Во Владивостоке спустили на воду первое построенное на Дальнем Востоке судно-краболов по программе «квоты под киль»
В пятницу, 18 декабря, на заводе АО «Восточная верфь» во Владивостоке спустили на воду судно-краболов «Охотск». Оно стало первым в подобном классе в истории отечественного судостроения на Дальнем Востоке. Судно рассчитано на добычу и перевозку 100 тонн краба, а также должно дать начало новой линейке современных краболовов.
Напомним, сейчас квоты на вылов краба предоставляются в инвестиционных целях. Победители крабовых аукционов должны строить краболовные суда на верфях в России. По результатам аукционов квоты для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна распределены в обмен на строительство 25 судов-краболовов.
В полдень 18 декабря судостроители завода «Восточная верфь» в бухте Улисс собрались на торжественной церемонии. Более двух сотен человек отмечали завершение большей части работ над первым современным краболовом, который строят в ДФО. Речь идёт о краболове проекта 03141, который получил имя самого первого города Дальнего Востока — Охотска. Головное судно заложили на верфи в прошлом году в присутствии полпреда в ДФО Юрия Трутнева, который назвал это событие стартом реализации программы «квоты под киль» для усовершенствования рыбной отрасли и поощрения судостроения.
Спустя год строительный этап работ на стапеле завершился. Настало время спустить судно на воду. Для этого его вывели в плавучий док, из которого краболов должен впервые выйти в море. Поскольку подобный момент для судостроителей особенно торжественный, на завод пригласили оркестр МГУ им. Г. И. Невельского. Рядом с музыкантами у микрофона стояли министр промышленности и торговли Приморского края Сергей Калитин, врио генерального директора АО «Восточная Верфь» Сергей Баканёв и представитель ООО «Дальневосточное побережье» Андрей Басаргин.
«Мы вместе с вами спускаем флагмана серии крабооловов. Это событие знаменательное, потому что мы выполняем поручение президента РФ по диверсификации предприятий. Это также и реализация программы ''квоты под киль''. Это первая ласточка, первый сигнал к тому, чтобы все верфи Приморья сегодня получили новый толчок к развитию. Этим создаётся фундамент для того, чтобы предприятие существовало и строило замечательные корабли», - отметил Сергей Калитин.
После поздравительных речей оркестр исполнил государственный гимн России, а работники, поднявшиеся на стенку плавдока, провели «обряд крещения» судна. По устоявшейся традиции на подвешенную к судну верёвку привязали бутылку шампанского, которую разбили прямо о борт краболова.
После этого стартовало, пожалуй, самое важное событие для предприятия — спуск на воду. Окрашенное в цвета российского триколора судно в плавдоке вывели на сотню метров от причальной стенки. Заводчане запустили в доке механизм заполнения балластных цистерн, чтобы тот погрузился до необходимой глубины, а судно по мере поступления воды поднялось с киль-блоков. Затем за дело принялись морские буксиры, которые тросами вытягивали «Охотск» из дока. Стоит отметить, что эта процедура является очень сложной. Периодически приходилось останавливать краболов, чтобы тот не задел внутренние стенки дока. В итоге процесс спуска на воду занял около двух часов. Тем не менее всё прошло удачно - теперь судно стоит у причальной стенки и ждёт достройки.
Врио генерального директора АО «Восточная Верфь» Сергей Баканёв, как представитель завода-изготовителя, рассказал корреспонденту VL.ru, что «Охотск» - головное судно новой линейки. После него должны быть построены ещё четыре уже серийных краболова.
«Охотск» предназначен для ловли и перевозки живого краба, для чего оборудован системой аэрации воды. Длина судна составляет 63,27 метра, ширина — 10,6 м. Водоизмещение - 1586 тонн. Проектом краболова занималась российская компания СК «Викинг», а заказ на него сделала группа компаний «Сигма Марин Технолоджи». Именно она должна получить в итоге четыре таких судна - по два краболова достанутся подконтрольным ей фирмам ООО «Север» и ООО «Дальневосточное побережье». Также планируется построить и пятый краболов для ещё одного заказчика — компании ООО «Восход».
Представитель компании ООО «Дальневосточное побережье» Андрей Басаргин сообщил, что новый краболов будет работать в Охотском и Беринговом морях.
«У него довольно распространенная модель корпуса, - сказал Басаргин. - За основу по желанию заказчика при проектировке была выбрана форма японской шхуны, так как подобные суда хорошо держат волну. В основном все компоненты здесь импортные, но двери, мебель для экипажа, иллюминаторы, металл и трубы - российские. Энергетическая установка доставлена из Японии, так как в России подобные низкооборотные двигатели пока не производят. В основном тот модельный ряд, что имеется в нашей стране, представлен среднеоборотными. Для работы этого судна уже определены районы для экспедиции — это Охотоморская и Беринговоморская. Судно рассчитано на добычу живого краба и его перевозку. В целом можно заполнять его порядка 100 тоннами груза, так как объём специальных ёмкостей составляет порядка 385 кубов».
Андрей Басаргин также отметил, что судно не стоит считать уникальным, так как его аналогов в мире довольно много. Во Владивостоке, по его словам, речь больше идёт о значимости реализации судостроительного проекта вообще, так как позволяет загрузить завод заказами на будущие годы, давая рабочие места, обеспечить заказчика новыми судами, а поддерживающему эти процессы государству, - вернуть в бюджет деньги от сверхдохода добытчиков.
Пока готовность «Охотска» составляет около 70%. Впереди — проведение отладки всех механизмов, достроечные работы на палубе и подготовка к испытаниям. Ориентировочно завод рассчитает передать краболов заказчику к ноябрю 2021 года. Но владелец судна надеется, что сможет получить его в июне будущего года. Ещё два судна должны сдать в 2022-м, один - в 2023 году, а пятый - в 2024-м.
Напомним, краболовное судно проекта 03141 заложили на АО «Восточная верфь» 26 ноября 2019 года. Губернатора Приморья Олега Кожемяко тогда отметил, что строительство головного судна будет субсидироваться государством в большей мере, чем серийных. В целом же за краболовы должны будут перечислять заводам по 20% от стоимости.
Читайте также
- Эволюция цифровых активов: Tether TRC20 и гривна
- Live-ставки на биатлон: как сделать успешный прогноз
- Разблокировка эксклюзивных наград: ваш путеводитель по текущим промокодам для популярных онлайн-казино
- Cкорлупа для труб: изоляция и защита
- Эффективное и быстрое перемещение грузов из стран Азии в Россию