Анастасия Маслова: «художник не должен оправдываться»

Анастасия Маслова: «художник не должен оправдываться»

Художница Анастасия Маслова стала первой женщиной в Ухте, которую приняли в Союз художников России. О детстве в семье художников, превращении творчества в производство и любимом «наивном сюрреализме» Анастасия рассказала в рубрике БНК «Так и живем».

- Как давно ты занимаешься изобразительным искусством?

- Сколько себя помню, я росла в творческой атмосфере. Родители преподавали в художественной школе (прим. Отец – Владимир Маслов, член Союза Художников России), поэтому сомнений в выборе направления деятельности у меня не было. Без раздумий пошла в художественную школу, где мама учила меня живописи и композиции, а папа преподавал рисунок. Потом – средняя художественная школа в Санкт-Петербурге и университет имени Герцена.

- Не было желания «догнать и перегнать» родителей, как это часто случается у детей из творческих семей?

- Если о живописи рассуждать с точки зрения норм ГТО, я вряд ли когда-нибудь буду занимать лидирующие позиции. Нужно большее погружение в процесс: меньше быта, больше искусства.

- Часто наблюдала за тем, как рисуют родители?

- Не особо. Мне кажется, что художники вообще не любят, когда за их творческим процессом наблюдают. Еще и вопросы задают: «Что это? А это здесь зачем? А это почему так?» А что ответить, если это эксперименты, мыслительный процесс? Приходится что-то объяснять оправдываться, тратить энергию.

- Изобразительное искусство – это для тебя только хобби, самовыражение или все же дополнительный источник дохода?

- Изредка случалось рисовать на заказ. Портреты с фотографии, копии картин. Например, был заказ – копия картины Васи Ложкина «Не время улыбаться». Это было забавно. Но обычно я не думаю о коммерческой реализации. Возможно, потому что другим способом деньги зарабатываю, я это не смешиваю. Если в процессе даже вскользь возникают мысли о том, как хорошо бы продать свое творение и что бы такого с ним сделать, чтобы оно было привлекательнее для покупателей, то это уже не творчество, а производство. Готовые работы иногда продаю.

В мастерской Анастасия проводит по три дня в неделю.

- Чем ты занимаешься на основной работе?

- Я дизайнер центра СМИ в УГТУ. Еще есть фриланс. В основном, это работа с печатной продукцией, но заносит и в другие области. Например, сейчас заказали дизайн ковролина. Нужно сделать бесшовную картинку, чтобы отдать ее в производство. Чисто техническая задача, но тоже интересно. Новые нейронные связи – это всегда неплохо.

- Творчеством каких художников вдохновляешься?

- Разных. От Левитана, до Френсиса Бэкона.

- В каких жанрах предпочитаешь работать?

- То, чем я занималась до недавнего времени, сама для себя называю наивным сюрреализмом. Наивный он по композиции – она там очень простая. Вот одна из работ – «Из жизни голубой свиньи».

Анастасия Маслова: «художник не должен оправдываться»

- Почему именно свинья, еще и голубая?

- У меня к этому животному трогательное отношение. Оно у всех ассоциируются с чем-то грязным, неприглядным, поэтому захотелось воспеть и одухотворить. Мой любимый голубой цвет на сей раз решил принять такую форму. Еще планировались разные персонажи, но как-то с ними не сложилось.

- Ты много размышляешь в процессе творчества? Это может мешать?

- Да. Особенно, когда это происходит, к примеру, накануне выставки. Могу начать с доработки какой-то детали и захотеть все переделать, в итоге потратить на это гораздо больше времени, чем запланировано. А подготовка к выставке и так процесс трудоемкий.

- В каких выставках ты участвовала? Персональные были?

- Да, была одна – в Национальной галерее Коми в 2017 году. Участвовала в разных республиканских проектах. В 2014 году моим работам повезло как-то попасть на фестиваль современного искусства «BEART» в Мурманске.

- В каком направлении работаешь сейчас?

- Сейчас занимаюсь пейзажем. Надеюсь, что получится выйти на качественно новый уровень.
Анастасия Маслова: «художник не должен оправдываться»
- А есть какая-то иерархия сложности жанров? Что проще писать?

- Проще, думаю – натюрморт. С пейзажем сложнее: сложнее с композицией, больше нужно принимать волевых решений. Портрет требует знаний анатомии и психологии.

Анастасия Маслова: «художник не должен оправдываться»

- Нравится писать людей с натуры?

- Безусловно. Людей только так и нужно писать.

- Есть мнение, что сетевая поэзия портит вкус читателей и сбивает их с толку, есть ли, на твой взгляд, подобная проблема в изобразительном искусстве?

- Проблема подмены искусства маркетингом и «продаваемостью» в целом характерна для нашего времени и это печально. Есть такое и в изобразительном искусстве. К примеру, Никас Сафронов. Но попса в тренде, что поделать.

- Могла бы отличить женские работы от мужских?

- Чаще — да. У женщин больше внимания к мелким деталям, они тщательнее прописаны, в целом более аккуратны. Если мужчина в основном решает художественную задачу, то у женщины в природе ярко выраженное желание понравиться. Как правило, это сквозит и в работе. Но, конечно, бывают исключения.

- Могла бы ты не писать?

- Конечно, могла бы. Буду ли я хорошо при этом себя чувствовать – другой вопрос. Боюсь, что высшая нервная деятельность – необходимое условие полноценной жизни.

Источник