Учитесь летать, или Правила пользования государственным воздухом

В мире набирают обороты беспилотники. За последние несколько лет из увлечения для немногочисленных авиамоделистов и инструмента для еще меньшего числа профессионалов в геодезии, кинематографии и военной сфере они превратились практически в повседневность. Дроны покупают как игрушки, берут с собой в отпуск для съемки эффектных селфи, ими снаряжают корреспондентов муниципальные газеты и пресс-службы глав регионов.

Вместе с тем воздушная сфера остается одной из самых зарегулированных и контролируемых в стране — даже взлет на два метра без соответствующих разрешений и согласований грозит многотысячными штрафами. В последнее время к тому же за беспилотники всерьез взялась Росавиация — в стране проходит масштабная кампания по их регистрации и учету, на которую, впрочем, большинство внешних пилотов просто проигнорировали.

Корреспондент Sakh.com попытался вникнуть в тему и понять, чего же в нынешних беспилотных правилах больше — угнетения свободных художников и страха, что народ будет видеть элитные дачи без защиты заборов, или стремления сделать полеты этих "игрушек" безопасными для всех на земле и в небе.

Воздух в России принадлежит государству. И оно же определяет основные правила игры — они касаются всего, что поднялось над землей на сколько-нибудь продолжительный срок. От шарика или модели самолета до пассажирского лайнера. И главным законом для всех пользователей воздушного пространства в стране является Воздушный кодекс. Этот объемный документ рассказывает, кто, кому и что должен при полетах, как и где получать согласование на работы и перемещение в отрыве от земли. И, с точки зрения закона, какой-то особой разницы между двухкилограммовым беспилотником и многотонным Boeing нет — каждый должен иметь утвержденный план полета, двигаться в собственном "коридоре", где нет риска столкновения с другими воздушными судами.

Такая осторожность понятна — летающий аппарат не остановишь мгновенно, не увидишь приближение чего-то летящего снизу или сбоку, а последствия любых воздушных происшествий, как правило, оказываются тяжелыми. К тому же до недавнего времени кроме пилотируемой авиации, жестко регламентированной, с обученными пилотами за штурвалами, в воздухе никого особо и не было. Немногочисленные авиамоделисты, летавшие на пустырях и небольших высотах, особого вклада в вопросы безопасности не вносили.

С развитием современных технологий на рынке появились дешевые беспилотники. Еще пять лет назад БПЛА были редкими и экзотичными машинами, а сейчас купить подобную вещь может кто угодно. Не нужна ни лицензия, ни обучение. При этом современные дроны способны взлетать на сотни метров, удалятся от точки старта на километры, быстро маневрировать, а часто еще и снимать происходящее внизу.

Именно из-за этого для маленьких машинок с винтами не сделали никаких исключений — по большому счету они подчиняются тем же правилам, что и "большие" воздушные суда и должны подниматься исключительно с разрешения ответственного за воздушное пространство органа. Сегодня это ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения", у которой существует сеть филиалов в каждом регионе. В островном регионе это "Сахалинский центр организации воздушного движения". Через них должны согласовываться любые полеты над населенными пунктами и вблизи аэродромов, именно они должны следить за тем, чтобы коридоры большой и малой авиации не пересекались с треками юрких беспилотников.

Но сегодня система практически не работает — пилоты дронов от согласований полетов старательно уклоняются. Свое желание они объясняют просто — слишком сложно, слишком долго, слишком запутанно. И понять их логику можно — в основном дроны применяют для художественной съемки, время и место проведения которой не предусмотришь заблаговременно. А официальный путь довольно нетривиален: нужны уведомления за несколько дней, планы полетов, звонки до начала и после завершения работ в воздухе.

В общем — целая тонна бумаги ради пары минут полета.

Если взлететь без соблюдения всех необходимых формальностей — штраф в 30-50 тысяч рублей для физических лиц и приблизительно в 10 раз больший для юридических, а также возможная конфискация дрона как орудия правонарушения. И такие случаи уже были. Пока они — капля в море. На Сахалине, например, о подобном ничего до сих пор не сообщали.

Как часто бывает в России, строгость закона нивелируется отсутствием внятных санкций его исполнения. Да и система к нарушителям правил остается относительно лояльной — пока в СМИ появлялись лишь истории о штрафах за совершенно вопиющие вещи вроде полетов над воинскими частями и съемок секретных объектов. В конце концов, под каждым кустом и на всем протяжении берега моря полицейских не поставишь. А значит — летай пока не попадешься.

