом поехать на юг — значит, должна найти возможность заработать, не буду ни на кого надеяться. Я люблю физический труд: движение — это жизнь.

Я из многодетной семьи. У мамы с папой нас было восемь детей. Я была седьмым ребенком. Живя на Ручейной, мы держали и корову, и свиней. Все девочки повыходили замуж, и с 12 лет мне все приходилось делать самой — готовить, стирать и многое другое. Испугать меня какой-то работой трудно. Поэтому труд водителя не считаю для себя тяжелым. Нормальная работа. У меня были права, и родственники мне стали говорить: «Галина, иди работать в АТП. Там есть хорошие «Мерседесы». Чего ты там получаешь свои копейки... Хватит работать на двух работах. Выбери одну».

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

— Помните свой первый самостоятельный день за рулем рейсового автобуса? Волновались?

— В свой первый самостоятельный день стресса не испытывала. Все прошло отлично. Примерно через месяц, в феврале, попала в ДТП. Это было на 33-м маршруте. На ближайшем перекрестке от автовокзала девушка на легковом автомобиле начала поворачивать раньше времени, и мы с ней «встретились» — ее вина. Никто не пострадал, но сотрудников ГИБДД ждали два с половиной часа. Зато я стала еще более внимательной.

— Как принял коллектив?

— У меня брат проработал здесь много лет, оказалось много знакомых с улицы Ручейной — никаких проблем не было.

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

— Раньше вы работали на заводе КПД. Что не устраивало?

— У меня была мечта, мне было интересно, из чего состоят эти панели, плиты, перемычки, лестничные марши. Уволилась, потому что там наступил кризис. Стали платить маленькую зарплату. Ушла работать на автомойку. Потом была «Нетканка» — там не понравился коллектив.

— В городах Коми, а тем более, в сельских районах, пока непривычно видеть женщин за рулем автобуса.

— Мне даже самой интересно, почему так. В других городах много девушек работают водителями и автобуса, и трамвая. В принципе, обычная работа, не сильно отличается от управления легковым автомобилем. На автобусе, наверное, требуется больше терпения. И здесь еще ответственность за других людей. У меня и раньше была работа, связанная с ответственностью за других. Но девушки же сами по себе более ответственны!

Я достаточно комфортно чувствую себя за рулем, курсируя по городу. Быстро привыкла к автобусу и пассажирам. Мы работаем без кондуктора, конфликты бывают редко, стараюсь не ругаться с людьми, больше отшучиваюсь. В основном на 19-м маршруте в выходные, когда интервал движения увеличен, люди раздражены, высказывают негатив. Я объясняю, что претензии не по адресу: есть телефон горячей линии — звоните.

Заметила, когда стажировалась: многие если видят за рулем женщину, у них сразу пропадает желание ругаться. Мы смягчаем, сглаживаем обстановку.

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

— Как близкие относятся к тому, что вы работаете на автобусе?

—Любимый человек не в восторге: ухожу на работу рано, прихожу — поздно. И ответственность опять же — переживает.

— Сильно устаете после смены?

— Вот сейчас я работала несколько дней подряд — очень устала, но это просто напарник в отпуске, так работаем обычно «два через два» — не тяжело. У нас стараются закрепить людей за определенным автобусом, чтобы чужие в него не садились, тогда и водители ответственно относятся к технике.

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

— Обслуживание и ремонт сами делаете?

— Есть специальные службы. Мне ни в чем не отказывают. Ремонтники говорят: «Ты всегда без очереди». Если водители-мужчины могут сами что-то сделать, то девушкам слесари идут на уступки.

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

— Вы разбираетесь в устройстве автобуса?

— Если что-то сломалось, я, конечно, понимаю, что именно требует ремонта. Мы же людей возим и это наша безопасность.

— Техническое состояние вашего автобуса вас устраивает?

— Да, вполне. Автобус хороший, не старый.

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

— Что скажете про сыктывкарских автомобилистов? Про их манеру вождения?

— У нас водят автомобили спокойно, пропускают автобус, когда отъезжаешь от остановки. Люди, которые приезжают из крупных городов России, отмечают, что в Сыктывкаре водители не агрессивные. На пешеходном переходе людей пропускают, чего не скажешь про Нижний Новгород, например. Чем город крупнее, тем больше люди торопятся, а у нас город маленький. Куда нам торопиться? Только из города в Эжву, наверное.

— Как изменилась работа в пандемию?

— Заметно изменилась. Мы работали по полдня, чтобы всем хватало смен. Зарплата, конечно, упала, примерно процентов на 35. Думаю, на других предприятиях получали намного меньше, а то и вовсе ничего. Мы получали достаточно хорошую зарплату, и на нее можно было жить. Нас не обижали, никого не сокращали, сразу нас предупредили на собрании о временном графике. Все были к этому готовы: рассчитали свои расходы, кредиты, ипотеки, затянули пояса — никто не уволился. Зато больше времени провели с семьей — маленький отпуск. Тем более, была весна, все были на дачах, на природе — во всем надо искать свои плюсы.

Сыктывкарка рассказала о буднях водителя пассажирского автобуса

— По-вашему, какое качество самое важное в работе водителя автобуса?

— Наверное, оптимизм и терпение. Если их нет, будет скучно работать, и если ты не будешь находить в своем деле плюсы, то работать будет намного сложнее.

Источник