"У компании две проблемы — коррозия труб и КМНС": нефтяники на Сахалине поговорили о долге перед аборигенами

25 сентября во второй день конференции "Нефть и газ Сахалина" в Южно-Сахалинске поговорили о коренных малочисленных народах. Взаимодействие глобальных компаний с традиционными обитателями — штука одновременно хрупкая, как экосистема тундры, и неизбежная, как отходы бурения во время создания скважин. И потому любое ее публичное обсуждение сложно, как наклонное бурение, и полезно, как рекультивация почв.

Впрочем на дискуссии в среду было важно не то, что говорили — произнести что-то плохое и выбивающееся из выверенной линии корпоративных коммуникаций тут, на международном форуме перед телекамерами, просто не могли. Важнее было то, что в принципе здесь делали это. Собравшиеся на сцене и в зале неоднократно подчеркивали — полновесный диалог на тему КМНС за время "Нефти и газа" на панелях форума случился чуть ли не впервые. Почему так, никто не поделился.

И важно, что он получился кое в чем даже вполне конкретным — не про декларации ООН и перспективы устойчивого развития, а про то, что 60 КМНС нашли работу. Теперь осталось, чтобы с основным докладом в рамках подобной же площадки "Нефти и газа" выступил и кто-то из сахалинских аборигенов — пока на панельной дискуссии им досталась скорее роль наблюдателей, чем вершителей. По крайней мере двое в традиционных нарядах, что были заметны в черно-официальных рядах участников конференции, никаких выступлений не совершили.

На большом экране — рисованный нивхский юноша манипулирует с каким-то растением. Через секунду его сменяет девушка, в ладошке которой плещется мультяшная до нереальности маленькая рыбешка. По экрану пробегает собака (рядом заботливой рукой подписано — на русском и традиционном — что это именно она), звучит успокаивающая музыка. Поставленный закадровый голос призывает сохранять языки и культуры и заботиться о разнообразии народов и этносов. 2019-й, добавляет он, как раз объявлен ОНН годом коренных народов и их языков. Картинка вдруг меняется — и вот на месте людей в узорчатых курточках стоят улыбчивые то ли нефтяники, то ли просто олицетворители глобальных "цивилизации" и "прогресса". Никаких ветхих моторок и отсутствия света, браконьеров-оленеубийц и тарахтящих снегоходов, что характерно, в презентацию не включили.

— Для меня знакомство с Сахалином началось с конфликта между добытчиками и коренными народами в феврале 2004 года. Я сюда прилетела как журналист, чтобы разобраться в причинах протестных настроений КМНС в Ногликах. И с тех пор эта тема в поле моего зрения и я получаю отсюда разную информацию как от представителей коренных народов, так и нефтяных компаний, — запустила дискуссию чуть ли не с козырей Маргарита Лянге, президент гильдии межэтнических журналистов.

Она вспомнила, что отношения общества к нефтяникам и КМНС последние лет 15 двигаются по траектории маятника: от однозначного одобрения действий коренных народов и их борьбы с корпорациями (начало 2000-х) до восприятия аборигенов как рантье и людей с завышенными требованиями к бизнесу (примерно 2010-е).

— Сейчас мы имеем сбалансированное положение, когда в приоритете конструктивное сотрудничество. Но проблем не бывает только там, где все умерло, а этот процесс взаимодействия компаний с КМНС — живой, и здесь неизбежны вопросы и проблемы, и этого не нужно бояться, — обрадовала и одновременно расстроила она собравшихся. И заодно вернула маятник конференции куда-то в середину — из царства рвущих душу откровений на нейтральные позиции деловых докладов.

О противоречиях и трудностях работы корпораций с коренными народами и были основные доклады. Наталья Новикова, сотрудник института этнологии и антропологии РАН, рассказала про недопустимость формализма в этой работе, заметила, что мало принять некий документ, надо научиться жить с КМНС бок о бок.