По-другому на проблему беспилотников смотрят специалисты АО "Ромона" — это одна из пока немногих компаний на Сахалине, которая использует промышленные и потребительские дроны для проведения работ по мониторингу ледовой обстановки, обследованию газо- и нефтепроводов и других промышленных объектов, лесов, водных пространств. Активно беспилотниками здесь занялись еще в 2015 году, а в ноябре 2018-го в компании открылся собственный отдел БЛА. Главное требование заказчиков таких работ — безопасность, а значит — соблюдение воздушного законодательства РФ. Поэтому в компании оперативно реагируют на все правовые изменения, разработан чёткий порядок безопасного взаимодействия со всеми заинтересованными структурами, организующими и практически осуществляющими воздушное движение.

— Люди летают, не зная законодательства, не получая никаких согласований. А это чревато серьезными происшествиями. Мне достоверно известно как минимум о двух случаях, когда в Октябрьском поднимали дроны на высоту два километра. То есть практически на глиссаде аэродрома Южно-Сахалинска в воздухе находятся беспилотники, про которые не знают ни диспетчеры, ни пилоты гражданских судов. При этом даже в случае столкновения бортов с относительно легкими дронами — 800 граммов или несколько килограммов (именно столько весят наиболее популярные модели) — речь идет об угрозе разрушения обшивки, двигателей, о потенциальной катастрофе, — рассказывает гендиректор АО "Ромона" Сергей Антипов. — Я понимаю, что творится в воздухе и насколько на самом деле серьезная ситуация в этой сфере складывается. Культуры нет абсолютно. Более того, у людей даже какая-то неправильная установка изначально — вместо того, чтобы пытаться все сделать правильно и законно, они пытаются как-то увильнуть, спрашивают, как можно летать, ничего ни с кем не согласуя. Но так, чтобы потом за это тебе ничего не было.

История компании насчитывает почти три десятилетия — в основном она занимается исследованиями и изысканиями в интересах компаний, работающих на шельфе. Пять лет назад для мониторинга с воздуха использовали в основном вертолеты — это было дорого и не всегда давало объективную картинку. А потом появились беспилотники и практически сразу вытеснили людей с неба на землю. С работой машины без экипажа зачастую справляются эффективнее воздушных судов с командой на борту — современные дроны увешаны детекторами, датчиками и различными вспомогательными системами, интерфейсами для приборов или камер. И, что более важно, они гораздо дешевле. Куда ниже и риски — даже самый дорогой беспилотник стоит дешевле любой человеческой жизни.

Главная беда подобных систем — отсутствие человека в том месте, где летит машина. Беспилотники за последние годы стали умнее, научились сканировать пространство вокруг, но все равно не видят и не могут оценивать все происходящее в воздухе. А удаленный на километры оператор дистанционно сделать это может не всегда. Из-за этого вопросы безопасности — как для самой дорогостоящей техники, так и для окружающих ее вертолетов и самолетов — стоят очень остро.

Сегодня в России не существует никаких требований к тем, кто собирается "командовать" беспилотниками — никакой аккредитации, получения прав или лицензии для пользователей этих устройств не предполагается. Тем не менее в стране уже сформулированы профессиональные стандарты для людей, которые хотят покорять воздушные потоки за пультом. Получить эту корочку уже можно и на Сахалине: в сентябре 2019 года в компании "Ромона" открылся единственный на Дальнем Востоке специализированный учебный центр для профессионального обучения операторов беспилотных летательных аппаратов. Программа подготовки внешних пилотов разработана в соответствии с утвержденным российским профессиональным стандартом — это 40-часовой курс, включающий насыщенную теоретическую часть и комплексные практические занятия.

— Наши ребята работают с дронами чуть ли не каждый день и каждый день видят, десятки нарушений. Люди просто не знают, как правильно, а потому делают "как придется". Многие вообще не задумываются о каких-то подобных вещах — "я просто слегка полетаю, поснимаю, какие могут быть последствия?". А тут же речь может идти о жизни человека. "Дикая" съемка массовых праздников, полеты вблизи аэродромов, работа в одной плоскости с вертолетами, судами малой авиации — этого становится все больше. Наш центр — попытка хоть как-то рассказать обо всем этом, открыть людям глаза на последствия их действий, — делится преподаватель учебного центра Софья Максимова. — Мы учим безопасно и правильно пилотировать в воздушном пространстве Российской Федерации. Делать так, чтобы все происходило в соответствии с законами, нормами, правилами, процедурами безопасности в воздухе. Поэтому в теоретическую часть входят лекции по аэродинамике, конструкции БПЛА, метеорологии, правилам пользования воздушным пространством. На практике мы занимаемся не только пилотированием, но и разбираем основные узлы дронов, учимся их обслуживать, работать с разными полезными нагрузками. Немаловажная часть — отработка подачи документов и заявок для получения всех необходимых согласований и установления режимов. Идея обучения очень простая: воздушное пространство одно, и пользователи должны друг друга как минимум уважать, а как максимум — обеспечивать безопасность воздушных судов, людей, которые на земле, промышленных объектов. Полет и его согласование — не только безопасность, но еще и акт уважения к другим участникам всех этих процессов.

