Забытый остров: как люди выживают на Русском восьмой день подряд без света и воды

Прошло восемь дней, как Владивосток накрыло ледяным дождём. В то время, как город постепенно оправляется от непогоды, Русский остров продолжает выживать и бороться с последствиями стихии своими силами. С чем столкнулись островитяне, оказавшиеся в изоляции, выяснили журналисты VL.ru.

Девять утра. Морской вокзал. Очередь из двух сотен человек и десятки автомобилей ждут погрузки на паром, который, хоть и с опозданием, но всё же отправляется на Русский остров. На пароме идут машина Росгвардии и две кареты скорой помощи. В пути пассажиры делятся впечатлениями.

«Это ещё ничего. Сейчас людей не так уж и много. Вот в 7 утра тут было порядка 1000 человек, – рассказал Сергей. – А я каждый день на остров катаюсь на ТЭЦ. Сегодня опоздал... А с той стороны люди также во Владивосток спешат на работу».

По пути можно было заметить, что на закрытом Русском мосту работы не ведутся. Фотограф, вглядываясь в мощный объектив, направленный в сторону моста, никого на вантах не увидел.

Паром причаливает к острову, он ещё не ошвартовался, а к нему уже ломится толпа людей.

Чтобы понять, как живут люди в посёлках, нужно сначала до них добраться. Эта проблема на острове решена: на пирсе прибывших встречают восемь автобусов, половина из которых держат путь в сторону посёлка Воевода. Автобусы ходят с интервалом в полчаса. Проезд бесплатный – это правило на острове действует для всех без исключения с 20 ноября. Хотя один из жителей Воеводы пожаловался, что иногда водители «не чураются и берут за проезд».

Университетский проспект расчищен, но уже на Кронштадтской улице ситуация резко меняется. Кроме заснеженной дороги в глаза бросаются деревья, которые легли на проезжую часть под тяжестью льда. На Экипажной улице можно заметить оборванные линии электропередач.

Первая остановка – Подножье. В центре обесточенного посёлка стоит полевая кухня. Тут же едят дети из местной школы. Со слов военных, организовавших питание, на острове развернули как минимум ещё две такие же кухни. Кормят утром и вечером. «Ходим в школу. Всё нормально. Мы без света учимся. Ученье – свет», – шутит восьмиклассник Алексей.

С детьми стоят учителя и родители, которые рассказывают, как сейчас живётся в Подножье. «Это какой-то ужас! Неделя уже. Света нет! Генератор привезли, поставили, везде рассказали, что посёлок обеспечен светом, а на самом деле даже провода не дали, чтобы подключить генератор. Всё сами делали. Попытались включить – провода через 40 минут сгорели. Приезжал Кожемяко, и к его приезду включили генератор на 15 минут. Как только он уехал, тут же выключили. Администрация полностью опозорилась», – вспоминают местные жители.

Топливом генераторы обеспечивает «Оборонэнерго», но подвозят горючее местные жители. Сегодня в 11 часов удалось запустить генератор, а уже через полчаса он заглох.

С продуктами дела обстоят не так уж и плохо: на полках есть практически все необходимые товары, за исключением скоропортящегося. «Ничего... Нормально у нас всё. Привозит хозяин магазина. Всё сейчас есть», – рассказала продавщица Галина.

В Подножье мы встретили волонтёра Александру из яхт-клуба «Алые паруса». Она согласилась помочь с доставкой газовых плит и баллонов для нуждающихся островитян. «Я получаю списки местных жителей. В основном это пенсионеры, инвалиды или семьи с детьми, которым крайне необходимы плиты. Развожу всё это по посёлкам. Я не могу оставаться в стороне. Сейчас у меня осталось всего 16 плит. Утром было 38. Вчера отдала 26. На всех не хватит, нужно ещё», – подсчитывает Александра.

Она говорит, что сейчас большинство жителей острова предоставлены сами себе и вынуждены решать проблемы сообща. Вот и сейчас Александра взялась повозить нас на своей машине по Русскому. С ней мы отправляемся в Воеводу.

«Больше всего людей раздражает ложь в СМИ. Когда пишут, что всё хорошо у нас, или когда под приезд губернатора быстро убирают мусор и включают генераторы. В целом нужно отдать должное нашим островитянам. Вот, например, малый бизнес очень помог: ребята поставили у себя генераторы и разрешают всем приходить и заряжать телефоны. Многие сейчас помогают друг другу», – рассказывает по пути Александра.

