Волшебство «Заката в степи» - выставку одного шедевра Куинджи открыли во Владивостоке

В Приморской картинной галерее (Алеутская, 14) в четверг, 16 мая, открылась выставка одного шедевра – до 14 июля посетители могут увидеть картину Архипа Куинджи «Закат в степи» из фондов Национального музея республики Бурятия.

Экспозиция в Приморской государственной картинной галерее – результат сотрудничества отечественных музеев. Полотно «Закат в степи», отреставрированное специалистами Государственной Третьяковской галереи, демонстрировалось в разделе «Тайны ночи» масштабной выставки, посвящённой 175-летию со дня рождения замечательного художника. Это был первый показ картины в Москве.

«"Закат в степи" – не единственная работа Архипа Куинджи в собрании нашего музея, у нас есть еще несколько этюдов к ней, – рассказала Татьяна Бороноева, директор Национального музея республики Бурятия. – Несколько лет назад мы получили письмо от директора Третьяковской галереи Земфиры Трегуловой с просьбой предоставить имеющиеся у нас произведения Куинджи на планирующуюся большую его выставку. И к нам приезжали специалисты Третьяковки, которые высоко оценили "Закат в степи" и отобрали его для выставки. Да, той самой, во время которой случился неприятный инцидент. Но наша картина находилась в другом зале, мало того, по сути ей было выделено в экспозиции особое место: она предваряла собой зал «Предчувствие ночи», где были собраны ночные пейзажи Куинджи.

Почему "Закат в степи" был так выделен? Объясню. Закатов, точнее, законченных масштабных картин с изображением закатов в творчестве Куинджи не так много. Например, одна из самых известных – "Красный закат" – находится в музее "Метрополитен" в Нью-Йорке.

Взгляните на наш "Закат в степи". Она написана в начале XX века. В кругу "закатных" работ Куинджи она занимает особое место. Вечерняя туманная дымка на полотне имеет такие тонкие цветовые переходы, так подчеркивает силуэт мельницы вдалеке и следы колес на переднем плане, так постепенно переходит в сизые облака, закрывающие солнце, что кажется, будто перед нами – театральная постановка, занавес, который медленно скрывает солнечный свет».

«Почему мы попросили коллег из Бурятии предоставить нам именно Куинджи? По нескольким причинам, – говорит Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Во-первых, нынешняя Ночь музеев у нас посвящена Дмитрию Менделееву, а всем известна его дружба с Куинджи. Ходят даже легенды о том, что именно эта дружба дала Архипу Ивановичу возможность использовать какие-то необычные краски, создавать такие удивительные цветовые эффекты… Во-вторых, на выставке Куинджи в Третьяковке, где я побывала, я обратила внимание на то, что этому полотну было выделено особое место. Нам повезло еще и в том, что перед выставкой в Третьяковке специалисты галереи провели реставрационные работы с "Закатом в степи". А это очень непростое дело. Куинджи много экспериментировал с красками, его работы живут своей особой жизнью, краски на них ведут себя не так, как на работах живописцев его времени. И реставрировать его полотна нужно с особой осторожностью.

Разумеется, мы разработали большую сопутствующую программу к выставке. Будем говорить об особой технике Куинджи, о его цветовых экспериментах. Разумеется, речь пойдет и о самом художнике, судьбу и творчество которого исследователи изучают и сегодня. Именитый мастер пейзажа открыл дорогу искусству последующего XX века – модерну и модернизму. Видя в нем новатора и гения-изобретателя, современники называли Архипа Куинджи художником света, художником-поэтом, певцом широких горизонтов и просторов. Живя в одно время с Иваном Шишкиным и Василием Поленовым, он искал иные пути выражения восторга от наблюдения таинств природы, умел передавать живую яркость разнообразных естественных световых эффектов: торжествующее пламя заката, серебристое мерцание лунной ночи, тепло и ласку ясного дня».

Выставка будет работать до 14 июля. Стоимость билетов: 300 рублей – взрослые, 250 рублей – студенты, пенсионеры, 100 рублей – школьники.

Источник