— Отличительная черта компаний, которые работают на Сахалине, — как раз ежедневная работа по отношению к коренным народам. При этом очень важны компетенции тех людей, которые проводят эту политику. Особенно важно иметь специальные знания для этой работы. Тогда работа идет гораздо лучше, чем когда этим занимаются инженеры, которым вменили в обязанность вести эту политику, — похвалила ученая сахалинских добытчиков.

Вице-президент "Эксон Нефтегаз Лимитед" Маргарита Цой выступила наиболее конкретно — рассказала, как компания устраивает коренных сахалинцев на работу. Прежде всего это сезонные или временные виды занятости — например, из КМНС получаются отличные наблюдатели за китами. Представители традиционных этносов также участвовали во втором этапе освоения месторождения "Одопту". При этом, подчеркнула она, многие коренные жители, поработав пару раз во временном формате, потом переходят на постоянные должности или даже пытаются штурмовать инженерные и технические специальности.

— А коренные ли они теперь? — вполголоса проговорил мужчина в первом ряду.

— Программа была для компании, с одной стороны, доброй волей, а с другой — показала свою высокую эффективность, — не слышала его со сцены Маргарита Цой и рассказывала, что за последнее время в компании было открыто 55 вакансий, на которых успели поработать 60 представителей КМНС. Сейчас эта работа внутри "Эксона" продолжается.

Наталья Гончар, представитель "Сахалин Энерджи", зашла с глобального — обратилась ко всем по-нивхски, а потом она рассказала о Плане содействия развитию КМНС, который в 2021 отметит 15-летие. Его принятие, добавила она, сделало Сахалинскую область одним из "чемпионов" в деле взаимодействия с аборигенами и ввело в мировую практику словосочетание "сахалинский опыт". Из ее слов выходило, что это такой глобальный комплекс передовых решений, которые у нас впервые применили, да так удачно, что загляденье.

— Я увидел, что нефть и газ — богатство Сахалина. Сегодня я был на открытии симпозиума коренных народов. И я вам скажу — это второе богатство. И я надеюсь, что новое руководство области сделает все, чтобы два эти богатства, они сосуществовали в гармонии и процветали, — не стал терять трибуны Михаил Тодышев, представитель старейшин шорского народа, живущего в том числе на Кузбассе. А значит, поднаторевшего в решении вопросов по поводу культуры и экологии с суровыми местными угольщиками.

Тодышев и еще один федеральный эксперт — главный научный сотрудник института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин — еще больше увеличили масштаб обсуждения, сосредоточившись на вопросах сохранения народов и их языков, темах глобального соблюдения прав КМНС и следования базовым документам и рекомендациям, принятым в ООН. И, конечно, проблеме образования — как самих представителей коренных народов, так и тех людей, которые должны с ними работать.

Ну а под конец дискуссии поговорили как водится об отношении. Точнее, о том, вкладывают ли сегодня души и мозги в работу с КМНС передовые компании. Выходило, что далеко не всегда — предпочитая традиционные и проверенные технологии (букварь, а не игра для гаджета) поддержки культуры, языка и хозяйственной деятельности. Лишь бы было, а эффективность и актуальность — как придется. Никаких имен и брендов не назвали, и хочется верить, что сахалинские нефтяники в этот список формалистов не попадают.

— Я была в одной из компаний в России. И увидела там табличку на одной из дверей — отдел коррозии труб и коренных народов. То есть вот две проблемы у предприятия были — ржавчина и КМНС, — внесла в дискуссию немного благородного безумия Наталья Новикова.

На этой ноте дискуссию о судьбах КМНС — первую полновесную на "Нефти и газе" — можно бы считать удавшейся. Остается надеяться, что к следующему подобному диалогу островные нивхи, уильта, эвенки и нанайцы столкнутся с проблемами, которые уже познали на себе коренные жители Ямала — представителей коренных этносов там становится столь много, что скоро некоторые из них рискуют лишиться статуса малочисленных.

Источник