Программа подготовки — это курс, включающий обширную теоретическую часть и разноплановые практические занятия. На выходе, рассказывают здесь, должен получиться полностью готовый пилот, способный самостоятельно решить большинство стоящих перед ним задач и ответить на вызовы погоды, техники и законодательства. Для практических занятий "Ромона" арендовала целый аэродром. Несмотря на то, что "Ромона" летает тут постоянно, перед каждым взлетом, как в первый раз, приходится подавать полетный план. Несмотря на то, что все диспетчеры местного центра ОрВД уже знакомы, никаких поблажек федеральная структура не допускает.

— Мы даем самые главные и основные знания, которые необходимы любому человеку, выполняющему какие-либо работы в воздухе. А новичков учим не бояться — если соблюдать все правила, все процедуры и не лезть на рожон, то никакого глобального риска нет в этом. Более опытным пилотам помогаем разобраться с тем, какие есть новые приемы и методы съемок. Рассказываем, насколько это может быть опасно, про законодательство, его ужесточение: сегодня если нет определенных разрешений, сотрудник органов внутренних дел может привлечь к ответственности и наложить штраф. Мы рассказываем, как этого избежать, как сделать все по закону, чтобы спокойно летать и выполнять все работы, — готовит к запуску дрон руководитель отдела БЛА АО "Ромона" Павел Иванов.

Сегодня для обучения будущих профессиональных внешних пилотов в "Ромона" используют два беспилотника-квадрокоптера. Первый — DJI Mavic 2 Enterprice — один из самых популярных любительских небольших и маневренных дронов с камерами для съёмки в видимом и тепловом спектрах, а также DJI Matrice 210 RTK, применяемый специалистами "Ромона" для инспекций промышленных объектов и создания карт местности и ортофотопланов. Перед запуском моторов дрона Павел выстраивает на земле небольшой городок — ограждает пространство, кладет небольшую матерчатую посадочную площадку. Пробегается по чек-листу — проверка готовности устройств, инструктаж, техника безопасности, площадка.

После этого жмет кнопку взлета — воздух наполняется воем четырех моторов и четырехкилограммовый дрон взмывает над заснеженным аэродромом. За юркой "мухой" беспилотника с земли грустно наблюдают разбитые и уже, кажется, приросшие к грунту трудяги Ан-2. Управление дроном ясным днем над ровным полем аэродрома — задача не очень сложная, но здесь можно отработать взаимодействие с машиной до автоматизма. Отточенные навыки очень пригодятся при выполнении работ в условиях, приближенных к боевым — на морском ветру, вблизи факельных установок, ЛЭП, зданий и других промышленных объектов, инспектировать которые зовут внешних пилотов.

В перспективе в организации надеются открыть обучение еще и для беспилотников самолетного типа — устройства с размахом крыльев в несколько метров могут преодолевать десятки километров и снимать протяженные участки трубопроводов или несколько часов парить над акваториями, наблюдая за движением льдов. Их применение — сфера совсем уж профессионалов. Но и на такие задачи и умеющих делать подобные вещи людей спрос на островах есть.

Сегодня российские власти медленно, но верно поворачиваются к беспилотникам — еще пару лет назад в этой сфере был настоящий правовой вакуум и мало кто понимал, что и как регулируется. Сегодня выстраивается система, пока, скорее, карательная, чем разрешительная — дроны можно сбивать, дроны обязали регистрировать, дронам прописали повышенные штрафы за взлет в зонах, где запрещены полеты (посмотреть их можно, например, на этой карте). Из послаблений пока только одно (постановление Правительства от 3 февраля 2020 года) — разрешение на полеты дронам без согласований на высоте до 150 метров вдали от групп людей и запретных объектов. Но и в нем есть много нюансов, с которыми необходимо разобраться.

— Мы ожидаем, что ужесточения будут продолжаться. Скорее всего, будет введена система обязательной сертификации внешних пилотов. Сегодня уже созданы механизмы регистрации, фактически сформирован новый вид транспорта. Следующий шаг — это введение четких правил допуска к управлению дронами. Как с правами — без них сегодня невозможно использовать автомобиль, — делится прогнозом Сергей Антипов.

Но то, что дроны будут использоваться и дальше, в АО "Ромона" не сомневаются — несущие угрозу устоявшемуся воздушному порядку, беспилотники серьезно снижают степень риска для людей. Дроны становятся умнее, быстрее, обрастают датчиками, при этом продолжают дешеветь год от года. Их уже используют в экспериментах по доставке товаров, посылок, применяют в спасательных операциях. Так что перспективы их скорого прихода в новые сферы — только вопрос желания, нужной идеи и подходящего времени.

Источник