Ввозят машины, вывозят лес: Владивостокская таможня отчиталась о годовых итогах работы

Владивостокская таможня к своему профессиональному празднику подвела итоги деятельности за три квартала 2019 года. По словам руководителей ведомства, все показатели демонстрируют впечатляющий рост, что говорит о развитии бизнеса и ориентированности его на экспорт.

Владивостокская таможня является самым крупным таможенным органом региона и перечисляет в федеральный бюджет 84% всех таможенных платежей по Дальнему Востоку. В этом году, констатирует начальник ведомства Олег Ануфриев, количество перечисленных средств выросло в 1,6 раза по сравнению с прошлым годом и составило 214 млрд рублей.

Значительно увеличился и грузооборот. В натуральном выражении рост составил 65%, или 7,5 млн тонн. Стоимостной объем вырос на 52% и составил 15 млрд долларов США. Таможенники связывают это с завершением процесса по концентрации декларирования товаров, перевозимых морским путем. За три квартала в электронном виде было оформлено 186 тысяч деклараций, на сегодняшний день их уже более 210 тысяч. Это рост более чем на 40%. Сейчас 93% всех деклараций подаются электронно.

«Это колоссальные нагрузки на центр электронного декларирования и на таможню в целом, – говорит Олег Ануфриев. – В связи с этим таможенными органами принято решение развиваться по экстенсивному пути – внедрения технологий, а не расширения штата. К таким технологиям относятся авторегистрация и автовыпуск. 81% экспортных и 35% импортных деклараций регистрируются в автоматическом режиме. Выпуск осуществляется по 51% экспортных и 31% импортных деклараций автоматически. В прошлом году цифры составляли 11% и 0% соответственно».

Все декларации в электронном виде оформляться пока и не будут. Какие-то товары декларируются бумажным способом по различным правительственным постановлениям. Часть товаров, а именно автотранспортные средства, пока таможатся на бумаге по причине отсутствия соответствующих компетенций. Как только такие права предоставят, констатирует Олег Ануфриев, так и переведут в электронный вид.

В основном торговая деятельность, ориентированная на внешнюю экономическую деятельность, активно развивается у резидентов специальных режимов – СПВ и ТОСЭР. За год их декларационный массив вырос в 15 раз: если в прошлом году резиденты подали около 500 деклараций, то сегодня их уже 7 тысяч. Сумма товарооборота составила почти 1 млрд долларов США. Объем тоже вырос в шесть раз и составил 170 тысяч тонн.

Правда, если уточнять соотнесение ввозимых и вывозимых товаров, становится грустно. Импортируют в Россию через Владивосток автомобили, затем идет высокотехнологичное оборудование, товары народного потребления, ткани, сырье, одежда, обувь, части обуви, полимеры и изделия из полимеров. Весьма разношерстная номенклатура, поскольку основным импортером является КНР.

Китай же является и основным экспортером. И вывозится из России к соседям совсем не оборудование. В первую очередь уходит лес. Затем рыба и различные биоресурсы, черный и цветной металл и производные из него.

Бизнес в целом стал ориентироваться на ВЭД. Крупные поставщики меняют логистику. Если раньше она была завязана на западную часть России и все товары сначала уходили туда, а потом распространялись по стране, то сейчас многое оптимизировались. Сегодня некоторые крупные компании держат «узел» на Дальнем Востоке. Ввоз товаров и реализация производится с востока на запад.

Правда, с мелкими отправлениями, с товарами, которые граждане заказывают для личного пользования на интернет-площадках, пока все не так радужно. По словам Олега Ануфриева, у Владивостокской таможни есть свой почтовый пост, который принял в этом году более 3 млн отправлений. Но значительная часть товаров все равно уходит в другие хабы – Хабаровск, Новосибирск и Москву.

«Существует проблема в наличии качественной инфраструктуры со стороны «Почты России», – говорит Ануфриев. – Пост у нас сформирован, численность с учетом автоматизации полностью соответствует всем нормам. Но не соответствует инфраструктуре. Нет качественного большого терминала. Мы с завистью смотрим в сторону того же Новосибирска, где есть большой качественный терминал, оборудованный по последнему слову техники, есть возможность проведения таможенных операций, сортировки, сепарации и всего остального. У нас же здесь оставляет желать лучшего. С «Почтой России» мы работаем. Учитывая социальный интерес к этому вопросу, мы должны двигаться навстречу друг к другу».

С 1 января 2020 года беспошлинный лимит на ввоз товаров из-за рубежа сокращается до 200 евро, зато у россиян появляется дополнительное преимущество: лимит в 200 евро будут считать не за месяц, а с каждой посылки. По прогнозам таможни, объемы почтовых отправлений увеличатся в 4-5 раз. И пока конструктивный контакт у ведомства с «Почтой России» есть, а вот прогнозов по решению вопроса нет.

С точки зрения логистики и таможенного оформления есть разные способы отправки груза. Это почтовые отправления и экспресс-перевозка. Если товар отправлен почтой, то оформлять его будет почтовый пост таможни. Экспресс-грузы – это грузы, которые консолидируются на стороне иностранным отправителем, а затем уходят вместе и оформляются по иному порядку. Сейчас в таможне проводится эксперимент, который позволяет экспресс-грузы оформлять очень быстро. Если раньше на каждую экспресс-отправку необходимо было готовить свою декларацию и это были просто кипы бумаг, то сейчас они оформляются по реестрам. И выпуск товаров, которые не облагаются таможенными платежами в больших объемах (200-300 отправок за раз), производится буквально за минуты.

Источник