"Бог существует, ее имя — Петруния": здравый смысл и вера — антонимы?

На пороге фильма "Бог существует, ее имя — Петруния" македонского режиссера Теоны Стругар Митевска холодной синевой нас встречает метафора бассейна. Этот пустой бетонный котлован, через который главная героиня Петруния Эфтимовска (актриса Зорица Нюшева) ходит в центр города на неудачные собеседования, имеет что-то общее с ее жизнью. На первый взгляд, она такая же ненаполненная. Отсутствие не только работы, несмотря на возраст, о котором упорно напоминает ей мать, но и хоть какого-то рабочего опыта. Петруния — историк, с такой профессией устроиться куда-нибудь в городе Штип нереально. Отсутствие личной жизни. 32-летняя женщина живет с престарелыми родителями, мать поучает и удушливо контролирует ее, отец существует в маленькой квартире практически фоном, поддерживая дочь, но не обозначая свою позицию напрямую. Бодипозитивное отсутствие желания ухаживать за собой, прихорашиваться и кого-то привлекать. Но зато в совершенно неповерхностной Петрунии есть что-то другое. Мы чувствуем это с самого начала, но на этапе экспозиции и завязки не можем дать этому названия. Да и в кульминационный момент, во время прыжка в январскую реку после неудачного, даже унизительного собеседования, все еще не понимаем эту женщину. Да, она решительная, принципиальная, не похожая на остальных, но чувствуется, что это не предельная глубина.

Нырнув в воду, достав из нее брошенный священником крест и превратившись в эпицентр всемакидонского конфликта, Петруния словно наполняет бассейн своего существования бездонным смыслом, то ли открываясь, то ли трансформируясь в процессе разбирательств, допросов и угроз. Как посмела она, женщина, принять участие в традиционно мужском соревновании — нырянии за крестом, приносящим удачу и счастье на целый год тому, кто достанет его? Кто она вообще такая, чтобы бросать вызов церкви и всей ортодоксальной общественности? Мать обзывает ее последними словами, подружка восхищается ее сумасшествием, полиция и церковь, объединившись и замахнув по стопке для храбрости, пытаются вразумить, подкупить ("церковь может помочь тебе, может обвенчать бесплатно") и требуют вернуть крест, хотя для этого нет законных оснований, толпа разъяренных мужчин, дежурящих у полицейского участка нарекает шлюхой и грозит расправой. И все лишь потому, что так не принято.

Драматическая история основана на реальных событиях. Однажды Теона Стругар Митевска прочитала интервью с женщиной, которая в 2014 году на Крещение прыгнула в воду и поймала крест, нарушив древнее правило, неписанный закон патриархального мира. Несмотря на всеобщее порицание и обвинения в сумасшествии, она смогла добиться того, чтобы женщинам тоже разрешили участвовать в этой ежегодной церемонии. "Бог существует, ее имя — Петруния" — это фильм об элементарном, о здравом смысле, который отнюдь не антоним даже самой искренней веры.

— Церковь хочет вернуть крест, — говорит Петрунии, доставленной в полицейский участок, представитель закона.

— А почему я тогда в полиции? — спрашивает она.

Действительно, почему?

Здравый смысл на всем протяжении картины пытается поймать в кадр журналистка (Лабина Митевская), приехавшая в Штип из Скопье, столицы Республики Македония. С помощью этой истории она хочет показать обществу его собственное правдивое отражение и, даже лишившись поддержки начальства и оставшись без оператора, продолжает снимать происходящее. Возможно, поступок Петрунии кажется ей революционным, но сама обладательница креста признается, что не хотела никого провоцировать.

— Зачем ты это сделала?

— На счастье.

И чуть позже — я не знаю, зачем прыгнула, просто прыгнула, как животное. Неслучайна эта анималистичная притча, которую рассказывает Петрунии полицейский. Ближе к финалу задержанной ни за что женщине кажется, что из покорной овцы она превратилась в волка. Ей неважны оценки догматичного большинства, она сильна и она готова к любой борьбе.

— Тебе не понять, и это нормально. И я это принимаю, — говорит она матери, вроде бы из соображений заботы навестившей ее в полицейском участке, но вновь затянувшей привычную абьюзивную песню: что за куртка, этот цвет тебе не к лицу.

Мать, с самого детства привыкшая проходиться по внешности и человеческой значимости дочери, просто не может осознать, что ее высказывание крайне неуместно: некрасивую куртку Петрунии дал полицейский, чтобы согреть после того, как разъяренная паства облила ее водой. Неприятие внутри семьи и неприятие в обществе, холод метеорологический и холод в глазах агрессивных верующих, мужская голова на женском манекене и мужские порядки в обществе — фильм построен на множестве перекличек. И в этом переплетении главная героиня ищет не тепло, как искала бы типичная женщина, а справедливость и доказательство уверенности в своей правоте. И вот оно, то, чему мы, глядя на Петрунию в начале фильма, не могли дать точное определение, — потрясающее спокойствие. Хоть и с порой прерывистым дыханием и испуганным взглядом, но она спокойно встречает все, что происходит с ней, потому что опирается на себя, верит себе, точно знает, что права. Эта внутренние опоры не сломаются, независимо от того, будет год удачным и счастливым или нет. 8/10.

Повтор фильма состоится 30 августа в "Октябре", начало в 17 часов.

Источник