Депутаты Южно-Сахалинска не разобрались в "букваре" дизайн-кода

В городской думе Южно-Сахалинска прошла презентация нового дизайн-кода областного центра. Документ, который в перспективе десятилетия должен стать основой для создания гармоничной среды и облика города, планируют принять в ноябре-декабре. Сейчас в него вносятся финальные правки, проходят встречи с заинтересованными целевыми группами — в первую очередь с различными направлениями сферы услуг, которому новые нормы грозят затратами на переделку вывесок, строителями, архитекторами и так далее. Впрочем, множество вопросов нашлось и у народных избранников, которых новые правила коснутся больше как жителей, чем как специалистов.

Больше всего им не понравилось отсутствие в документе изюминки города, а также возмутил приоритет общих концепций над конкретными примерами и нехватка изображений того, как это будет выглядеть не в масштабе одного здания с вывесками, а в смысле глобального объекта, вроде целой улицы или микрорайона. В букваре, по которому будут писать среду, оказалось слишком мало законченных рассказов.

По итогам часового обсуждения в стенах думы родилось только одно конкретное решение — собраться в рабочую группу и решить, как быть с дизайн-кодом дальше и каким образом ускорить его приход на улицы Южно-Сахалинска. В любом случае, с главной задачей, обозначенной председателем Сергеем Дмитриевым, — ответить на все вопросы депутатов и дать им полное понимание того, что ждет город — очевидно, на этой встрече не справились.

— Что же мы делали весь этот год, и какие основные задачи стояли при разработке? В первую очередь это урегулирование и взаимоувязка процессов формирования стилистически единой и комфортной городской среды и развитие архитектурного облика города. Хотелось выявить его уникальные особенности, чтобы сформировать запоминающуюся, комфортную и многообразную городскую среду, — обозначила приоритеты генеральный директор архитектурного бюро RTDA, ставшего разработчиком дизайн-кода, Марина Лепешкина.

Она рассказала, что в дизайн-коде были проработаны отдельные подходы и регламенты для различных зон города, рекомендации по благоустройству общественных территорий, а также правила размещения и оформления отдельных элементов городской среды, брендирование и детальное описание общих принципов взаимодействия объектов архитектуры, благоустройства, различных видов рекламы и информационных табличек. На основании проведенного в городе полевого исследования и работы с документами были сформулированы принципы зонирования областного центра, ключевые отличия во взаимодействии с разными его районами и даже правила праздничного убранства города.

Ее выступление дополнил управляющий небезызвестной "Студии Артемия Лебедева" Денис Шохин. Специалисты из команды дизайнера занимались вопросами размещения и регулирования рекламы и других элементов, которые располагаются на фасадах зданий.

— Подобные работы мы делали в нескольких городах. Начали с Москвы, потом транслировали опыт на другие города. Недавно закончили для Якутска, сейчас завершаем для Архангельска, — поделился дизайнер.

Несмотря на довольно продолжительный доклад и подготовленную разработчиками презентацию, у депутатов к дизайн-коду оказалось довольно много вопросов и даже претензий. Первым высказался Олег Логачев:

— Где же изюминка? Я увидел заимствование из других городов. Нужно, чтобы человек приехал и сказал: "Да, это Южно-Сахалинск"! Уникальность какая? — обозначил проблему депутат.

Разработчики заметили, что они пытались прежде всего "извлечь" из визуального мусора все имеющиеся архитектурные объекты, представляющие для города ценность, а также создали для Южно-Сахалинска собственную цветовую палитру и логотип — мозаичную картинку, символизирующую переплетение городских улиц и нависающие над Южно-Сахалинском горы.

Не убедили.

Логачева поддержала Майя Кириллова — она тоже не увидела в документе ничего принципиально южно-сахалинского. Неочевидным для нее был и механизм подбора "фирменных цветов города". Почему эти, а не те? Их, признались разработчики, определяли, исходя из гармоничности и экономики — сильно экзотичные материалы на острова везти слишком дорого и сложно, капремонт встанет.

Более глобальные претензии к дизайн-коду высказала Галина Подойникова — о какой вообще гармоничности можно говорить, если у нас среди пятиэтажных жилых домов вырастают многометровые "свечки". Главный архитектор Максим Ефанов попытался успокоить главную по каверзным вопросам в думе — этажность и застройку обсуждаемый документ уж точно не регулирует. Зато как раз сейчас в городе обсуждают новый генплан. И там все эти нюансы попытаются учесть.

Кроме того, депутатов не впечатлила имеющаяся в презентации конкретика — объемный пятитомный дизайн-код попытались ужать до более-менее комфортного для обсуждения формата и, по мнению народных избранников, выкинули слишком много важного. В результате, заметили депутаты, в основном в презентации оказались правила оформления вывесок и рекламы, а не комплексный взгляд на ту или иную часть Южно-Сахалинска.

— Мне казалось, что дизайн-код — это внешний вид домов, фасадов, парки. Цветовые решения улицы Ленина, проспекта Мира. Чтобы когда кто-то строит дом, не мучился, какой фасад делать или крышу. Я думал, дизайн-код про это: нарисуется улица, определятся цветовая гамма, элементы благоустройства. А мы говорим о рекламных носителях и рекламных конструкциях, — недоумевал Николай Артеменко.

Его поддержали Сергей Дмитриев, Олег Логачев и Олег Болутенко, а Марина Лепешкина пыталась объяснить, что в дизайн-коде все это есть, просто не попало в презентацию, так как до сих пор именно это вызывало наибольшие опасения. Но уж в думе то было не сообщество рекламодателей, вставил ремарку Сергей Дмитриев. Тут собрались люди более широких взглядов.

— Что вам мешало, для интереса, чтобы мы все понимали, показать нам пример. Вот улица Ленина. Мы едем и видим с вашими новыми рекламными конструкциями, каких цветов эти дома. И тогда у нас появляется ощущение. Нам бы хотелось увидеть Ленина от Емельянова до Украинской. И мы тогда понимаем, как это применимо, — сформулировал проблему Болутенко.

Концепцию конкретных районов и улиц, рассказывали разработчики, в нынешнюю редакцию документа включить довольно проблематично — прежде всего нужно разработать базовые принципы, а потом переносить их на те или иные объекты. Подход от меньшего к большему, выступил Денис Шохин, был бы скорее вреден, чем полезен. Но депутатов было не переубедить.

Необычный вопрос даже не к дизайн-коду, а к городским улицам в целом высказала Сусанна Адрова: депутат спросила, где же островная айдентика в названиях? Почему в городе есть улица Крымская, но нет Папоротниковой? Или, например, Лопуховой.

— В Северном городке у нас будет целый микрорайон строиться, можно подумать, — подхватил идею директор департамента архитектуры и градостроительства Денис Ю.

— И Лопуховых там можно, да, — поддержал кто-то в зале.

Высказывали, конечно, и традиционные опасения за бизнес, которому в случае чего придется тратить тысячи рублей на переделку собственных вывесок. Точнее, не придется — власти города пообещали, что "закон обратной силы иметь не будет" и по заключенным договорам на рекламные конструкции никаких санкций, сносов или пересмотров не будет.

В любом случае, эта встреча депутатов и разработчиков дизайн-кода была не последней. В рамках думы все-таки создадут некую рабочую группу и детально изучат материалы многостраничный документ. А потом, вероятно, его примут.

О том, что такое дизайн-код и как он повлияет на облик Южно-Сахалинска ИА Sakh.com уже рассказывали в администрации города.

Источник