По пути останавливаемся у насосной станции, которая обеспечивает водоотток в этой части острова. Вблизи канализационного люка образовалась большая лужа, стекающая в море. На улице стоит смрад. Всему виной вынужденная откачка сточных вод из каналов, которые не работают без давления насосов.

На окраине посёлка – рухнувшие бетонные столбы и оборванные провода. Жители крайнего дома настолько подавлены, что даже не реагируют на вопросы журналистов.

В Воеводе нам удалось пообщаться с военнослужащей, которая живёт в этом посёлке. Она рассказала, что с мобильной связью и интернетом на острове перебои. «Yota и «МегаФон» лежат. Сегодня лёг и «Теле2». «МТС» ещё держится. С «МегаФоном» вообще ситуация интересная. Их базовая станция расположена у нас на территории части. Раньше во время отключений света к нам приезжали специалисты и заправляли генераторы, которые питали станцию. Сейчас же никто не приехал. Мы звонили операторам, и нам заявили, что сейчас заправить генераторы «не представляется возможным».

Несмотря ни на что, у островитян есть отопление. Как оказалось, котельные работают от генераторов, которые были установлены заранее, так как на острове уже были проблемы со светом.

Холоднее всего оказалось в самом отдаленном посёлке Русского острова. Тут не было ни света, ни воды. «Батареи еле тёплые. У меня дети в куртках по дому ходят», – пожаловалась местная жительница. Она добавила, что сложнее всего – из-за отсутствия информации. Никто не говорит точных дат, когда и что заработает.

В посёлке живут два инвалида, и, со слов их соседей, никто им не предложил переехать в пункт временного размещения. К тому же здесь нет даже полевой кухни.

Вблизи посёлка Экипажный мы встретили Дениса Ясинкова, председателя комитета по массовым мероприятиям яхт-клуба «Алые паруса». Он рассказал о ситуации с восстановлением электроснабжения на острове. «В Экипажном расположен электроучасток. Там в 9 утра собираются три ремонтные бригады. Сегодня они должны были заниматься Подножьем, но я обошёл весь посёлок и их не встретил. А вот на Шигино уже дали свет», – рассказал Денис.

Жители Шигино говорят, что свет дали 25 ноября в 11 часов вечера. А вот воды нет – её приходится добывать в единственной на весь посёлок колонке или дожидаться подвоза. Как раз, когда мы были в Шигино, Александре позвонили и сказали, что привезли на остров питьевую воду. Мы не смогли остаться в стороне и помогли разгрузить несколько сотен литров бутилированной воды.

Водитель маршрутного автобуса, которого сняли с рейса, чтобы развезти по острову воду и продукты, согласился подбросить нас к парому. На полпути ему пришло сообщение, что его коллега не справился с управлением и попал в ДТП. «А вообще тут ситуация в плане дорог не такая уж и плохая. Мы всё время на связи с управлением дорог [администрации Владивостока] – они нам помогают. А поначалу мы сами все эти деревья с дорог убирали», – рассказал водитель.

Он добавил, что на острове только одна большая заправка – «Роснефть». В первые дни были проблемы: не было дизеля. Сейчас есть все что нужно. А вот аптека на острове только одна и одна больница, а детская поликлиника с узкими специалистами находится на Эгершельде.

На пирсе Поспелово, в отличие от 30-го причала, нам, как и всем, пришлось ждать паром на морозе. Спасал только горячий чай, который разливают в полевой кухне от МЧС. Кстати, здесь нашлись и те, кто научился наживаться на чужих проблемах. На причале появились ребята, которые предлагают платную парковку тем, кто не влез в паром и сильно спешит.

Возвращаясь во Владивосток, мы снова попытались обнаружить хоть какую-то активность на мосту, который закрыт до конца месяца. Но и в этот раз безуспешно.

После поездки на остров кажется, что в городе всё не так уж и плохо. И, пожалуй, стариков, детей и инвалидов можно было вывезти с Русского во Владивосток – поселить в каком-нибудь пустующем ПВР до тех пор, пока не вернётся свет и вода. А когда они вернутся, никто не знает.

Источник